Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 11:43, дипломная работа
Цель исследования:
Разработать методику проведения занятий основанную на индивидуально-дифференцированном подходе и влияющую на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментально исследовать влияние групповых занятий на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста………………7
1.1. Понятия индивидуализации и дифференциации обучения…………7
1.1.1. Индивидуализация и дифференциация
1.1.2. Индивидуализация и дифференциация обучения
1.1.3. Индивидуальный и дифференцированный подходы
1.1.4. Основные виды индивидуализации и классификация форм дифференциации процесса обучения
1.1.5. Индивидуализация обучения и основания дифференциации в детском саду
1.2. Общая характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании………………………………………………………………………17
1.3. Интеллектуальное развитие ребенка как следствие дифференцированного подхода (концепция Ж.Пиаже)………………………18
1.3.1. Понятие “интеллект”
1.3.2. Ж. Пиаже
1.3.3. Интеллект
1.3.4. Виды интеллекта
1.3.5. Взаимосвязь интеллекта с познавательными процессами
Глава 2. Особенности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников………………………………………………………….21
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования
Глава 3. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях со старшими дошкольниками и его влияние на развитие интеллектуальных способностей……………………………………………….34
3.1. Цели и задачи формирующего эксперимента
3.2. Содержание занятий
Заключение………………………………………………………………..42
Библиография……………………………………………………
Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка.
1.3.3. Интеллект
В концепции интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации субъекта с внешним миром. Для характеристики механизма адаптации была использована биологическая модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции и аккомодации. Внутренним регулятором развития интеллекта выступает фактор равновесия субъекта с реальностью. Равновесие – центральное понятие в психологической теории Пиаже. С динамической точки зрения обозначает механизм, обеспечивающий компенсацию активностью субъекта изменений во внешней среде на основе совершаемых им действий (операций). Адаптация – это достигнутое равновесие, состояние скомпенсированных субъектно-объектных взаимодействий.
Интеллектуальное развитие Пиаже характеризует движение от общей эгоцентричности (объективна та реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии и непосредственном действии) к интеллектуальной децентрации (объективной группировке объектов и их отношений). Его ход представляет последовательность стадий в трансформации совершаемых ребенком действий.
1.3.4. Виды интеллекта
Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы координированных действий, выполняемых материально и последовательно (сенсомоторный интеллект). На следующем этапе формируются структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные (репрезентативный интеллект: конкретные операции). После этого наступает период формирования формальных операций, обеспечивающих процессы формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения (репрезентативный интеллект: формальные операции).
В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур. Предшествующая стадия всегда подготавливает последующую и перестраивается на более высоком уровне.
Не любая система действий позволяет дать точную форму операциональному развитию, а только группировка. Группировка – это скоординированная совокупность действий, подчиняющаяся пяти формальным критериям: комбинативности, обратимости, ассоциативности, общей идентичности и тавтологии. Первые группировки возникают к концу первого года жизни и на каждой стадии развития интеллекта представляют доступную форму равновесия.
Равновесие полностью осуществляется с формированием операционального интеллекта (к 14-15 годам), так как мышление становится свободным по отношению к реальному миру и может предвосхищать возможные изменения в постоянно меняющейся среде.
1.3.5. Взаимосвязь интеллекта с познавательными процессами
Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, которая им познается как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними и поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.
Идея трансформации - это первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Чтобы осознать свои собственные действия субъект нуждается в объективной информации, как, впрочем, и во многих субъективных компонентах. Без долгой практики и без построения утонченных инструментов анализа субъект не может понять, что принадлежит объектам, что ему самому как активному субъекту и что принадлежит самому действию преобразования объекта.
Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами. Проблема познания («эпистемологическая проблема») не может, поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно, то есть каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребенку с самого начала, как утверждают эмпирики, и для ее понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, все более приближающихся к ней.
Глава 2
Особенности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых
В исследовании участвовали 15 детей различных групп частных детских садов города Санкт-Петербурга. Из них 7 девочек и 8 мальчиков. Количество детей в группах детских садов – от 5 до 7 человек. Эти дети составили экспериментальную группу.
А также 15 детей массовой группы детского сада № 133 города Санкт-Петербурга, из них 6 девочек и 9 мальчиков. Количество детей в группе детского сада – 20 человек. Эти дети составили контрольную группу.
Возраст исследуемых детей 6 – 7 лет.
Исследование проводилось в марте-апреле 2008 года в помещении детского сада, воспитатели предоставляли необходимое время для проведения исследования. Отношение воспитателей к данному исследованию положительное.
2.2. Методы исследования
1. Опросник
Данная методика проводится в форме беседы с ребенком и позволяет выявить:
итоговый уровень ориентировки в окружающем, определяется на основе подсчета числа (+) по вопросам с 1-го по 8-й:
«высокий» 7 – 8 (+);
«средний» 5 – 6 (+);
«низкий» 4 и менее (+);
итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе, определяется по вопросам с 9-го по 11-й:
«высокий» 3 (+);
«средний» 2 (+);
«низкий» 1 или 0 (+).
Текст «Опросника»:
2. Словарный тест
Тест определяет уровень развития познавательных процессов, а также объем знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающей среды.
В этом тесте 16 вопросов. Они разбиты на 4 группы, по 4 вопроса в каждой, ответы на эти вопросы позволяют проверить развитие у ребенка 4-х видов словарного мышления.
Ответы показывают, насколько ребенок самостоятелен и практически осведомлен.
Результат теста – это сумма баллов полученных за все ответы:
очень высокий - 21 и более;
высокий - 17-20;
средний - 13-19;
ниже среднего - 9-12;
низкий - 5-8.
Содержание «Словарного теста:
Осведомленность -
Сходство -
Словарный запас -
Понятливость -
3. Домик
Данная методика помогает проверить умение ребенка находить связи и закономерности между явлениями, увидеть и оценить ситуацию с разных сторон, переключаться с одного найденного решения на другое.
Так, например, дети без труда «заселяют» фигурками 4-й этаж. Логика здесь проста: если верхний (6-й) этаж начинается с треугольника, а 5-й с кружка, то на 4-ом этаже первое место должен занимать квадрат. При размещении фигур на следующих этажах ребенку нужно проявить гибкость и подойти к решению задачи творчески. Здесь требуется найти новый способ решения – поменять расположение фигур на 2-м и 3-м местах каждого этажа. Ведь порядок «заселения» этажей тогда все равно будет другим.
Оценка 3-6 баллов: Ребенок обладает гибкостью мышления и умеет сравнивать и сопоставлять различные варианты решения задач. Если ему не удалось получить высокого балла, это может говорить о недостаточном умении сосредотачивать внимание.
Оценка 1-2 балла: Можно сделать предположение о недостаточной гибкости мышления ребенка или о некоторой неуверенности в себе, боязни допустить ошибку, отступив от найденного шаблона.
Оценка 0 баллов: Такой результат свидетельствует о невнимании ребенка к условиям задачи, отношение к ней, как к игре, не требующей сосредоточения внимания.
Содержание методики «Домик»:
Перед тобой домик и его будущие жильцы: треугольники, четырехугольники, кружочки. Им не терпится как можно скорее занять новые квартиры. Но это возможно только при двух условиях:
4. Лабиринт (Приложение 4)
Методика «Лабиринт» разработана НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
Она состоит из двух заданий.
При подсчете баллов по результатам решения задач №1 и №2 правило одно: за каждый правильный поворот в соответствии с указаниями, данными в «письме», начисляется по одному баллу. Поскольку в каждой из задач необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую задачу – 4. При подсчете оценки по заданию «Лабиринт» баллы обеих задач суммируются. Таким образом, максимальная оценка составляет 8 баллов.
Методика «Лабиринт» - одна из самых сложных, поэтому оценка за правильное его выполнение – самая высокая.
Задание №1 выявляет такие качества, как умение концентрировать свое внимание, преодолевая влияние отвлекающих моментов, умение выделить существенные признаки отдельного предмета из класса однородных, способность сравнивать и сопоставлять предметы, отмечая существенные признаки.
Задание №2 проверяет способность пользоваться алгоритмом (определенной, оговоренной в правилах последовательностью действий).
Содержание методики «Лабиринт»
Тренировочное упражнение №1
|
Посмотри на эту картинку. На ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой дорожки. Ты должен найти нужный домик. Тебе поможет письмо, в котором показан путь к этому домику. Но письмо зашифровано. Давай внимательно посмотрим на письмо. В нем картинками написано, как нужно искать домик. Смотри и слушай, что сказано в письме: «Иди от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка. Дойди до домика и зачеркни его». Это значит, что, пройдя елочку, мы повернем влево. Теперь нам остается найти домик на поляне и зачеркнуть его, вот так (чтение текста сопровождается показом пути на рисунке). Проверяют правильность выполнения ребенком задания и при необходимости поправляют его. |
Тренировочное упражнение №2.
|
А вот второе письмо. Но оно не такое, как первое. Здесь нарисовано, в каком направлении нужно идти и куда поворачивать, чтобы отыскать нужный домик. Давай прочитаем письмо: «Иди от травки прямо, а потом поверни направо. Найди на поляне нужный домик и зачеркни его». Вот ты и научился читать зашифрованное письмо, а по письму отыскивать домик. Дальше будешь работать сам. |
Задачи №1 и №2
Инструкция: Посмотри внимательно на следующие две картинки. Внизу каждой картинки ты видишь зашифрованное письмо. Найди с помощью письма на каждой картинке дорогу к нужному домику и зачеркни этот домик. Время: 5 минут на оба задания
2.3. Результаты исследования
На первом этапе данного исследования было необходимо определить отличительные особенности развития интеллектуальных способностей в экспериментальной и контрольной группах.