Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:12, курсовая работа
Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах……………………………………………………………………………7
1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
- фронтальные самостоятельные работы;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповые самостоятельные работы;
- домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………...……….14
- дифференцированный подход к самостоятельной работе.
- при помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….…………………………………………22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38
Второй этап планирования с/р. на уроках математики связан с подготовкой
учителя к конкретным урокам. Важно продумать организацию, методическую
инструментовку в зависимости от педагогической ситуации и особенности
класса. Поэтому в поурочном плане учителя могут указать: место с/р. в
структуре урока; задания (их направленность и содержание); время,
выделяемое для выполнения заданий; приемы, стимулирующие самостоятельную
деятельность в процессе
показывает, что с/р. на уроках
математики в структуре
является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы
непродолжительные работы, рассчитанные
на 5-10 мин, чтобы включить весь
класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление
учащихся, создать рабочий настрой.
Предлагая задания,
которые учащиеся выполняли
из ребят справляется с
затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового
материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные
работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как
направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит
подготовкой к усвоению нового
материала.
Значительно сложнее включать в структуру
урока математики с/р. с
целью изучения новых знаний. Учителю, особенно молодому, нелегко бывает
оценить, какой именно учебный
материал учащиеся могут
учебнику. Исследования показали, что если материал является совершенно
новым, с высоким уровнем
изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю.
Определить место с/р. на
необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому
времени один из недостатков
её организации. Завышение
вызывает у ребят состояние
тревожности, поспешность в
неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны
наблюдается и недооценка
чего постоянно создаются
заданиями раньше других.
Нередко учителя пытаются
максимального объема работы сделать столько, сколько, кто успеет. Каждый
ученик, конечно, будет стараться одолеть весь объем работы. Некоторые с
этим справляются легко и без ущерба для дела, другие - спешат, проявляя
небрежность, или допускают ошибки, работают, не вдумываясь глубоко в
содержание заданий. Наиболее
эффективно эта проблема
дифференцировании заданий,
соответствуют индивидуально-
Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема
с/р. на уроках математики —
один из возможных путей
Основная цель обучения - научить
каждого ученика
знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в
зависимости от своих
навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных
способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной
форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Как
было уже указано выше, дифференцированные задания могут использоваться на
уроках математики для с/р. Упражнения должны отличаться простотой,
краткостью математического
упражнений, постепенно продвигаясь
к более сложному.
Учет индивидуальных
дидактическим принципом,
к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обучении
индивидуальных различий
плане развития познавательной
самостоятельности и
стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает
мысленную разбивку учащихся
на группы с учетом
возможностей каждого.
или иным группам, с учетом
их образовательной
средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим
признакам. Дифференцированный
дают задания различного
уровень соответствует
использование таких заданий в обучении имеет умственное развитие
школьников.
Следует сказать о том, что
дифференцированный подход
индивидуальным. Учитель по мере
необходимости дает отдельные задания
учащемуся, входящему в
соответствующее задание.
развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а
затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы,
осознает их и решает
познавательные возможности,
Дифференцированные задания
записаны на доске, таблицах, карточках.
Их следует разделить на два
вида:
1. Обязательные задания. Они
применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их
должно быть ограниченное
каждому ученику.
2. Дополнительные задания. Они
рассчитаны на тех детей,
справились с обязательным
дополнительных
заданий. Это могут быть задания повышенной
трудности на применение
изученного правила, требующие
сравнения, анализа,
Организовать с/р. учащимся
карточек. Карточки позволяют
зависимости от уровня
карточки помогает пособие М.
И. Моро и Н. Ф. Вапняр «
математическими заданиями и
играми». Особенно сложно
учащихся при решении задач и обеспечить им, если в том есть необходимость,
своевременную помощь. С/р. по решению задач возможна, в том случае, если у
детей сформированы общие
карточки с учетом
учащихся. Так, например, для сильных
учащихся можно предложить
решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся
такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно
предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, а
другим — карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с
заданием объяснить каждое
При составлении карточки
индивидуальные особенности
увеличить объем работы, в других
предложить задание
На уроках математики можно
использовать карточки для с/р.
сильной успеваемостью и детей «слабых».
Работа парами положительно
деятельности, на совершенствование
умения последовательно
мысли. Дети чувствуют себя
свободнее, так как поиск
контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные
результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг-другу в поиске ошибок.
Все это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в
процесс познания. При организации с/р. необходимо продумать, как будет
вестись контроль за работой учащихся, и оказываться нужная помощь. С этой
целью полезно заготовить
Информация о работе Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах