Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста на основе использования народных танцев…………………………...5
Особенности эстетического развития детей дошкольного возраста……5
Использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….9
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
Глава II. Практическая работа по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев……………………………………………………………………………..17
Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев………….............17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 999.08 Кб (Скачать)

Здоровье: Знакомить со здоровым образом жизни.

Социализация: Воспитывать дружеские отношения между детьми, развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Коммуникация: Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Познание: Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы.

Оборудование: Бусы, белые платочки с петелькой, мечи из картона и блестящей бумаги, пояса, «волшебный сундучок», книга русских народных сказок.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети маршем входят в зал (музыкальное оформление: марш из сказки).

Пройдя по залу, выстраиваются по кругу. Музыкальный руководитель встаёт рядом с ними в кругу.

Муз. рук.: Девочки и мальчики, давайте поприветствуем друг друга танцевальным поклоном! Здравствуйте, девочки! (муз. рук. выполняет поклон вместе с девочками) Здравствуйте, мальчики! (муз. рук. выполняет поклон вместе с мальчиками) Здравствуйте, ребята! (поклон выполняют все вместе: муз. рук., девочки и мальчики)

Муз. рук.: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с танцами русских народных сказок. (Муз. рук. показывает картины Билибина И. Я.) Посмотрите на эти картины. Что на них изображено? (Приложение 1)

Дети: Сказки.

Муз. рук.: Во многих сказках есть умные, красивые девицы: например, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая. Есть в сказках и смелые, сильные богатыри, такие как Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. В русских сказках герои исполняют песни, танцуют. Вам родители читают русские народные сказки?

Дети: Да.

Муз. рук.: Какие вам русские народные сказки нравятся, назовите?

Дети: Гуси – лебеди, Морозка, Добрыня Никитич и змей Горыныч.

Муз. рук.: А вы можете назвать мне своих любимых сказочных персонажей? 

Дети: Добрыня Никитич, змей Горыныч, Алёнушка.

Муз. рук.: Умницы! Много сказок знаете! Сейчас я предлагаю вам прослушать две русские народные песни.

Музыкальный руководитель демонстрирует отрывок русско-народной песни «Во поле берёзка стояла».

Муз. рук:   Она называется «Во поле берёзка стояла»! А вот ещё одна русская народная песня.

Музыкальный руководитель демонстрирует отрывок русской песни «Калинка-малинка».

Муз. рук: Называется она «Калинка-малинка»! Вы прослушали песни, можете мне описать их, какие они?

Дети: Весёлая, радостная, зажигательная, бодрая, быстрая.

Муз. рук: Да, правильно! Вам они нравятся?    

Дети: Да.

Муз. рук: В наше время по мотивам русских сказок создают очень интересные художественные и анимационные фильмы, вы их называете сказками и мультфильмами. Вы видели в них богатырей?    

Дети: Да.

Муз. рук: А красавиц русских?    

Дети: Да.

Муз. рук: А богатыри и красавицы танцуют в сказках?

Дети: Да, танцуют.

Муз. рук: Вы хотите сами танцевать, как богатыри и красавицы в русских народных сказках?

Дети: Да, хотим.

Муз. рук: Хорошо, но для начала выполним танцевальную разминку. Чтобы размять ноги, вы будете двигаться по кругу, затем, стоя в кругу, - разогреем мышцы шеи, плеч, спины. Разминку исполним в русском народном характере и под русскую народную музыку.

Звучит музыка («Взрослая кадриль»).

Разминка в продвижении по кругу (Приложение 2)

Разминка, стоя в кругу (Приложение 3)

Муз. рук: Молодцы, хорошо разогрелись! Русские красавицы в сказках исполняют быстрый русский пляс, а ещё и медленные, плавные, лирические танцы – хороводы. В сказках у девиц на голове кокошники, веночки из цветов, бусы на шее, в руках белые платочки. Девочки, хотите вы преобразиться в русских красавиц?

Девочки: Хотим. 

Муз. рук: В сказках у героев есть волшебные предметы. Может, вы знаете, какие?

Дети: Волшебная палочка, зеркало, волшебная тарелочка с яблочком.

Муз. рук: Правильно. А я принесла для игры с вами волшебный сундучок. Попрошу-ка я этот сундучок помочь мне превратить девочек в красных девиц, да в русских красавиц, а мальчиков русских богатырей! (взмахивает руками, открывает крышку сундучка, заглядывает и достаёт необходимые предметы). Ребята, подойдите ко мне.

Музыкальный руководитель помогает девочкам надеть венки, бусы и платочки на палец, а мальчикам пояса и мечи. Просит детей построиться в линию и взяться за руки.

Муз. рук: Представьте девочки, что вы красавицы из русских сказок, придумайте себе имена, а мальчики, представьте, что вы - богатыри, и придумайте тоже себе имена. 

Муз. рук. просит назвать детей свои придуманные имена. Звучит музыкальное сопровождение: «Русская народная музыка в обработке»

Разучивание русского народного хоровода.

Описание. Участники делятся на пары, в парах определяются первые и вторые номера, затем образуют общий круг, повернувшись лицом к его центру. (Приложение 4)

Муз. рук: Хороший у нас с вами получился хоровод?

Дети: Да!

Муз. рук: Вам понравился наш хоровод?

Дети: Да!

Муз. рук: Молодцы ребята! Все сегодня хорошо занимались!

Дети исполняют поклон и маршем под музыку из сказки выходят из зала.

Таким образом, проведенная нами работа подтверждает гипотезу. Использование народных танцев позволяет развивать у детей чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе проведенного исследования по теме «Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста» можно сделать вывод, что использование народных танцев является эффективным средством в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, так как при разучивании народного танца можно постигать народную культуру, развивать эстетический вкус.

В процессе исследования заявленной проблемы была изучена методическая и психолого-педагогическая литература. Таким образом, наша теория достаточно хорошо представлена в работах Лихачёва Б. Т., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Грибовской А. А.

Эстетическое развитие имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. За ним стоит развитие всей личности в целом. В процессе всей жизни у ребенка, в связи с его общим психическим развитием, формируется эстетическое отношение к окружающему.

Основой музыкально-ритмических занятий является изучение классических танцев. Изучение народных танцев расширяет и обогащает исполнительские возможности детей. Педагог знакомит детей  с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа.

Нами был подобран конспект развлечения на тему «Сказка в танце» так как в содержании данного конспекта содержится работа по эстетическому развитию детей посредством разучивания русского народного танца. При разучивании народных танцев дети знакомятся с народной культурой, с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими высокую духовность и благородство души народа.

 

 

Список литературы

 

1. Александрова Н. А. Классический танец для начинающих / Н. А. Александрова. – Санкт-Петербург: Лань, 2009. – с. 128

2. Базарова Н. П. Азбука классического танца. Первые три года обучения 5-е изд. / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – Спб: Лань, 2010. – с. 240

3. Борисова В. В. Гимнастика: Ритмическая Гимнастика. Учебно-Методическое Пособие. / В. В. Борисова, Т. А. Шестакова. – Цифровая книга, 2011. – с. 66

4. Борисова В. Н. Гимнастика. Основы хореографии. / В. Н. Борисова. – М: Бибком, 2011. – с. 101

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).-2-е изд., испр. и доп. / А. И. Буренина. – СПб.: Лира. 2009. – с. 220

6. Головань С. Н. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : пособие для муз. руководителей. / С. Н. Головань, М. В. Спиридонов. – Р н/Дону: Феникс, 2009. – с. 363

7. Зайфферт Д. В. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. / Д. В. Зайфферт. – Лань: Планета музыки, 2013. – с. 128

8. Затямина Т. А. Музыкальная ритмика. / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетов. – М.: Глобус, 2013. – с. 144

9. Зощенко В. П. Музыкальное сопровождение урока народного танца. / В. П. Зощенко. – Лань: Планета музыки, 2011. – с. 72

10. Ковалева Т. А. Танцевальный MIX-2 / Т. А. Ковалева, В. М. Чемрукова. – Зорны: Верасок. 2011. – c. 474

11. Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс) 3-е изд. / В. С. Костовицая. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – с. 320

12. Костровицкая В. С. Классический танец: слитные движения. Руки / В. С. Костровицкая. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – с. 128

13. Малахова Л. А. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : пособие для муз. руководителей / Л. А. Малахова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – с. 214.

14. Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике Текст. / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под. общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2010. - с. 448

15. Мориц, В. Э. Методика классического танца / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. – 2-е изд. – Санкт-Петербург :  Лань, 2009, – с. 384

16. Нарская, Т. Б. Классический танец / Т. Б. Нарская. –- Челябинск, 2011. – с. 154

17. Подповетная Е. В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков / Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 Е. В. Подповетная. –Мурманск, 2009. – c. 210

18. Портнов Г. П. Ну-ка, дети, встаньте в круг! Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. / Г. П. Портнов. – Санкт-Петербург: Композитор, 2010. – с. 64

19. Пустовойтова М. Н. Ритмика для детей 3-7 лет. / М. Н. Пустовойтова. – М.: Книга по Требованию, 2009. – с. 184

20. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – с. 158

21. Семенова Н. М. Работа Центра детского творчества по интеграции общего и дополнительного образования детей. Текст № 7. / Н. М. Семенова. – Завуч, 2010. – c. 10-15

22. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учеб. метод. пособие для начального музыкального обучения. / Т. Э. Тютюнникова. – Санкт-Петербург, 2012. – с. 162

23. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей / Е. Ю. Черемнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – с. 121

24.  Шарова Н. А. Детский танец. / Н. А. Шарова. – Лань: Планета музыки, 2011. – с. 72

25. Щемененко А. В. Топотушки-хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание для детей / А. В. Щемененко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 112

Интернет ресурсы:

1. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру» http://dohcolonoc.ru/master-klasy/5069-master-klass-skazka-v-tantse-starshaya-gruppa.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 «Василиса Прекрасная» Билибин И.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Василиса Прекрасная» Билибин И.Я.

 

 

 

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке» Билибин И.Я.

 

 

 

 

 

 

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Билибин И.Я.

 

 

 

«Царевна-Лягушка» Билибин И.Я.

Приложение 2

Упражнение

Положение рук

1. Ходьба простым шагом с носка.

Руки в свободном положении.

2. Ходьба на полупальцах.

Руки на поясе.

3. Ходьба на пяточках.

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки.

4. «Высокий шаг».

Руки «полочкой».

5. Подскоки.

Руки на поясе.

6. Бег «иголочки».

Руки – «стрелочки».

7. Бег с отбрасыванием  ног назад.

Руки на поясе.

8. Боковой галоп поочерёдно  с левой ноги, затем с правой  ноги.

Руки на поясе.

9. Лёгкий бег в различных  темпах.

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки.

10. Прыжковая программа:

а) на двух ногах;

б) поочерёдно на левой ноге, затем на правой ноге.

Руки на поясе.

11. Ходьба спокойная - простым шагом на восстановление дыхания.

Руки меняют направление из нижней позиции в верхнюю позицию, и обратно.

Приложение 3

Упражнение

Положение рук

Положение ног

1. Упражнение для разминки  шейных позвонков: повороты головы  вправо-влево, наклоны головы вправо-влево, вниз-прямо; наклоны головы, описывая  полукруг слева - направо и справа  – налево.

Руки свободно опущены вниз.

Ноги во второй свободной позиции.

2. Упражнения для разминки  плечевого пояса: поднимание и  опускание плеч в различных  комбинациях – «дрожалки», круговые движения плеч с акцентом вперёд и с акцентом назад.

Руки свободно опущены вниз.

Ноги во второй свободной позиции.

3. Упражнения для разминки спинного пояса.

 

Работа руками - «маленькие рывки», «большие рывки», «мельница».

Ноги во второй свободной позиции.

4. Упражнения для разминки поясничного пояса: наклоны вправо-влево, наклоны вперёд, наклоны по трём точкам.

 Руки на поясе, положение  рук, касаясь пола.

Ноги во второй свободной позиции.

5. Упражнения на восстановление  дыхания.

Руки меняют направление из нижней позиции в верхнюю позицию и в обратно.

Медленный подъём на полупальцы.

Приложение 4

Такты

Описание движений

Такты 1-2.

Вступление. Плавно поднимают руки в стороны - вверх (на такт 1) и опускают их, положив на ладони друг друга (такт 2), таким образом, образуя общий хоровод.

Такты 3-4.

Идут по кругу вправо плавным шагом с носка (4 шага).

Такты 5-6.

Повернувшись лицом к центру круга, пружинят колени (4 раза), одновременно раскачивая сцепленными руками вперед-назад.

Такты 7-8.

Идут по кругу влево.

Такты 9-10.

Раскачивают сцепленными руками вперед-назад 4 раза, пружиня колени.

Такт 11.

Первые номера пар на сильную долю делают шаг вперед правой ногой, перенося на нее центр тяжести корпуса и подняв руки вверх. Вторые номера одновременно делают шаг назад правой ногой, перенося центр тяжести корпуса назад и подняв руки. Затем все участники приставляют правую ногу к левой (на четвертую долю такта), возвращаясь снова в общий круг.

Такт 12.

Первые и вторые номера делают шаг левой ногой (первые - вперед, вторые - назад), одновременно поднимая руки. Затем приставляют ногу, опустив руки.

Такты 13-14.

Все кружатся на носочках вправо, подняв округленные в локтях руки над головой. На четвертую долю такта 14 берутся за руки, повернувшись по кругу вправо.

Такты 15-16.

Идут по кругу плавными шагами (4 шага).

Такт 17.

Раскачивают руками вперед-назад, повернувшись лицом к центру круга.

Такт 18.

Разделившись на пары, поднимают вверх сцепленные руки (у первых номеров - левая рука, у вторых - правая). На сильную долю данного такта первые номера прокручиваются в образовавшиеся из поднятых рук воротики на шести легких шагах и возвращаются на свои первоначальные места, вторые номера стоят на месте.

Такт 19.

Прокручиваются в воротики вторые номера на шести шагах, а первые стоят на месте.

Такт 20.

На сильную долю такта снова прокручиваются в воротики первые номера.

Такт 21.

Прокручиваются в воротики вторые номера.

Такт 22.

Все взмахивают руками в стороны и опускают их вниз.


Информация о работе Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста