Управление системой образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Управление системой образования является одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики. Современное общество, основанное на знаниях, предъявляет к индивиду все более жесткие требования для того, чтобы быть успешным и найти свое место в сложной системе социально-экономических взаимоотношений. Все большую актуальность приобретает образование как неотъемлемая часть жизни успешного и целеустремленного человека. Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Оглавление

Введение

Глава I. Современная система образования в Российской Федерации 6

I. 1. Характеристика понятия «система образования» 6

I. 2. Развитие современной системы образования в Российской Федерации …

ГлаваII. Проблемы управления системой образования Российской Федерации

II. 1. Система управления образованием в Российской Федерации

II. 2. Проблемы управления системой образования в Российской Федерации 30

Заключение 40

Список литературы

Файлы: 1 файл

кур управление системой образования РФ.doc.lnk.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями в сфере образования признаны обеспечение доступности качественного общего образования и повышение качества профессионального образования. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства в условиях перехода к инновационному развитию и экономики знаний, включая базовые компетентности, социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан [11].

Доступность и качество общего образования планируется обеспечить путем выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения через создание условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечение доступности дополнительного образования детей, и интеграцию предшкольного и дополнительного образования с системой общего образования. С данными целями целесообразным считается внедрение следующей структуры общего образования:  предшкольное образование (1 год); начальная школа (4 года); основная школа (5 лет); профильная школа, лицей, гимназия (2 года). При этом в течение всего периода организации обучения в общеобразовательной школе учащимся должны предоставляться услуги дополнительного образования [25].

Правительством РФ рассматриваются изменения содержания государственного образовательного стандарта, в частности с 2005 г. ведется разработка стандарта общего образования второго поколения, внедрение которого планировалось начать в 2010 г., но с запаздыванием предполагается в 2011 г. Данный стандарт формулирует новые требования – во-первых, к структуре учебных знаний, выделяемой на основе разработки фундаментального ядра содержания общего среднего образования; во-вторых, к результату освоения основных учебных программ, который рассматривается не как овладение определенным минимумом знаний, умений и навыков, а как овладение определенным набором компетенций, т. е. способностью человека эффективно решать задачи в широком круге жизненных ситуаций [20].

В практику образовательных заведений с 2003 г. введен единый государственный экзамен, что, как предполагалось, должно иметь экономический, антикоррупционный эффект и облегчить процесс поступления учащихся в вузы.

Для повышения качества профессионального образования предполагается установление уровней высшего образования; реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования; создание условий для инновационного развития системы профессионального образования на основе  интеграции образования, науки и экономики.

Комплексное преобразование сферы высшего образования включает введение уровней высшего образования: бакалавриата и магистратуры. Также необходимо провести пересмотр номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования в сторону их укрупнения, с учетом современных и перспективных потребностей общества, и модернизацию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей – практиков и мастеров производственного обучения [3].

Общей для всей системы профессионального образования задачей в рамках комплекса мероприятий по повышению качества должны стать разработка с участием работодателей и общественности и внедрение современных методов рейтингования образовательных учреждений профессионального образования для обеспечения уровня финансирования образовательных программ адекватно потребностям современной экономики [1].

Наряду с развитием системы негосударственного, платного высшего образования в качестве положительного момента, способствующего дальнейшему развитию высшей школы на основе многоканального финансирования, необходимо сохранение приоритета бесплатного образования как основы государственной политики в области образования, обеспечение доступности такой формы образования всем желающим [25].

Таким образом, развитие современной системы образования РФ, обусловленное процессом общественного развития, выражается в модернизации образования, сопровождаемой его диверсификацией, стандартизацией, фундаментализацией, информатизацией, непрерывностью и т. д. Приоритетные тенденции в модернизации системы образования РФ отражают проблемное поле российского образования на современном этапе – в технологической, финансовой, кадровой и других его сферах. Реализация механизма устойчивого развития системы образования в РФ предполагает решение следующих задач: обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного общего и профессионального образования; достижения нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования на основе его реструктуризации и обновления содержания, направленных на интеллектуальное и духовное развитие общества, удовлетворение текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, интеграцию Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

 


Глава II. Проблемы управления системой образования Российской

Федерации

 

II. 1. Система управления образованием в Российской Федерации

 

Система образования как любая сложная динамическая система выступает объектом управления, являющегося объективно обусловленным явлением, вызванным к жизни закономерностями и взаимосвязями функционирования систем.

Как указывает Е. И. Комаров, термин  «управление»  имеет  активное,  регулирующее,  направляющее, влиятельно-деятельностное значение [19].

С. М. Сантурова понятие «управление» определяет как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов [27]. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации (Г. Д. Бухарова, О. Н. Арефьев и др.) [8].

Понятие управление образовательной системой является разновидностью социального управления и может рассматриваться неоднозначно. Во-первых, понятие управления образовательной системой может предполагать управление реализацией образовательного процесса и рассматриваться как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей для достижения оптимального результата (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов) [21]. В таком понимании чаще используется термин «управление педагогической системой». С данных позиций сущность управления в образовании раскрывается в  понятии педагогического менеджмента, рассматриваемого Т. И. Шамовой как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом, т. е. как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. Особенностью педагогического менеджмента является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности – на уровне коллектива педагогов, коллектива учащихся и т. д. [34]

Во-вторых, понятие управления образовательной системой может отражать понимание его как деятельности по управлению образовательным учреждением. В данном смысле Н. М. Борытко, И. А. Соловцева, А. М. Байбаков рассматривают управление образовательной системой как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы [6]. 

В-третьих, понятие управления образовательной системой может анализироваться, как считает Е. И. Комаров, в организационно-структурном значении [19]. В данном смысле, по мнению Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова, Н. П. Капустина, управление образовательной системой предполагает целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий [34].

Таким образом, управление образовательной системой рассматривается нами как управление системой образования, функционирующей в масштабе страны, края, области, города или района. В современных условиях исследователи анализируют данный аспект управления системой образования как государственно-общественное управление образованием, под которым А. Г. Вифлеемский предлагает понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования [10].

Данный аспект управления образовательной системой Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин рассматривают как уровень управления созданием целостной системы, т. е. как систему управления [34].

Система управления определяется П. В. Шеметовым как совокупность устойчивых связей между органами управления, объектами управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации, реализованных в конкретных организационных формах [36]. Следовательно, система управления образованием может быть рассмотрена как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию взаимосвязанных образовательных объектов, имеющая особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой образования РФ [28].

Система государственно-общественного управления образованием включает в себя: органы государ­ственного управления образованием, органы управления всех участников образовательного процесса; нормативно-правовую базу, регла­ментирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образо­ванием; процедуры и механизмы их взаимодействия [21].

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях – федеральном, региональном, являющимися уровнями государственного управления в сфере образования, и муниципальном.

В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные) государственные органы управления образованием; федеральные ведомственные органы управления образованием; государственные органы управления образованием субъектов РФ [32].

Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов [9].

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки РФ.

Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [10].

Постановление Правительства РФ «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления, отраженную на схеме 3.

Рисунок 3

Система органов государственного управления Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т. п.) в границах соответствующего региона. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования на региональном и муниципальном уровне создаются органы управления образованием краевые, областные, городов, автономных областей, автономных округов. Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления. Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально- технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях [23].

Нормативно-правовую базу системы управления образованием РФ составляют законодательные акты, определяющие правовые аспекты государственного управления системой образования. Как отмечает В. А. Сластенин, государственный характер системы образования отражает единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе РФ «Об образовании» (1992)  [21]. В новой редакции Закона РФ «Об образовании» (2004) подчеркивается актуальность создания правового поля управления системой образования, закрепления четкого разграничения полномочий на различных уровнях управления, статусных характеристик частных образовательных структур. Очевидно, что развитие образования выдвинулось в ряд приоритетных направлений политики российского государства. Современная государственная политика в сфере образования в России определена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. В перечисленных документах основной акцент сделан на том, что государство обязано восстановить свою ответственность и активную роль в сфере образования в интересах повышения доступности, качества и эффективности отечественной системы образования, ее соответствия мировым стандартам. Конкретные направления управления и перспективы развития системы образования РФ отражено в документе «Федеральная программа развития образования», которая в соответствии является организационной основой государственной политики РФ в области образования [5].

Информация о работе Управление системой образования