Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности использования народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста на основе использования народных танцев…………………………...5
Особенности эстетического развития детей дошкольного возраста……5
Использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….9
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
Глава II. Практическая работа по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев……………………………………………………………………………..17
Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев………….............17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………
Здоровье: Знакомить со здоровым образом жизни.
Социализация: Воспитывать дружеские отношения между детьми, развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Коммуникация: Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Познание: Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы.
Оборудование: Бусы, белые платочки с петелькой, мечи из картона и блестящей бумаги, пояса, «волшебный сундучок», книга русских народных сказок.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети маршем входят в зал (музыкальное оформление: марш из сказки).
Пройдя по залу, выстраиваются по кругу. Музыкальный руководитель встаёт рядом с ними в кругу.
Муз. рук.: Девочки и мальчики, давайте поприветствуем друг друга танцевальным поклоном! Здравствуйте, девочки! (муз. рук. выполняет поклон вместе с девочками) Здравствуйте, мальчики! (муз. рук. выполняет поклон вместе с мальчиками) Здравствуйте, ребята! (поклон выполняют все вместе: муз. рук., девочки и мальчики)
Муз. рук.: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с танцами русских народных сказок. (Муз. рук. показывает картины Билибина И. Я.) Посмотрите на эти картины. Что на них изображено? (Приложение 1)
Дети: Сказки.
Муз. рук.: Во многих сказках есть умные, красивые девицы: например, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая. Есть в сказках и смелые, сильные богатыри, такие как Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. В русских сказках герои исполняют песни, танцуют. Вам родители читают русские народные сказки?
Дети: Да.
Муз. рук.: Какие вам русские народные сказки нравятся, назовите?
Дети: Гуси – лебеди, Морозка, Добрыня Никитич и змей Горыныч.
Муз. рук.: А вы можете назвать мне своих любимых сказочных персонажей?
Дети: Добрыня Никитич, змей Горыныч, Алёнушка.
Муз. рук.: Умницы! Много сказок знаете! Сейчас я предлагаю вам прослушать две русские народные песни.
Музыкальный руководитель демонстрирует отрывок русско-народной песни «Во поле берёзка стояла».
Муз. рук: Она называется «Во поле берёзка стояла»! А вот ещё одна русская народная песня.
Музыкальный руководитель демонстрирует отрывок русской песни «Калинка-малинка».
Муз. рук: Называется она «Калинка-малинка»! Вы прослушали песни, можете мне описать их, какие они?
Дети: Весёлая, радостная, зажигательная, бодрая, быстрая.
Муз. рук: Да, правильно! Вам они нравятся?
Дети: Да.
Муз. рук: В наше время по мотивам русских сказок создают очень интересные художественные и анимационные фильмы, вы их называете сказками и мультфильмами. Вы видели в них богатырей?
Дети: Да.
Муз. рук: А красавиц русских?
Дети: Да.
Муз. рук: А богатыри и красавицы танцуют в сказках?
Дети: Да, танцуют.
Муз. рук: Вы хотите сами танцевать, как богатыри и красавицы в русских народных сказках?
Дети: Да, хотим.
Муз. рук: Хорошо, но для начала выполним танцевальную разминку. Чтобы размять ноги, вы будете двигаться по кругу, затем, стоя в кругу, - разогреем мышцы шеи, плеч, спины. Разминку исполним в русском народном характере и под русскую народную музыку.
Звучит музыка («Взрослая кадриль»).
Разминка в продвижении по кругу (Приложение 2)
Разминка, стоя в кругу (Приложение 3)
Муз. рук: Молодцы, хорошо разогрелись! Русские красавицы в сказках исполняют быстрый русский пляс, а ещё и медленные, плавные, лирические танцы – хороводы. В сказках у девиц на голове кокошники, веночки из цветов, бусы на шее, в руках белые платочки. Девочки, хотите вы преобразиться в русских красавиц?
Девочки: Хотим.
Муз. рук: В сказках у героев есть волшебные предметы. Может, вы знаете, какие?
Дети: Волшебная палочка, зеркало, волшебная тарелочка с яблочком.
Муз. рук: Правильно. А я принесла для игры с вами волшебный сундучок. Попрошу-ка я этот сундучок помочь мне превратить девочек в красных девиц, да в русских красавиц, а мальчиков русских богатырей! (взмахивает руками, открывает крышку сундучка, заглядывает и достаёт необходимые предметы). Ребята, подойдите ко мне.
Музыкальный руководитель помогает девочкам надеть венки, бусы и платочки на палец, а мальчикам пояса и мечи. Просит детей построиться в линию и взяться за руки.
Муз. рук: Представьте девочки, что вы красавицы из русских сказок, придумайте себе имена, а мальчики, представьте, что вы - богатыри, и придумайте тоже себе имена.
Муз. рук. просит назвать детей свои придуманные имена. Звучит музыкальное сопровождение: «Русская народная музыка в обработке»
Разучивание русского народного хоровода.
Описание. Участники делятся на пары, в парах определяются первые и вторые номера, затем образуют общий круг, повернувшись лицом к его центру. (Приложение 4)
Муз. рук: Хороший у нас с вами получился хоровод?
Дети: Да!
Муз. рук: Вам понравился наш хоровод?
Дети: Да!
Муз. рук: Молодцы ребята! Все сегодня хорошо занимались!
Дети исполняют поклон и маршем под музыку из сказки выходят из зала.
Таким образом, проведенная нами работа подтверждает гипотезу. Использование народных танцев позволяет развивать у детей чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля.
Заключение
На основе проведенного исследования по теме «Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста» можно сделать вывод, что использование народных танцев является эффективным средством в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, так как при разучивании народного танца можно постигать народную культуру, развивать эстетический вкус.
В процессе исследования заявленной проблемы была изучена методическая и психолого-педагогическая литература. Таким образом, наша теория достаточно хорошо представлена в работах Лихачёва Б. Т., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Грибовской А. А.
Эстетическое развитие имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. За ним стоит развитие всей личности в целом. В процессе всей жизни у ребенка, в связи с его общим психическим развитием, формируется эстетическое отношение к окружающему.
Основой музыкально-ритмических занятий является изучение классических танцев. Изучение народных танцев расширяет и обогащает исполнительские возможности детей. Педагог знакомит детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа.
Нами был подобран конспект развлечения на тему «Сказка в танце» так как в содержании данного конспекта содержится работа по эстетическому развитию детей посредством разучивания русского народного танца. При разучивании народных танцев дети знакомятся с народной культурой, с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими высокую духовность и благородство души народа.
Список литературы
1. Александрова Н. А. Классический танец для начинающих / Н. А. Александрова. – Санкт-Петербург: Лань, 2009. – с. 128
2. Базарова Н. П. Азбука классического танца. Первые три года обучения 5-е изд. / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – Спб: Лань, 2010. – с. 240
3. Борисова В. В. Гимнастика: Ритмическая Гимнастика. Учебно-Методическое Пособие. / В. В. Борисова, Т. А. Шестакова. – Цифровая книга, 2011. – с. 66
4. Борисова В. Н. Гимнастика. Основы хореографии. / В. Н. Борисова. – М: Бибком, 2011. – с. 101
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).-2-е изд., испр. и доп. / А. И. Буренина. – СПб.: Лира. 2009. – с. 220
6. Головань С. Н. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : пособие для муз. руководителей. / С. Н. Головань, М. В. Спиридонов. – Р н/Дону: Феникс, 2009. – с. 363
7. Зайфферт Д. В. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. / Д. В. Зайфферт. – Лань: Планета музыки, 2013. – с. 128
8. Затямина Т. А. Музыкальная ритмика. / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетов. – М.: Глобус, 2013. – с. 144
9. Зощенко В. П. Музыкальное сопровождение урока народного танца. / В. П. Зощенко. – Лань: Планета музыки, 2011. – с. 72
10. Ковалева Т. А. Танцевальный MIX-2 / Т. А. Ковалева, В. М. Чемрукова. – Зорны: Верасок. 2011. – c. 474
11. Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс) 3-е изд. / В. С. Костовицая. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – с. 320
12. Костровицкая В. С. Классический танец: слитные движения. Руки / В. С. Костровицкая. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – с. 128
13. Малахова Л. А. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : пособие для муз. руководителей / Л. А. Малахова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – с. 214.
14. Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике Текст. / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под. общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2010. - с. 448
15. Мориц, В. Э. Методика классического танца / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2009, – с. 384
16. Нарская, Т. Б. Классический танец / Т. Б. Нарская. –- Челябинск, 2011. – с. 154
17. Подповетная Е. В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков / Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 Е. В. Подповетная. –Мурманск, 2009. – c. 210
18. Портнов Г. П. Ну-ка, дети, встаньте в круг! Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. / Г. П. Портнов. – Санкт-Петербург: Композитор, 2010. – с. 64
19. Пустовойтова М. Н. Ритмика для детей 3-7 лет. / М. Н. Пустовойтова. – М.: Книга по Требованию, 2009. – с. 184
20. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – с. 158
21. Семенова Н. М. Работа Центра детского творчества по интеграции общего и дополнительного образования детей. Текст № 7. / Н. М. Семенова. – Завуч, 2010. – c. 10-15
22. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учеб. метод. пособие для начального музыкального обучения. / Т. Э. Тютюнникова. – Санкт-Петербург, 2012. – с. 162
23. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей / Е. Ю. Черемнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – с. 121
24. Шарова Н. А. Детский танец. / Н. А. Шарова. – Лань: Планета музыки, 2011. – с. 72
25. Щемененко А. В. Топотушки-хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание для детей / А. В. Щемененко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 112
Интернет ресурсы:
1. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру» http://dohcolonoc.ru/master-
Приложение 1
«Василиса Прекрасная» Билибин И.Я.
«Василиса Прекрасная» Билибин И.Я.
«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке» Билибин И.Я.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Билибин И.Я.
«Царевна-Лягушка» Билибин И.Я.
Приложение 2
Упражнение |
Положение рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Ходьба простым шагом с носка. |
Руки в свободном положении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Ходьба на полупальцах. |
Руки на поясе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ходьба на пяточках. |
Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. «Высокий шаг». |
Руки «полочкой». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Подскоки. |
Руки на поясе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Бег «иголочки». |
Руки – «стрелочки». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Бег с отбрасыванием ног назад. |
Руки на поясе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Боковой галоп поочерёдно с левой ноги, затем с правой ноги. |
Руки на поясе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Лёгкий бег в различных темпах. |
Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Прыжковая программа: а) на двух ногах; б) поочерёдно на левой ноге, затем на правой ноге. |
Руки на поясе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Ходьба спокойная - простым шагом на восстановление дыхания. |
Руки меняют направление из нижней позиции в верхнюю позицию, и обратно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение |
Положение рук |
Положение ног | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Упражнение для разминки шейных позвонков: повороты головы вправо-влево, наклоны головы вправо-влево, вниз-прямо; наклоны головы, описывая полукруг слева - направо и справа – налево. |
Руки свободно опущены вниз. |
Ноги во второй свободной позиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Упражнения для разминки плечевого пояса: поднимание и опускание плеч в различных комбинациях – «дрожалки», круговые движения плеч с акцентом вперёд и с акцентом назад. |
Руки свободно опущены вниз. |
Ноги во второй свободной позиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Упражнения для разминки спинного пояса.
|
Работа руками - «маленькие рывки», «большие рывки», «мельница». |
Ноги во второй свободной позиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Упражнения для разминки поясничного пояса: наклоны вправо-влево, наклоны вперёд, наклоны по трём точкам. |
Руки на поясе, положение рук, касаясь пола. |
Ноги во второй свободной позиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Упражнения на восстановление дыхания. |
Руки меняют направление из нижней позиции в верхнюю позицию и в обратно. |
Медленный подъём на полупальцы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 4
|
Информация о работе Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста