Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности использования народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста на основе использования народных танцев…………………………...5
Особенности эстетического развития детей дошкольного возраста……5
Использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….9
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
Глава II. Практическая работа по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев……………………………………………………………………………..17
Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев………….............17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………
Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлена работа над танцем [5, c. 121].
Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий красивой осанкой, восхищает окружающих.
Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных упражнений классической системы танцев [15, с. 23].
Народный танец – это красочное, яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ. Народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился [3, c. 29].
Народный танец является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика и мораль. Все эти аспекты каждой из эпох отображаются в художественном творчестве народа [18, c. 7].
История происхождения народного танца уходит очень глубоко. Древние люди копировали движения животных, имитировали природные явления – так зародился первобытный танец, который эволюционировал в настоящий способ общения и проявления чувств. Движения подобных плясок являлись своеобразным отображением впечатления от окружающего мира. Немаловажную роль в создании народного танца как вида сыграли ритуальные мистерии, церемониальные, религиозные и этнические обряды, которые были просто насыщены хореографией. Танцевальные формы народной хореографии оттачивались как искусство временем и с каждой эпохой приобретали художественную ценность и законченность, двигаясь к совершенству [11, c. 175].
Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития [12, с. 42].
Народные танцы богаты ритмами и повторами, они несут в себе конкретные образы, краски, доступны и интересны ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к ним. Ценность народных танцев определяется еще и тем, что они воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд [10, c. 178].
Народные танцы привлекают внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, их можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности [7, c. 32].
Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждой занятия. Музыка должна соответствовать движениям по характеру, стилю, национальной окраске. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у детей не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус [9, c. 36].
Изучение народных танцев в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности детей. В процессе работы педагог знакомит детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Каждое движение в народном танце несет в себе отзвук традиций народа, его образа жизни. Национальные танцы всегда очень динамичны, темпераментны, зажигательны, и сколько в них доброго жизнерадостного юмора [19, c. 75].
Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого, воспитание в раннем возрасте сильного и красивого тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Сакулина Н. П., Шпикалова Т. Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности [5, c. 104].
К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народным танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на проявления прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.
Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:
эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово;
технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным;
вдохновляющий пример в действиях и поступках;
практическое приучение к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности в процессе занятий народно-сценическим танцем [14, c. 258].
Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Метод показа. Разучивание нового движения педагог предваряет точным показом. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Дети сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку [16, c. 102].
Словесный метод. Методический
показ не может обойтись без
словесных пояснений. Разговорная
речь, будучи тесно связанной, с
движением, жестом и музыкальной
интонацией, оказывается тем самым
мостиком, который служит соединительным
звеном между движением и
В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность детей, но можно и убить их веру в себя. Для пяти - шестилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод.
На занятиях хореографией
Метод иллюстративной
наглядности. Творческая деятельность
детей не может протекать без
рассказа о танцевальной
Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины Лесгафт П.Ф. еще в конце девятнадцатого века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника [21, c. 7].
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других - сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания [20, c. 56].
На основе художественно-эстетических ценностей, заложенных в народном творчестве, идет процесс активного воспитания детей и социализации личности на основе народных традиций, народной культуры, воспитания у детей чувства прекрасного, умения видеть и наблюдать, понимания чувства стиля через красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве танца. [13, c. 96].
Таким образом, использование народных танцев является эффективным средством в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, так как при разучивании народного танца можно постичь народную культуру, расширить кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.
Выводы по первой главе
В процессе исследования заявленной проблемы была изучена методическая и психолого-педагогическая литература. Таким образом, наша теория достаточно хорошо представлена в работах Лихачёва Б. Т., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Грибовской А. А.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитателя.
Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных упражнений классической системы танцев. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика и мораль. Таким образом, через все богатство народной культуры происходит развитие личности с активной гражданской позицией, с толерантным мышлением и широким мировоззрением.
Глава II. Практическая
работа по эстетическому развитию детей
дошкольного возраста с использованием
народных танцев
2.1. Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев
В методической литературе достаточно много конспектов по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев. Они представлены в методических пособиях, разработанных Лифиц И. В., Гусевым Г. П., Суворовой Т. И. и другими.
Для реализации гипотезы и практической задачи нами был подобран конспект развлечения на тему «Сказка в танце» (автор: Гапонова Галина Викторовна, музыкальный руководитель МБОУ «Икрянинская СОШ» с. Икряное, Икрянинский район, Астраханская обл.), так как в содержании данного конспекта содержится работа по эстетическому развитию детей посредством разучивания русского народного танца [1].
Тема: «Сказка в танце»
Цель: Развитие личности посредством музыкально-ритмических движений.
Задачи:
Обучающие: Продолжать учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки. Запоминать и соблюдать последовательность танцевальных движений. Упражнять детей в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально.
Развивающие: Развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности движений. Развивать воображение и фантазию.
Воспитывающие: Воспитывать умение эмоционального выражения, чувства раскрепощённости и творчества в движениях, прививать художественно-эстетический вкус.
Интеграция.
Информация о работе Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста