Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:12, курсовая работа
Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах……………………………………………………………………………7
1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
- фронтальные самостоятельные работы;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповые самостоятельные работы;
- домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………...……….14
- дифференцированный подход к самостоятельной работе.
- при помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….…………………………………………22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38
выполняет его самостоятельно.
Для индивидуальной с/р. учителем должны быть подготовлены
специальные
дидактические пособия. Они
трудности.
1.2 Для самостоятельной деятельности на уроках математики характерными являются действия самоконтроля - одна из важнейших форм саморегуляции ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если сам ребенок не контролирует свои действия. С действиями самоконтроля в с/р. тесно связаны оценочные действия, играющие важную роль в процессах саморегуляции. Опыт Ш. А. Амонашвили показывает, что их необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте. С/р., включая и уроки математики, используется с целью повторения, систематизации и проверки знаний. В связи с этим можно выделить следующие виды с/р. на уроках математики:
1) предварительные работы, подготавливающие к изучению новых
знаний;
2) работы, организуемые с целью изучения нового материала;
3) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;
4) работы,
организуемые с целью
5) обобщающие с/р.;
6) проверочные с/р.
Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:
1. все
учащиеся выполняют общие
2. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество
При правильной педагогической инструментовке фронтальные с/р. на уроках математики имеют большое воспитательное значение.
Фронтальная
форма организации
создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и
полезна она на начальном
овладевают способами
сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать
некоторые организационные
провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два,
три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что
вызывает неудовлетворенность
Прежде всего, усредненность
ориентируется на «среднего
поскольку каждый работает
шанс списать результаты у
соседа.
Особенность фронтальной формы
организации самостоятельной
учащихся состоит в следующем:
3. все учащиеся выполняют общие
задания;
4. используются общие приемы
действиями учащихся.
Главное преимущество
возможны коллективные
побуждение учащихся к
могут успешно обсуждаться
контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений,
стимулирует познавательный интерес и
активность учащихся.
При правильной педагогической
инструментовке фронтальные с/
математики имеют большое
Фронтальная форма организации
самостоятельной деятельности
целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно
создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и
полезна она на начальном
овладевают способами
сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать
некоторые организационные
провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два,
три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что
вызывает неудовлетворенность
Прежде всего, усредненность
ориентируется на «среднего
поскольку каждый работает
шанс списать результаты у
соседа.
Традиционно с/р.
деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим
темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий,
ответственности, рассчитывая
требует настойчивости,
индивидуальной с/р. следует
выполнение
учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как
обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик
может выбрать добровольно.
демократизации обучения. Организация индивидуальной с/р в условиях
классно-урочной системы
Нелегко выявить индивидуальные особенности каждого. Много времени отнимает
предварительная разработка
одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточного
материала.
В последние годы заметное распространение в школах получила групповая
форма организации с/р. Чем же она привлекает педагогов? Прежде всего,
благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для
коллективного взаимодействия. Работа в группе - это возможность общения,
дефицит которого постоянно
простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся - работа в
парах постоянного состава.
В процессе групповой работы
каждый ученик имеет
самостоятельность, выполняя
испытывают влияние более
одноклассника.
Домашняя с/р. по математике
содействует вооружению
самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям
быть в курсе успехов
закрепление знаний и
систематизация и обобщение
примеров на изученный прием вычисления, составление задач и т. п.),
подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем
уроке. Домашние задания могут
быть индивидуальные и
группа учащихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не
должен быть слишком большим.
Результативность с/р. на
цели. В них проектируются близкие
и отдаленные результаты
достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных
задач. Поэтому целепостановка -
важнейшая черта начального
управления самостоятельной
работы, важно учитывать общие цели обучения, которые проектирует школа и
те ближайшие результаты, которые могут быть достигнуты. Даже самая
небольшая и несложная с/р., планируемая на урок, должна подчиняться общим
целям и преодолевать
1.3. При анализе общей структуры темы, учитель заранее определяет для
себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания
будут предложены с целью
репродуктивного и творческого
характера, направленные на
специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы
организации коллективной
(работа в парах). В тематическом плане могут быть обозначены только
основные виды и формы
уроках и дома. В тематическом
плане важно отметить
последовательность работ, их
разнообразие и усложнение.
Информация о работе Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах