Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 11:43, дипломная работа
Цель исследования:
Разработать методику проведения занятий основанную на индивидуально-дифференцированном подходе и влияющую на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментально исследовать влияние групповых занятий на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста………………7
1.1. Понятия индивидуализации и дифференциации обучения…………7
1.1.1. Индивидуализация и дифференциация
1.1.2. Индивидуализация и дифференциация обучения
1.1.3. Индивидуальный и дифференцированный подходы
1.1.4. Основные виды индивидуализации и классификация форм дифференциации процесса обучения
1.1.5. Индивидуализация обучения и основания дифференциации в детском саду
1.2. Общая характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании………………………………………………………………………17
1.3. Интеллектуальное развитие ребенка как следствие дифференцированного подхода (концепция Ж.Пиаже)………………………18
1.3.1. Понятие “интеллект”
1.3.2. Ж. Пиаже
1.3.3. Интеллект
1.3.4. Виды интеллекта
1.3.5. Взаимосвязь интеллекта с познавательными процессами
Глава 2. Особенности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников………………………………………………………….21
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования
Глава 3. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях со старшими дошкольниками и его влияние на развитие интеллектуальных способностей……………………………………………….34
3.1. Цели и задачи формирующего эксперимента
3.2. Содержание занятий
Заключение………………………………………………………………..42
Библиография……………………………………………………
Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена
Институт детства
Кафедра дошкольной педагогики
Дипломная работа
Тема: Влияние индивидуально-
на занятиях на развитие интеллектуальных
способностей детей старшего дошкольного возраста
Выполнила
студентка 6-го курса,31 группы
заочной формы обучения
*****
Руководитель:
канд. пед. наук, доцент
******
Рецензент:
канд. пед. наук, профессор
******
Санкт - Петербург
2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуально-
1.1. Понятия индивидуализации и дифференциации обучения…………7
1.1.1. Индивидуализация и
1.1.2. Индивидуализация и дифференциация обучения
1.1.3. Индивидуальный и
1.1.4. Основные виды
1.1.5. Индивидуализация обучения и основания дифференциации в детском саду
1.2. Общая характеристика
1.3. Интеллектуальное развитие
1.3.1. Понятие “интеллект”
1.3.2. Ж. Пиаже
1.3.3. Интеллект
1.3.4. Виды интеллекта
1.3.5. Взаимосвязь интеллекта с познавательными процессами
Глава 2. Особенности развития интеллектуальных
способностей старших дошкольников………………………………………………
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования
Глава 3. Реализация индивидуально-
3.1. Цели и задачи формирующего эксперимента
3.2. Содержание занятий
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Актуальность исследования:
В российской системе дошкольного образования, как правило, используются программы, в которых прописаны не только цели развития ребенка, но и полностью представлены содержание обучения и воспитания, методы и конкретные педагогические технологии. Типовая программа не рассматривает индивидуального подхода к ребенку. Но индивидуальный подход обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, создает условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Он в основном направлен на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка. А личностное и интеллектуальное развитие могут идти рука об руку. При таком подходе на занятиях педагог стремится не просто сообщать детям определенную информацию, но и развивать их мышление, способность устанавливать межпредметные отношения, занимать исследовательскую позицию, опираясь на действительное понимание.
Также актуальным является вопрос преемственности дошкольного и начального образования на современном уровне. «Школа подмяла под себя детский сад...», «дети не желают учиться в школе, потому что устали от обучения в детском саду», «дошкольные программы перенасыщены учебным содержанием», «воспитатели стали учителями», - таковы рефрены, которые звучат практически каждый раз при обсуждении проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Систематическое развитие предпосылок «умения учиться» (например - развитие творческого воображения) в дошкольном возрасте позволит сделать подготовку к школе естественной и непринужденной, тем самым «сняв» ее как специальную педагогическую задачу.
Интеллект (в статусе психологической
категории) традиционно исследовался в рамках двух основных направлений:
тестологического и экспериментально-
Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как
определяются интеллектуальные способности
детей? Что влияет на развитие интеллектуальных
способностей? На чем основан индивидуально-
На основании исследований, посвященных
проблеме развития интеллектуальных способностей детей, была
определена тема дипломной работы: «Влияние
индивидуально-
Объект исследования:
Педагогический процесс, направленный на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Развитие интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста под влиянием индивидуально-
Цель исследования:
Разработать методику проведения занятий
основанную на индивидуально-
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Интеллектуальные способности детей
старшего дошкольного возраста развиваются
в том случае, если методика проведения
занятий основана на индивидуально-
Глава 1
Теоретические аспекты индивидуально-
1.1.1. Индивидуализация и дифференциация
Употребление терминов «индивидуализация» и «дифференциация» часто встречается в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке.
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «…организация учебного процесса, при котором в выборе способов, приемов, темпа обучения учитывают индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». Индивидуализация здесь не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств.
В «Словаре иностранных слов» «дифференциация» рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в «Словаре русского языка», но при этом подчеркивается, что дифференциация, т.е. расчленение, различение, происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта.
Таким образом, «индивидуализация» - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Под «дифференциацией» подразумевается учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам.
И в индивидуализации и в дифференциации учитываются индивидуальные особенности детей.
Их отличие заключается в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ребенка, а при дифференциации – группы детей. Оба понятия очень близки, однако ни одно понятие не поглощает полностью другое, хотя общую область действия они имеют.
1.1.2. Индивидуализация и дифференциация обучения
При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальности индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ребенка, а в группе детей, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, различные свойства характера или темперамента);
3) иногда происходит учет
4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования и построения учебной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая - создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых детям, и третья - формирования различных типов детских садов и групп.
В дифференцированном обучении основанием для разделения детей на группы являются их индивидуально-типологические особенности. Это те особенности, которые присущи не одному ученику, а группам учащихся.
Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
В дидактике дифференцированное обучение рассматривается с акцентом на специфику процесса обучения в условиях дифференциации.
Как любое явление действительности, дифференциация имеет содержание и форму. Содержание дифференциации обучения - это специально организованный учебный процесс для определенной группы детей. Специальная организация учебного процесса может проявляться в различных формах.
Дифференциация может характеризоваться степенью выраженности, т.е. количеством изменяющихся элементов в учебном процессе. Более того, в традиционном дошкольном обучении всегда присутствуют элементы дифференциации, т. к. происходит группирование детей по возрасту.
При дифференциации обучения вносят определенные изменения в ход учебного процесса для отдельных групп детей. Дифференцированное обучение - результат таких изменений, т.е. обучение, осуществляемое в условиях дифференциации.
Понятия «дифференциация» и «дифференцированное обучение» — две стороны единого педагогического явления и могут употребляться как синонимы.
1.1.3. Индивидуальный и дифференцированный подходы
«Индивидуальный подход» - принцип обучения, «индивидуализация» - осуществление этого принципа, которое имеет свои формы и методы.
Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков. При умелом и своевременном индивидуальном подходе можно избежать нежелательного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.
Осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях. Необходимым условием является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.
Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим. Работа со всем коллективом и с отдельными детьми должна рассматриваться как две стороны единого процесса. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений - эгоизма, своеволия, зазнайства.
Очень важным условием, без которого невозможен правильный индивидуальный подход, является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка. Это помогает устранить нежелательные проявления.
Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Воспитателю необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым.
Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды и прежде всего воспитание. Следует отметить, что в дошкольном возрасте сравнительно нетрудно установить причину различных отклонений в поведении ребенка и устранить их, если это отклонения отрицательного свойства. Позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в дошкольном возрасте особенно необходим.