Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах……………………………………………………………………………7
1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
- фронтальные самостоятельные работы;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповые самостоятельные работы;
- домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………...……….14
- дифференцированный подход к самостоятельной работе.
- при помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….…………………………………………22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

   работу включаются задания на их нахождение. 

   На уроках Наталья Николаевна  использует и различные виды  самостоятельной

   работы. Это и работа в парах,  и фронтальная работа, и работа  по группам, и

   индивидуальная работа. При выборе  заданий для самостоятельной  работы так

   же используется и дифференцированный подход. Задания даются детям разные

   по степени сложности и по  объему. 

   Для самостоятельной работы учительница  часто берет задания из

   дидактического материала, который  есть обязательно у всех детей  на каждом

   уроке математики; задания из учебника, а для индивидуальной

   самостоятельной работы использует  карточки. На каждой из карточек  есть

   определенный значок: кружочек синего  цвета означает, что карточка

   составлена для слабого ученика,  красный кружочек - карточка для сильного

   ученика, карточка со звездочкой - задания повышенной трудности.  Для

   составления карточек Наталья  Николаевна использует следующие  методические

   пособия: 

    1. Тесты по математике для начальной  школы М.А. Александров, О.И.

      Волынина. 

    2. Сборник задач и примеров  по математике для начальной  школы. 

    3. Задачи развивающего характера  по математике Т.А. Лавриенко. 

   Также в начале практики я  вела исследования, чтобы выяснить  какой класс по

   уровню успеваемости и развития. Для этого я присутствовала на всех уроках

   в этом классе, просмотрела тетради  учеников, оценки в журнале, особое

   внимание я, конечно, уделила  оценкам по математике, так как  моя дипломная

   работа именно по этому предмету. 

   Из своих исследований я выяснила, что класс по уровню развития и

   успеваемости сильный. Много детей,  которые успешно усваивают знания  без

   предварительной подготовки. Но  наряду с сильными и средними  учениками есть

   такие дети, которые слабо усваивают  знания, поэтому к ним нужен

   дифференцированный подход. 

   Дальше мне предстояло выяснить, какие трудности учащиеся испытывают,

   выполняя задания самостоятельной  работы, какие умения и навыки

   сформированы лучше. Для этого  я познакомилась с итогами  прошедшей

   фронтальной самостоятельной работы и вот, что я выяснила. При выполнении

   самостоятельной работы детьми  были допущены следующие ошибки: 

   - сравнение чисел 740 < 730, 500 > 555; 

   - вычислительные ошибки в примерах  на сложение и вычитание 

                                  0x08 graphic

                                  0x08 graphic

                                  0x08 graphic

                                  703 348 640 

                                  0x08 graphic

                                  0x08 graphic

                                  0x08 graphic

                                  296 160 180 

                                  417 408 810 

   - вычислительные ошибки при решение  примеров на вне табличные  случаи

   умножения и деления 

                             38: 2 *4=40 91:13*4=36 

                              60:15*9=54 75:3*2=46 

   Такие же ошибки были допущены  и при решение карточек, то  есть при

   индивидуальной самостоятельной  работе. 

   Поэтому я решила в самостоятельные  работы включать аналогичные задания. 

   Из констатирующего эксперимента  я сделала вывод, что учительница  в своей

   работе использует разные виды  самостоятельной работы и для  их выполнения

   подобрано много материала. 

                            ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 

   Исходя из анализа констатирующего  эксперимента, я наметила следующий  план

   работы: 

    1. использовать на уроках математики  все виды самостоятельной работы; 

    2. составить карточки для индивидуальной  работы с детьми; 

    3. провести по окончании формирующего эксперимента самостоятельную работу

       в 2-х классах. 

   Своей целью я поставила продолжать  формировать положительный мотивационный

   блок, а для этого использовать  для самостоятельной работы задания  с учетом

   индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из

   знакомого материала. Наметив  данный план работы, я приступила  к его

   осуществлению. С первых же  дней при подготовке к каждому  уроку математики

   я заранее планировала, какой  вид самостоятельной работы надо использовать.

   Ведь, как известно, что результаты  самостоятельной работы, завися  от

   учителя, от его подготовки. Я  всегда продумывала, какие задания  дать

   основными, какие дополнительными,  продумывала место самостоятельной  работы

   в структуре урока, старалась рассчитать время, которое понадобиться детям

   для выполнения заданий, чтобы  они не спешили, продумывали  каждое задание,

   каждое решение. 

   С первых дней своей работы  я стала использовать на уроках  математики

   карточки, на которых сделала тоже соответствующие обозначения : синий

   кружочек - карточка для слабого  ученика, красный кружочек - карточка  для

   сильного ученика, карточка со  звездочкой - задания повышенной  трудности

   (см. приложение №1). На каждом  уроке, в самом его начале, несколько

   учеников получали карточки с  заданиями в зависимости от  их способностей, и

   пока в остальные дети принимали  участие в устном счете, эти  ученики

   выполняли задание по карточкам.  Этот вид самостоятельной работы  был удобен

   тем, что у детей не было сотрудничества, то есть можно было по достоинству

   определить успеваемость каждого  ученика. Задания по карточкам  я

   обязательно проверяла сразу  же после урока, и дети узнавали  свои оценки. 

   Весь класс был поделен учителем  на 2 группы, и поэтому я использовала

   групповые самостоятельные работы. Если я запланировала на уроке  такой вид

   самостоятельной работы, то перед  уроком я клала на парту  сильным ученикам

   красные кружки, а слабым ученикам  синие кружки. И в ходе урока  для

   самостоятельной работы детям,  у которых лежали на партах  красные кружки, я

   давала одно задание, а детям,  у которых лежали на партах  синие кружки

   другое задание. Так, например, на одном из уроков для групповой

   самостоятельной работы детям  была предложена следующая задача. 

   В одну столовую привезли 45 банок  огурцов по 5 кг в каждой, а в  другую 55

   банок по 3 кг в каждой. Сильным  детям было предложено поставить  вопрос к

   задаче так, чтобы она решалась  выражением 

   5-45-3-55=60, и объяснить каждое действие. Слабым детям было предложено

   сделать такое же задание. Для  этого им было дано следующее  выражение

   5*45+3*55=390 . 

   В ходе практики мне встречалось  много заданий, которые я использовала  для

   групповой самостоятельной работы (см. приложение №2). 

   При самостоятельной работе я  использовала и работу детей  в парах. При этом

   дети чувствовали себя раскованнее,  свободней, в процессе общения  обсуждали

   друг с другом полученные результаты, оказывали помощь друг другу  при

   нахождении ошибок. При таком виде работы дети получали одно задание на

   двоих и начинали решать его  самостоятельно. Если же у слабого  ученика

   что-то не получалось, то он  обращался за помощью к сильному  ученику, так

   как дети были рассажены так,  что за партой обязательно сидел сильный

   ребенок со слабым. Сильный ученик  в свою очередь помогал слабому,  отвечая

   на заданные вопросы словами  да, нет. 

   Иногда использовала в своей  работе и фронтальные самостоятельные  работы,

   то есть задания для всех  давались одинаковые. Этот вид самостоятельной

   работы был удобен тем, что  я просто брала задания из  учебника, указывала

   при этом его номер, или записывала  их на доске. Сильная группа  детей

   быстро справлялась с заданиями  и поэтому для них я всегда  имела

   дополнительный материал (это были  задания повышенной трудности), то  есть

   использовался дифференцированный  подход. Отрицательная сторона этого  вида

   самостоятельной работы состоял  в том, что у нерадивых учеников  появлялся

   шанс списать задания у соседа, поэтому фронтальные самостоятельные работы

   проводила не очень часто. 

   В процессе практики я использовала  и домашние самостоятельные работы, так

   как именно они содействуют  вооружению учащихся умением  самостоятельно,

   овладевать знаниями, дают возможность учителю и родителям быть в курсе

Информация о работе Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах