Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах……………………………………………………………………………7
1.1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
1.2.Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
- фронтальные самостоятельные работы;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповые самостоятельные работы;
- домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………...……….14
- дифференцированный подход к самостоятельной работе.
- при помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….…………………………………………22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2.2.Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

   предлагаемых ученику. После выполнения  задания ученик может самостоятельно

   его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца,

   ученик не может самостоятельно  найти ошибку и правильное  решение, то на

   помощь приходит учитель. 

   Для удобства учителю необходимо  познакомить учащихся с установкой: 

    1. старайся решить сам задание; 

    2. приступай к решению сразу  же, как только догадался, как  его

       нужно решить; 

    3. сообщи учителю о том, что  можешь решить задание сам; 

    4. решив основные задания, не  дожидайся решения учителя, при

       ступай к выполнению дополнительных заданий. 

   Можно использовать флажки. Те  дети, которые знают, как решать  задания,

   сразу ставят флажки, и учитель  видит, кто затрудняется в выполнении

   заданий. 

   Уровень заданий, предлагаемых  на карточках, во многом зависит  от

   профессиональной подготовки учителя, его знаний, индивидуальных

   способностей каждого ученика.  Парадоксальный факт: стать самостоятельным  и

   быть таковым подростковому человеку  не так-то просто. 

   С/р. предназначены для получения  информации о результатах усвоения

   учащихся начальных классов программного  материала. Важной стороной

   развивающего обучения является  выяснение уровня развития учащегося.

   Диагностика уровня развития  позволяет учителю не только  оценить запас

   знаний, но и выявить имеющиеся  в знаниях дефекты, причины их появления, а

   значит вовремя скорректировать  учебный процесс, направить его  на развитие

   и формирование личности ученика. 

   В число заданий с/р. можно  включить: задачи, которые направлены  на

   выявление обобщенности мышления, умения учащихся обобщать различные

   явления и факты, устанавливать  связь между ними. 

   Следующий вид заданий направлен  на выявление глубины критичности  мышления,

   отличительные признаки которого  — проникновение в суть явления,  условия

   задачи, сопоставление исследуемых условий, изменение содержания

   выдвигаемых предположений, отбрасывание  несущественного для решения.  С

   этой целью учащимся можно  предлагать задачи с «лишними»  данными или

   условиями, имеющими лишь внешнюю  связь с вопросом задачи. 

   Другой тип заданий, которые  можно использовать на с/р., направлен  на

   выявление гибкости мышления, которая  характеризуется отсутствием 

   прикованности к известному способу  решения. 

   Для развивающего обучения большое  значение имеет проблема развития

   творческого мышления ребенка,  поэтому в с/р. можно включить  следующие виды

   заданий: 

   1)  придумать задачу с данными  числами; 

    2. придумать как можно больше  задач с данными числами; 

    3. придумать несколько различных  задач, имеющих данное 

   решение; 

   4) придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения; 

    5. придумать, возможно, большее число  вопросов к данному 

   условию задачи; 

    6. придумать, возможно, большее число  условий к данному вопросу

       задачи. 

   Первые шаги при организации занятий на самостоятельно-коллективной основе

   связаны с подготовительным этапом  в обучении. Эта работа складывается  из

   двух моментов. Первый из них  относится исключительно к учителю,  на плечи

   которого ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, своего рода

   раздаточный дидактический материал. Второй шаг в с/р. состоит  в работе с

   карточками в парах. Каждый  ученик получает карточку соседу  по парте,

   знакомит его со своими заданиями,  спрашивает, как его стал бы выполнять

   товарищ. При неверном ходе  мысли он поправляет и объясняет,  как нужно

   верно выполнять задание. 

   Третий шаг заключается в том,  что учитель предлагает всем  поменяться

   имеющимися у них карточками  и проделать по ним ту же  работу, которая

   известна детям по предварительным  объяснениям учителя и тренировочным

   упражнениям в постоянных парах. 

   После того как ребята научатся  работать в постоянных парах,  наступает

   переход к обучению — общению  в парах сменного состава или  динамических

   парах. Это четвертый шаг работы. Первый вид сменной пары - четверка

   -происходит объединение четырех  учеников, сидящих за двумя партами.  Они

   поворачиваются лицом друг к  другу. Обмен карточками происходит  следующим

   образом: 

   0x01 graphic 

   Такое построение работы очень просто и для учителя и для учащихся. 

   Второй вид образования сменных  составов - диалогическое сочетание  в

   игровой форме. Ребята сидят  парами друг за другом в  три ряда сначала

   задание на карточках выполняют  учащиеся в парах постоянного  состава, а

   затем наступает смена пар  между учениками первого варианта каждого ряда. 

   Учитель знает, как преображается  класс, когда учащимся сообщают  о с/р.:

   исчезает безмятежная созерцательность  мечтателя, неудержимая энергия

   непосед переключается на реальное  дело. Всё приходит в движение: руки,

   учебники, ручки. Одним из специальных  мотивов, который возникает под

   влиянием с/р., является желание  проявить самостоятельность, выполнить

   задание без посторонней помощи. 

   Рассмотрев в теоретической части  самостоятельную работу как метод

  обучения, определили его значимость в развитии и воспитании младших

   школьников. Мы отметили, что по  данному вопросу работали Ш.А.  Амоношвили,

   Б.Т. Лихачев, И.Р. Петрова, учителя  практики - Н.В. Ветрова, Д.С.

   Яковлева, Ж.М. Дёмина. При формировании навыков самостоятельной работы

   учитель использует различные  виды самостоятельных работ: фронтальную,

   индивидуальную, групповые и другие  виды. Но только при правильной

   организации возможно активизация  умственной деятельности детей.  Исходя из

   выше указанного мы определяем задачи. 

                                   ГЛАВА  II 

                               ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

                           КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 

   Изучив теоретическую часть, я  приступила к практической деятельности, то

   есть решила установить каков  уровень сформированности навыков

   самостоятельной работы у учащихся 3 «Б» класса. 

   Практику я проходила в средней  школе №12 в 3 «Б» классе у  учительницы

   начальных классов Глущенко Натальи  Николаевны, которая имеет 2 категорию 2

   разряда. Прежде чем начать  свою работу я побеседовала  с учителем и задала

   ей следующие вопросы: 

   - Какое место на уроке занимает  самостоятельная работа? 

   - Сколько времени на уроке  отводиться самостоятельной работе? 

   - Какие по форме даются задания для самостоятельной работы? 

   - Какие виды самостоятельной  работы используются? 

   - Используется ли дифференцированный  подход при выборе заданий  для

   самостоятельной работы? 

   На эти вопросы я получила  следующие ответы. Самостоятельная работа может

   проводиться на любом этапе  урока. Все зависит от цели, с которой она

   проводиться. Если с целью проверить,  как дети справляются с домашним

   заданием, то она дается в начале  урока, при этом берутся задания

   аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10

   минут. Такие самостоятельные  работы учительница проводит  редко. Если

   самостоятельная работа проводится  с целью посмотреть, как дети  усвоили

   новый материал, то она дается  на этапе закрепления. По времени она

   занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные  работы даются детям в том

   случае, если новый материал был  не очень сложным. Такие самостоятельные

   работы даются детям на этапе  работы над пройденном материалом. По своей

   продолжительности они занимают 15-20 минут. Самостоятельные работы

   учительница дает детям и на  весь урок. 

   Задания для самостоятельной  работы по форме даются детям  разные. Это тоже

   зависит от того, какие знания  учащихся надо проверить. Если  работали над

  темой решение задач, то нужно проверить, как дети научились решать задачи,

   соответственно в самостоятельную  работу дается задание решить  задачу. Если

   работали темой нахождения периметра  или площади, то в самостоятельную

Информация о работе Виды самостоятельных работ на уроках математики в начальных классах