Влияние индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного во

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 11:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
Разработать методику проведения занятий основанную на индивидуально-дифференцированном подходе и влияющую на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментально исследовать влияние групповых занятий на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста………………7
1.1. Понятия индивидуализации и дифференциации обучения…………7
1.1.1. Индивидуализация и дифференциация
1.1.2. Индивидуализация и дифференциация обучения
1.1.3. Индивидуальный и дифференцированный подходы
1.1.4. Основные виды индивидуализации и классификация форм дифференциации процесса обучения
1.1.5. Индивидуализация обучения и основания дифференциации в детском саду
1.2. Общая характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании………………………………………………………………………17
1.3. Интеллектуальное развитие ребенка как следствие дифференцированного подхода (концепция Ж.Пиаже)………………………18
1.3.1. Понятие “интеллект”
1.3.2. Ж. Пиаже
1.3.3. Интеллект
1.3.4. Виды интеллекта
1.3.5. Взаимосвязь интеллекта с познавательными процессами
Глава 2. Особенности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников………………………………………………………….21
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования
Глава 3. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях со старшими дошкольниками и его влияние на развитие интеллектуальных способностей……………………………………………….34
3.1. Цели и задачи формирующего эксперимента
3.2. Содержание занятий
Заключение………………………………………………………………..42
Библиография……………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Эхова.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка.

1.3.3. Интеллект

В концепции интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации субъекта с внешним миром. Для характеристики механизма  адаптации была использована биологическая модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции и аккомодации. Внутренним регулятором развития интеллекта выступает фактор равновесия субъекта с реальностью. Равновесие – центральное понятие в психологической теории Пиаже. С динамической точки зрения обозначает механизм, обеспечивающий компенсацию активностью субъекта изменений во внешней среде на основе совершаемых им действий (операций). Адаптация – это достигнутое равновесие, состояние скомпенсированных субъектно-объектных взаимодействий.

Интеллектуальное развитие Пиаже характеризует движение от общей эгоцентричности (объективна та реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии и непосредственном действии) к интеллектуальной децентрации (объективной группировке объектов и их отношений). Его ход представляет последовательность стадий в трансформации совершаемых ребенком действий.

1.3.4. Виды интеллекта 

Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы координированных действий, выполняемых материально и последовательно (сенсомоторный интеллект). На следующем этапе формируются структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные (репрезентативный интеллект: конкретные операции). После этого наступает период формирования формальных операций, обеспечивающих процессы формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения (репрезентативный интеллект: формальные операции).

В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур. Предшествующая стадия всегда подготавливает последующую и перестраивается на более высоком уровне.

Не любая система действий позволяет дать точную форму операциональному развитию, а только группировка. Группировка – это скоординированная совокупность действий, подчиняющаяся пяти формальным критериям: комбинативности, обратимости, ассоциативности, общей идентичности и тавтологии. Первые группировки возникают к концу первого года жизни и на каждой стадии развития интеллекта представляют доступную форму равновесия.

Равновесие полностью осуществляется с формированием операционального интеллекта (к 14-15 годам), так как мышление становится свободным по отношению к реальному миру и может предвосхищать возможные изменения в постоянно меняющейся среде.

1.3.5. Взаимосвязь интеллекта с познавательными процессами

Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, которая им познается как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними и поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.

Идея трансформации - это первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Чтобы осознать свои собственные действия субъект нуждается в объективной информации, как, впрочем, и во многих субъективных компонентах. Без долгой практики и без построения утонченных инструментов анализа субъект не может понять, что принадлежит объектам, что ему самому как активному субъекту и что принадлежит самому действию преобразования объекта.

Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами. Проблема познания («эпистемологическая проблема») не может, поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно, то есть каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребенку с самого начала, как утверждают эмпирики, и для ее понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, все более приближающихся к ней.

 

Глава 2

Особенности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

 

2.1. Организация исследования  и характеристика испытуемых

В исследовании участвовали 15 детей различных групп частных детских садов города Санкт-Петербурга. Из них 7 девочек и 8 мальчиков. Количество детей в группах детских садов – от 5 до 7 человек. Эти дети составили экспериментальную группу.

А также 15 детей массовой группы детского сада № 133 города Санкт-Петербурга, из них 6 девочек и 9 мальчиков. Количество детей в группе детского сада – 20 человек. Эти дети составили контрольную группу.

Возраст исследуемых детей 6 – 7 лет.

Исследование проводилось в марте-апреле 2008 года в помещении детского сада, воспитатели предоставляли необходимое время для проведения исследования. Отношение воспитателей к данному исследованию положительное.

2.2. Методы исследования

1. Опросник

Данная методика проводится в форме беседы с ребенком и позволяет выявить:

итоговый уровень ориентировки в окружающем, определяется на основе подсчета числа (+) по вопросам с 1-го по 8-й:

«высокий»   7 – 8 (+);

«средний»    5 – 6 (+);

«низкий»    4 и менее (+);

итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе, определяется по вопросам с 9-го по 11-й:

«высокий»   3 (+);

«средний»    2 (+);

«низкий»     1 или 0 (+).

Текст «Опросника»:

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Как называется город, где ты живешь?
  5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?
  6. В какое время года на деревьях появляются листья?
  7. Что остается на земле после дождя?
  8. Чем отличается день от ночи?
  9. Хочешь ли ты идти в школу?
  10. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  11. Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

2. Словарный тест

Тест определяет уровень развития познавательных процессов, а также объем знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающей среды.

В этом тесте 16 вопросов. Они разбиты на 4 группы, по 4 вопроса в каждой, ответы на эти вопросы позволяют проверить развитие у ребенка 4-х видов словарного мышления.

  • Осведомленность: проверяется объем и уровень развития элементарных знаний. Успешность выполнения задания зависит от уровня общей культуры ребенка, а также от степени развития у него познавательных процессов.
  • Сходство: оценивается способность ребенка к логическому мышлению, умение сравнивать, обобщать и находить существенные признаки различных понятий для того, чтобы правильно их квалифицировать.
  • Словарный запас: успешность ответов зависит от объема словарного запаса ребенка и умения его использовать для раскрытия смысла слова.
  • Понятливость: это группа вопросов направлена на проверку умения строить умозаключения на основе своего жизненного опыта и здравого смысла.

Ответы показывают, насколько ребенок самостоятелен и практически осведомлен.

Результат теста – это сумма баллов полученных за все ответы:

очень высокий - 21 и более;

высокий - 17-20;

средний - 13-19;

ниже среднего - 9-12;

низкий - 5-8.

Содержание «Словарного теста:

Осведомленность -

  1. Назови 4 времени года.
  2. Кто основал город Санкт-Петербург?
  3. Какие виды транспорта ты знаешь?
  4. Зачем автомобилю нужны тормоза?

Сходство -

  1. Слива, персик, яблоко – что это?
  2. Кошка, мышка – это кто?
  3. Пианино, скрипка – это что?
  4. Баскетбол, теннис, плавание – это что?

Словарный запас -

  1. Шапка – это что?
  2. Нож – это что?
  3. Велосипед – это что?
  4. Килограмм – это что?

Понятливость -

  1. Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
  2. Почему лучше строить дом из кирпича, а не из дерева?
  3. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
  4. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

3. Домик

Данная методика помогает проверить умение ребенка находить связи и закономерности между явлениями, увидеть и оценить ситуацию с разных сторон, переключаться с одного найденного решения на другое.

Так, например, дети без труда «заселяют» фигурками 4-й этаж. Логика здесь проста: если верхний (6-й) этаж начинается с треугольника, а 5-й с кружка, то на 4-ом этаже первое место должен занимать квадрат. При размещении фигур на следующих этажах ребенку нужно проявить гибкость и подойти к решению задачи творчески. Здесь требуется найти новый способ решения – поменять расположение фигур на 2-м и 3-м местах каждого этажа. Ведь порядок «заселения» этажей тогда все равно будет другим.

Оценка 3-6 баллов: Ребенок обладает гибкостью мышления и умеет сравнивать и сопоставлять различные варианты решения задач. Если ему не удалось получить высокого балла, это может говорить о недостаточном умении сосредотачивать внимание.

Оценка 1-2 балла: Можно сделать предположение о недостаточной гибкости мышления ребенка или о некоторой неуверенности в себе, боязни допустить ошибку, отступив от найденного шаблона.

Оценка 0 баллов: Такой результат свидетельствует о невнимании ребенка к условиям задачи, отношение к ней, как к игре, не требующей сосредоточения внимания.

Содержание методики «Домик»:

Перед тобой домик и его будущие жильцы: треугольники, четырехугольники, кружочки. Им не терпится как можно скорее занять новые квартиры. Но это возможно только при двух условиях:

  1. На каждом этаже должно жить по одному треугольнику, одному четырехугольнику и одному кружочку.
  2. Порядок расселения жильцов на каждом этаже свой – не такой, как на других этажах. Первые два этажа, как ты видишь, уже заселены, а дальше понадобиться твоя помощь. (Время – 5 минут).

4. Лабиринт (Приложение 4)

Методика «Лабиринт» разработана НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Она состоит из двух заданий.

При подсчете баллов по результатам решения задач №1 и №2 правило одно: за каждый правильный поворот в соответствии с указаниями, данными в «письме», начисляется по одному баллу. Поскольку в каждой из задач необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую задачу – 4. При подсчете оценки по заданию «Лабиринт» баллы обеих задач суммируются. Таким образом, максимальная оценка составляет 8 баллов.

Методика «Лабиринт» - одна из самых сложных, поэтому оценка за правильное его выполнение – самая высокая.

Задание №1 выявляет такие качества, как умение концентрировать свое внимание, преодолевая влияние отвлекающих моментов, умение выделить существенные признаки отдельного предмета из класса однородных, способность сравнивать и сопоставлять предметы, отмечая существенные признаки.

Задание №2 проверяет способность пользоваться алгоритмом (определенной, оговоренной в правилах последовательностью действий).

Содержание методики «Лабиринт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочное упражнение №1

Посмотри на эту картинку. На ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой дорожки. Ты должен найти нужный домик. Тебе поможет письмо, в котором показан путь к этому домику. Но письмо зашифровано. Давай внимательно посмотрим на письмо. В нем картинками написано, как нужно искать домик. Смотри и слушай, что сказано в письме: «Иди от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка. Дойди до домика и зачеркни его». Это значит, что, пройдя елочку, мы повернем влево. Теперь нам остается найти домик на поляне и зачеркнуть его, вот так (чтение текста сопровождается показом пути на рисунке). Проверяют правильность выполнения ребенком задания и при необходимости поправляют его.


Тренировочное упражнение №2.

А вот второе письмо. Но оно не такое, как первое. Здесь нарисовано, в каком направлении нужно идти и куда поворачивать, чтобы отыскать нужный домик. Давай прочитаем письмо: «Иди от травки прямо, а потом поверни направо. Найди на поляне нужный домик и зачеркни его». Вот ты и научился читать зашифрованное письмо, а по письму отыскивать домик. Дальше будешь работать сам.


Задачи №1 и №2

Инструкция: Посмотри внимательно на следующие две картинки. Внизу каждой картинки ты видишь зашифрованное письмо. Найди с помощью письма на каждой картинке дорогу к нужному домику и зачеркни этот домик. Время: 5 минут на оба задания

2.3. Результаты исследования

На первом этапе данного исследования было необходимо определить отличительные особенности развития интеллектуальных способностей в экспериментальной и контрольной группах.

Информация о работе Влияние индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного во