Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах……………………………………………………………………………7
1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
- фронтальные самостоятельные работы;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповые самостоятельные работы;
- домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………...……….14
- дифференцированный подход к самостоятельной работе.
- при помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….…………………………………………22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

   успехов школьника. Домашние самостоятельные  работы я давала детям с

   разными целями: закрепление знаний  и практических умений (решение  задач и

   примеров), систематизация и обобщение  приобретенных знаний и умений

   (составление примеров на изучение  приемов вычисления, составление  задач и

   т.д.), подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на

   предстоящем уроке. Домашние задания  я давала как групповые, так  и

   индивидуальные (см.приложение №3). Объем домашних заданий я давала не

   большой, иногда на следующем  уроке я давала самостоятельную  работу с

   заданиями похожими на домашние. При помощи нее выясняла, какие  затруднения

   у учащихся возникли в ходе  выполнения домашней работы, кто из учащихся

   справился сам, а кому была  необходима посторонняя помощь. 

   При выполнении самостоятельной  работы я использовала и игровые  приемы, что

   очень нравилось детям (см. приложение  №4). Так, например на одном  из

   уроков дети самостоятельно решали примеры. Над каждым примером стояла

   определенная буква, и поэтому  после их решения детям было  предложено

   заполнить таблицу, в которой  указывались ответы и при помощи  таблицы

   угадать город (каждой букве  соответствовало определенное число,  то есть

   овеет примера). Таким образом,  дети сами 

   могли проверить правильность  выполнения самостоятельной работы. 

   0x01 graphic 

   Так как практику я проходила  в 3 классе, то у детей уже  был сформирован

   навык выполнения самостоятельной  работы, а если этого навыка нет, то

   самостоятельная работа не будет  выполнена. Мне было легко использовать  все

   виды самостоятельной работы, так  как до этого такая работа  уже велась

   учителем. 

                            КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 

   По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный

   эксперимент, в ходе которого  я провела самостоятельную работу  в двух

   классах. В 3 «Б» классе, где  я работала, за самостоятельную  работу

   учащиеся получили следующие  оценки: 

   «5» - 10 человек 

   «4» - 10 человек 

   «3» - 4 человека 

   «2» - 0 человек 

   В другом классе ( 3 «В») после  выполнения такой же самостоятельной  работы

   результаты были следующими: 

   «5» - 3 человека 

   «4» - 6 человек 

   «3» - 8 человек 

   «2» - 6 человек ( см. приложение №5) 

   Такие результаты были потому  что, что дети были готовы  к выполнению

   самостоятельной работы, и класс  по уровню успеваемости и уровню  развития

   был слабее. Поэтому я сделала  из этого следующий вывод, что  к выполнению

   любой самостоятельной работы детей надо готовить. 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Из проделанной работы я сделала  следующие основные выводы. 

   Рассмотрев в теоретической части  самостоятельную работу как метод

   обучения, определили его значимость в развитии и воспитании младших

   школьников. Мы отметили, что по  данному вопросу работали Ш.А.  Амоношвили,

   Б.Т. Лихачев, И.Р. Петрова, учителя  практики - Н.В. Ветрова, Д.С.

   Яковлева, Ж.М. Дёмина. При формировании  навыков самостоятельной работы

   учитель использует различные виды самостоятельных работ: фронтальную,

   индивидуальную, групповые и другие  виды. Но только при правильной

   организации возможно активизация  умственной деятельности детей.  Исходя из

   выше указанного, мы определяем  задачи. 

   Так как практику я проходила  в 3 классе, то у детей уже  был сформирован

   навык выполнения самостоятельной  работы, а если этого навыка  нет, то

   самостоятельная работа не будет  выполнена. Мне было легко использовать  все

   виды самостоятельной работы, так как до этого такая работа уже велась

   учителем. 

   Для индивидуальной самостоятельной  работы учителем должны быть

   подготовлены специальные дидактические  пособия. Они должны содержать

   задания разной трудности. 

   Много времени отнимает предварительная разработка заданий, но работа в

   классе выполняется одновременно, учителю приходится готовить  большое

   количество раздаточного материала. 

   Результативность самостоятельной  работы на уроке математике  зависит от

   умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные

   результаты учения, которые достигаются  в процессе выдвижения и решения

   конкретных познавательных задач. 

   Поэтому целепостановка - важнейшая  черта начального этапа управления

   конкретной работы, важно учитывать общие цели обучения, которые

   проектируют школу и те ближайшие  результаты, которые могут быть

   достигнуты. Даже самая небольшая  и несложная самостоятельная  работа,

   планируемая на урок, должна подчиняться  общим целям и преодолевать

   конкретную цель. 

                                   ЛИТЕРАТУРА 

    1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин  В.А. «Педагогика». Издательство

       «Просвещение», 1998. 

    2. Вельчинский А.Ю. журнал «Начальная  школа» №5 1985, №9 1999, №4 2001. 

    3. Ветрова Н.В. журнал «Начальная школа» №4 1991. 

    4. Демина Ж.М. журнал «Начальная  школа» №12 1999. 

    5. Демина Ж.М. журнал «Начальная  школа» №3, №4, №7, №10 за 1992 год. 

    6. Елецаров П.Б. «Развитие математического  мышления в начальных классах».

       М.: 1997 

    7. Жаров С.В. «Учить самостоятельности». «Просвещение», 1996. 

    8. Ильин Г.А. «Педагогика» 1984. 

    9. Карауле А.Я. «Педагогический  поиск» статья « Обучение шестилетних

       детей в школе». М.: 1994 

   10. Лихачев Б.Т. «Педагогика».1999 

   11. Моро М.И., Вапляр Н.Ф. «Карточки с математическими заданиями для 3

       класса» М., «Просвещение», 2000. 

   12. Петрова И.Р. «Педагогика». М., «Просвещение», 1980. 

   13. Скребнева В.Ф. газета «Начальная  школа» №3 1996, №12 1998. 

   14. Сластенин В.А. «Педагогика». Издательство «Просвещение», 1997. 

   15. Тарабкина Т.И., Елкина Н.В. «Математика  для детей начального класса».

       М., «Просвещение», 1998. 

   16. Харламова И.П. «Педагогика».1985 

   17. Царева С.Е. « Нестандартные  виды работы на уроке как средство

       реализации современных педагогических  концепций и технологий»

       «Начальная школа» №4 2004. 

   18. Яковлева Д.С. . журнал «Начальная  школа» №11 1993. 

   19. Яковлева Д.С. журнал «Начальная  школа» №4 за 1991 год; 

   20. Журнал «Начальная школа» №5 за 1994 год. 

                                   ПРИЛОЖЕНИЯ 

   2

Информация о работе Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах