Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах……………………………………………………………………………7
1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
- фронтальные самостоятельные работы;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповые самостоятельные работы;
- домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………...……….14
- дифференцированный подход к самостоятельной работе.
- при помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….…………………………………………22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

На тему: Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах

  СОДЕРЖАНИЕ 

   ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3 

   ГЛАВА I  . Самостоятельная работа  на уроках математики в начальных

классах……………………………………………………………………………7 

   1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и

  воспитании младших школьников…………………………………………….8 

   1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10 

   - фронтальные самостоятельные работы; 

   - индивидуальная самостоятельная  работа; 

   - групповые самостоятельные работы; 

   - домашние самостоятельные работы; 

   1.3 Методика организации самостоятельной  работы……………...……….14 

   - дифференцированный подход к  самостоятельной работе. 

   - при помощи карточек; 

   ГЛАВА II  ………………………….…………………………………………22 

   2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23 

   2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27 

   2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34

   ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36

   ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38 

                                

  ВВЕДЕНИЕ 

   Об основание выбора темы. 

    Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.

          Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить, то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно. В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает

умственную  самостоятельность у детей. Она  дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Актуальность  темы. 

      В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и  в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это не простое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.

   Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

    Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики  необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

     Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

      Все шире и шире входит самостоятельная  работа в практику школы, различные ее виды. Учителя стремятся вооружить учащихся соответствующими умениями, используя для этого и классные занятия, и дополнительные занятия, и домашние занятия.

      Объект  исследования.

      Организация учебно-воспитательного процесса по математике в начальной  школе.

      Предмет исследования.

      Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной работы в 4-ем классе.

      Цель  исследования.

Доказать, что при правильной методике организации  проведения

самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.

      Гипотеза

     Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и

 использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается

 самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более

 трудные задания.

      Задачи  исследования.

     1. Изучить литературу по проблеме исследования

     2. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы в исследуемом предмете.

    3. Определить систему упражнений работы по формированию навыков самостоятельной работы в 4 классе.

  Методы исследования.

     Изучение литературы по теме курсовой работы, беседы, моделирование уроков, и занятий, контрольные задания, интервьюирование, изучение документации. 

  

                                     

    ГЛАВА I. Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах 

    1. Самостоятельная работа - активный метод обучения.

Пример  можно привести на обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних — это форма и метод организации учения, для    других — специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих-деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя. Однако основные признаки самостоятельной работы на уроках математики -   это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и

усилие  учащихся, специальное время для выполнения задания.

 Итак, с/р. на уроках математики —  это такой метод обучения, при  котором

учащиеся  по заданию учителя и под его  руководством самостоятельно решают  учебную задачу, проявляя усилия и  активность. Нередко специфическим  признаком с/р. считают активность детей, отсутствие помощи учителя.

      Такая точка зрения является неверной и  непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. С/р. всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

        Как метод обучения с/р. чаще  применяется на уроках и дома с целью

закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и

эксперименты  убедительно доказывают её эффективность  и при достижении

других  целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут усвоить на уроке. С/р. используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной  деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках математики могут использоваться такие технические средства, как учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник.

      Большую роль в с/р. на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство  организации  с/р. на уроках математики. Обладает большими формирующими возможностями. Учитель при организации с/р. на уроке наряду с д./З. может использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для с/р.

        Педагогическая ценность с/р.  зависит и от того, каким образом  организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

        В процессе обучения математическая  задача учителя состоит не  только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место с/р., формы и методы её организации. Только в этом случае с/р. будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объем работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения.

      В с/р. детей большое место занимает репродуктивная деятельность.

   Обязательным условием является  индивидуализация самостоятельных  заданий, то есть их посильность,  учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития.

Меру  сложности мы определяем, учитывая вид предстоящей работы, характер заданий, сформированность умений, необходимых  для выполнения.

Успешность  выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков

саморегуляции действий. Поэтому учителю необходимо совершенствовать

качества  детей. Для этого важно уметь  вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость, так как произвольное внимание детей этого возраста не устойчиво. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъем, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания.

        При управлении учением детей  учитывают также их подготовленность  к самостоятельной деятельности, уровень усвоения ими необходимых для выполнения конкретного задания знаний и умений, а также его актуальность, значимость для детей, их интерес к самому процессу учения. От этого зависит мера и характер помощи учителя. 

   1) Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня

сформированности  учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе,  и каждый

Информация о работе Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах