Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Управление системой образования является одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики. Современное общество, основанное на знаниях, предъявляет к индивиду все более жесткие требования для того, чтобы быть успешным и найти свое место в сложной системе социально-экономических взаимоотношений. Все большую актуальность приобретает образование как неотъемлемая часть жизни успешного и целеустремленного человека. Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
Введение
Глава I. Современная система образования в Российской Федерации 6
I. 1. Характеристика понятия «система образования» 6
I. 2. Развитие современной системы образования в Российской Федерации …
ГлаваII. Проблемы управления системой образования Российской Федерации
II. 1. Система управления образованием в Российской Федерации
II. 2. Проблемы управления системой образования в Российской Федерации 30
Заключение 40
Список литературы
Отсутствие квалифицированных специалистов в области управления образованием особенно проявляется на муниципальном уровне управления образовательной системой, где остро ощущается нехватка руководителей – менеджеров, способных руководить образовательным учреждением с учетом современных реалий рыночной экономики. Недостатки стратегического планирования и маркетинговой политики в системе управления образовательными учреждениями привели к их низкой конкурентной способности и утрате массового потребителя. Так, устаревшая номенклатура специальностей и профессий профессионального образования, составленная без учета современных и перспективных потребностей общества, привела к оттоку студентов из государственных учреждений профессионального образования в негосударственные, более гибко реагирующие на социальные запросы и формирующие перечень специальностей в соответствии с социально - экономической ситуацией, определяющей рейтинг профессий, пользующихся спросом на рынке труда [3].
Таким образом, можно сказать, что к настоящему времени система управления образованием в РФ на различных уровнях не сложилась как специфическая деятельность, характеризуемая собственными организованностями, механизмами и процессами, кроме того, отсутствуют и квалифицированные носители данной деятельности – профессиональные управленческие кадры в сфере образования. Поэтому система управления образованием находится на низком уровне управляемости и требует комплексной стратегии реформирования для повышения общей эффективности.
Стратегия, как ее определяет С. М. Сантурова, выступает обобщающей моделью действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. В зависимости от выбранного сценария (варианта) развития, состояния национальной экономики, факторов внешней и внутренней среды могут применяться различные типовые стратегии развития образования (фокусирование, дифференциация, наступление и отступление, лидерство и ликвидация и др.) [27].
Необходимость дальнейшей модернизации системы управления образованием РФ на основе ее преобразования в гибкую, мобильную, открытую управленческую структуру требует выполнения ряда условий. Так, данный этап реформирования должен реализовываться путем стратегии системных инноваций, которая ориентирует нововведения на достижение общего результата в образовании. Системная стратегия прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе, использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и более отдаленную перспективу, определяет приоритетные звенья, позволяющие реорганизовать образование в целом, обеспечивает согласование связей между различными нововведениями [36].
Анализ исследований С. А. Белякова, Т. М. Давыденко, В. И. Загвязинского, А. П. Егоршина, Я. М. Рощиной, О. Н. Смолина, В. Ф. Трещалина, Г. И. Шатон и др. позволил выделить приоритетные направления стратегии развития системы управления образованием РФ.
Во-первых, распределение ответственности между субъектами образовательной политики, рациональное сочетание государственного и общественного управления между всеми уровнями вертикали управленческой власти.
Во-вторых, формирование в системе образования соответствующих нормативно - правовых и организационно- экономических механизмов распределения полномочий между всеми субъектами системы образования РФ.
В-третьих, обновление нормативно-правовой базы образования в соответствии с международными законодательными образовательными стандартами.
Далее, реализация инновационного развития образовательной системы РФ на основе грамотного управления ее развитием специально подготовленными кадрами.
Ключевой задачей реформирования системы управления образованием является обеспечение способности гибко реагировать на изменение общественно-экономических потребностей и конкурировать в условиях рыночной экономики. Современная система управления образованием призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда. Для этого необходимо создание единой информационной системы управления образованием РФ, интегрирующей типовые информационные системы управления образовательными учреждениями; развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления [25].
Необходимость улучшения общей финансово-экономической ситуации в системе образования требует совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств, для чего планируется создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций; обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений образования; обеспечить большую прозрачность процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями и тем самым повысить инвестиционную привлекательность системы образования для частных инвесторов [31].
Реформирование управления системы образования на всех уровнях с целью сокращения затрат на управление и борьбу с бюрократией предлагается осуществлять в направлении усиления регионального и муниципального звена управления образованием. В частности, А. С. Егоршин указывает на необходимость передачи на этот уровень финансирования и управления высшими и средними профессиональными учебными заведениями, а на уровень муниципального управления – учреждений начального профтехобразования, а также усиление государственной и общественной поддержки государственных учреждений указанных типов [15].
Модернизация системы управления образованием на основе усиления ее муниципального компонента предполагает проведение реформы системы образования с переходом к горизонтальным структурам управления на базе региональных и муниципальных уровней органов управления образованием. В ее основе – отказ от субординационного принципа и переход к организации горизонтального координационного типа. Новая структура управления образованием, по мнению Т. М. Давыденко, должна быть представлена созданием гибких управленческих структур (совет руководителей, экспертный совет, временные творческие коллективы и пр.), и изменением их функциональных обязанностей, обеспечивающих не только функционирование, но и развитие муниципальной системы образования [13].
Инновационный подход к управлению образовательной системой использует также создание и использование сетевых организационных структур. Как указывают Н. И. Калина, Н. В. Смирнова, «сетизация» управленческих структур является методом стратегического менеджмента, и предполагает формирование сети, объединяющей внешних и внутренних партнеров, отличающейся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, способностью разрабатывать и реализовывать самостоятельную программно-целевую деятельность в рамках единого стратегического подхода в соответствии с маркетинговой конъюнктурой в области образования [17].
Кроме того, систему управления образованием необходимо дополнить таким элементом, как маркетинг в области образования. Образовательный маркетинг предполагает выявление, анализ и использование при принятии управленческих решений механизмов соотношения спроса и предложения на образовательные услуги в пространстве региона [36].
Необходимость кадрового обновления системы управления образованием требует, по мнению Я. М. Рощиной, мониторинга профессиональной компетентности руководящих кадров и осуществления программы по подготовке менеджеров в регионах. Для этого предлагается пересмотреть государственную политику в области образования, в частности, усилить требования по аккредитации вузов и их филиалов по экономическим и управленческим специальностям [26].
Таким образом, проблемы управления современной системой образования в РФ заключаются в консервативности, негибкости данной управленческой структуры, ее государственном характере в ущерб общественного компонента управления, нехватке менеджерского кадрового состава, недостатках нормативно-правового и финансово-экономического распределения полномочий между различными уровнями по вертикали, неразвитости управленческой горизонтали, ошибочной управленческой политике в инновационной деятельности. Необходимость решения проблем управления образованием РФ требует модернизации всей организационной структуры управления и реализации инновационной системной стратегии по выделенным приоритетным направлениям.
В современных условиях проводимая государственная политика в сфере образования, как направляющая и регулирующая деятельность государства осуществляется для достижения стратегических целей общества и решения соответствующих, прежде всего, социально значимых задач. Важность и значимость изучения развития системы образования и связанных с данным процессом проблем управления образованием обусловлены ориентацией государства на приоритет модернизации образовательных систем различного уровня.
Модернизация системы российского образования, сопровождаемая его диверсификацией, стандартизацией, фундаментализацией, информатизацией, непрерывностью и другими трансформационными процессами, направлена, прежде всего, на преодоление ее отставания от мирового уровня и устранение недостатков ее функционирования. Приоритетные тенденции в модернизации системы образования РФ обусловлены наиболее острыми проблемами в образовательной системе на современном этапе и выражаются, во-первых, в модернизации образовательного процесса и обновлении содержания образования, приведение их в соответствие с ведущей идеей приоритетности интересов личности и их гармонизации с интересами общества и государства. Во-вторых, в функциональной модернизации и реструктуризации самой системы российского образования с целью ее последующей интеграции в мировое образовательное пространство.
Различные аспекты глобального реформирования системы образования РФ не могли не затронуть такой ее системный элемент, как органы управления образованием. Существенные изменения, затрагивающие все сферы российского общества, обусловливают необходимость трансформации управляющей системы образования как системы социальной, целостной, открытой, самоорганизующейся, модернизация которой определяется социальным заказом. В этой связи проблемы управления системой образования в России и их решение в последние десятилетия являются объектом повышенного внимания исследователей. При этом особое внимание уделяется изучению процессов реформирования функционирующей системы управления в новых социально-экономических и социально-политических условиях.
Анализ литературы позволил выявить научные подходы к пониманию управления системой образования РФ. Управление образованием в РФ рассматривается как государственно-общественная система совокупной деятельности по проектированию, организации, нормированию и развитию взаимосвязанных образовательных объектов, действующая в рамках единой стратегии управления целостной системой образования РФ, имеющая свою структурно-функциональную организацию, включающую государственно-общественные органы управления образования различных уровней; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.
Проведенный теоретический анализ функционирования системы управления образованием в РФ позволил выявить имеющиеся на современном этапе проблемы. Незавершенный процесс реформирования системы управления образованием привел к тому, что она сохранила консервативную иерархическую структуру и негибкие механизмы реагирования, препятствующие дальнейшему росту и развитию всей системы образования. Неэффективно проводимая стратегическая политика управляющей системы, направления реформирования «сверху» без соответствующего кадрового (педагогического и менеджерского) обеспечения, негативно повлияли на результативность инновационного реформирования образования. При этом неразвитость управленческой горизонтали, смещение «центра тяжести» в сторону нижнего (муниципального) уровня вертикали, выразившееся на деле в лишении федеральной финансовой поддержки целого ряда образовательных проектов, не только не способствовало реформированию системы образования, но в некоторых случаях привело к ее стагнации.
Проведенный анализ проблем управления образованием в РФ показал необходимость дальнейшей модернизации организационной структуры управления образованием на основе реализации инновационной системной стратегии, предполагающей проведение реформы системы образования с переходом к горизонтальным структурам управления на базе региональных и муниципальных уровней органов управления образованием, усиление общественного компонента управления образованием, создание гибких организационных структур координационного типа, обновление управленческого кадрового состава, проведение грамотной маркетинговой стратегии, привлечение внебюджетных средств в развитие образовательной сферы. С учетом данных условий реализация механизма устойчивого развития системы образования в РФ будет эффективной.
1. Аверкин В., Аверкин С., Кирданова Е., Карпинский В. Развитие образования: проблемы и перспективы. // Народное образование. – 2007. – №2. – С. 69.
2. Байденко В. И. Болонский процесс. – М.: Логос, 2004.
3. Барбашин И. В. Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации. // Вопросы образования. – 2005. – №2. – С. 141.
4. Беляков С. А., Куклин В. Ж. О системных аспектах организации управления образованием. // Университетское управление. – 2006. – №1. – С. 32.
5. Боровик В. Формирование нормативно-правовой базы в образовании. // Народное образование. – 2006. – №4. – С. 114.
6. Борытко Н. М., Соловцева И. А., Байбаков А. М. Педагогика. – М.: Академия, 2007.