Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах……………………………………………………………………………7
1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
- фронтальные самостоятельные работы;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповые самостоятельные работы;
- домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………...……….14
- дифференцированный подход к самостоятельной работе.
- при помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….…………………………………………22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

выполняет его самостоятельно.

      Для индивидуальной с/р. учителем должны быть подготовлены

 специальные  дидактические пособия. Они должны  содержат задания разной

трудности.

   1.2 Для самостоятельной деятельности на уроках математики характерными являются действия самоконтроля - одна из важнейших форм саморегуляции ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если сам ребенок не контролирует свои действия. С действиями самоконтроля в с/р. тесно связаны оценочные действия, играющие важную роль в процессах саморегуляции. Опыт Ш. А. Амонашвили показывает, что их необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте. С/р., включая и уроки математики, используется с целью повторения, систематизации и проверки знаний. В связи с этим можно выделить следующие виды с/р. на уроках математики:

1)  предварительные  работы, подготавливающие к изучению  новых

   знаний;

2) работы, организуемые с целью изучения нового материала;

3) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

4) работы, организуемые с целью применения  знаний и формирования умений;

5)  обобщающие  с/р.;

6)  проверочные  с/р.

      Особенность фронтальной формы организации  самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

1. все  учащиеся выполняют общие задания;

2. используются  общие приемы организации и  руководства действиями учащихся.

        Главное преимущество фронтальных  работ заключается в том, что  здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.

      При правильной педагогической инструментовке фронтальные с/р. на уроках математики имеют большое воспитательное значение.

      Фронтальная форма организации самостоятельной  деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно

   создать определенный настрой,  вызывать интерес к новой теме. Также важна и

   полезна она на начальном этапе  формирования умений, когда учащиеся

   овладевают способами выполнения  задания по образцу. Фронтальная работа по

   сравнению с индивидуальной и  групповой позволяет учителю  легче решать

   некоторые организационные вопросы,  так как фронтальную работу  можно

   провести в классе не имея  карточек и других раздаточных  материалов. Два,

   три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что

   вызывает неудовлетворенность учителя  в организации фронтальной работы?

   Прежде всего, усредненность её  содержания. Предлагая задания, учитель

   ориентируется на «среднего ученика». Трудно определить единое время,

   поскольку каждый работает своим  темпом. Для нерадивых учеников  появляется

   шанс списать результаты у  соседа. 

   Особенность фронтальной формы  организации самостоятельной деятельности

   учащихся состоит в следующем: 

    3. все учащиеся выполняют общие  задания; 

    4. используются общие приемы организации  и руководства 

   действиями учащихся. 

   Главное преимущество фронтальных  работ заключается в том, что  здесь

   возможны коллективные устремления  к общей цели, решение единых задач,

   побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты

   могут успешно обсуждаться всеми  учащимися, подвергаться взаимному

   контролю. Это оказывает существенное  влияние на качество знаний  и умений,

   стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. 

   При правильной педагогической  инструментовке фронтальные с/р.  на уроках

   математики имеют большое воспитательное  значение. 

   Фронтальная форма организации  самостоятельной деятельности наиболее

   целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно

   создать определенный настрой,  вызывать интерес к новой теме. Также важна и

   полезна она на начальном этапе  формирования умений, когда учащиеся

   овладевают способами выполнения  задания по образцу. Фронтальная работа по

   сравнению с индивидуальной и  групповой позволяет учителю  легче решать

   некоторые организационные вопросы,  так как фронтальную работу  можно

   провести в классе не имея  карточек и других раздаточных  материалов. Два,

  три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что

   вызывает неудовлетворенность учителя  в организации фронтальной работы?

   Прежде всего, усредненность её  содержания. Предлагая задания, учитель

   ориентируется на «среднего ученика». Трудно определить единое время,

   поскольку каждый работает своим  темпом. Для нерадивых учеников  появляется

   шанс списать результаты у  соседа. 

   Традиционно с/р. рассматривается  как индивидуальная познавательная

   деятельность ученика. Работая  самостоятельно, ученик продвигается своим

   темпом, не связан с классом.  Он должен проявить при этом  максимум усилий,

   ответственности, рассчитывая на  собственные силы. Индивидуальная  работа

   требует настойчивости, усидчивости,  упорства в преодолении трудностей. Под

   индивидуальной с/р. следует понимать  такую, которая предусматривает

   выполнение индивидуализированных  заданий и исключает сотрудничество

   учащихся. Задания могут быть  сформулированы и предложены  учителем как

   обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик

   может выбрать добровольно. Этот  подход - примечательная черта

   демократизации обучения. Организация  индивидуальной с/р в условиях

   классно-урочной системы вызывает  серьезные затруднения у педагогов.

  Нелегко выявить индивидуальные особенности каждого. Много времени отнимает

   предварительная разработка заданий.  Если работа в классе выполняется

   одновременно, учителю приходится  готовить большое количество  раздаточного

   материала. 

   В последние годы заметное распространение в школах получила групповая

   форма организации с/р. Чем  же она привлекает педагогов?  Прежде всего,

   благоприятными условиями для  сотрудничества самих учащихся, для

   коллективного взаимодействия. Работа  в группе - это возможность общения,

   дефицит которого постоянно наблюдается  и в школе, и в семье. Наиболее

   простая и доступная на уроке  форма сотрудничества учащихся - работа в

   парах постоянного состава. 

   В процессе групповой работы  каждый ученик имеет возможность проявить

   самостоятельность, выполняя конкретные  действия, и в то же время

   испытывают влияние более высокого  уровня самостоятельности своего

   одноклассника. 

   Домашняя с/р. по математике  содействует вооружению учащихся  умением

   самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям

   быть в курсе успехов школьника.  Домашние задания могут иметь  разные цели:

   закрепление знаний и практических  умений (решение примеров, задач),

   систематизация и обобщение приобретенных  знаний и умений (составление

   примеров на изученный прием  вычисления, составление задач и  т. п.),

   подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на  предстоящем

   уроке. Домашние задания могут  быть индивидуальные и групповые,  когда

   группа учащихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не

   должен быть слишком большим. 

   Результативность с/р. на уроке  математики зависит от умелой  постановки

   цели. В них проектируются близкие  и отдаленные результаты учения, которые

   достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных

   задач. Поэтому целепостановка - важнейшая черта начального этапа

   управления самостоятельной деятельности. Намечая цели каждой конкретной

   работы, важно учитывать общие  цели обучения, которые проектирует школа и

   те ближайшие результаты, которые  могут быть достигнуты. Даже самая

   небольшая и несложная с/р., планируемая  на урок, должна подчиняться общим

   целям и преодолевать конкретную  цель. 

   1.3. При анализе общей структуры  темы, учитель заранее определяет для

   себя: какие вопросы учащиеся  могут усвоить самостоятельно, какие  задания

   будут предложены с целью формирования  обще-учебных умений, задания

   репродуктивного и творческого  характера, направленные на развитие

   специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы

   организации коллективной самостоятельной  деятельности на уроках математики

   (работа в парах). В тематическом  плане могут быть обозначены  только

   основные виды и формы организации  с/р., которые будут выполняться на

   уроках и дома. В тематическом  плане важно отметить логическую

   последовательность работ, их  разнообразие и усложнение. 

Информация о работе Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах