Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Управление системой образования является одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики. Современное общество, основанное на знаниях, предъявляет к индивиду все более жесткие требования для того, чтобы быть успешным и найти свое место в сложной системе социально-экономических взаимоотношений. Все большую актуальность приобретает образование как неотъемлемая часть жизни успешного и целеустремленного человека. Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
Введение
Глава I. Современная система образования в Российской Федерации 6
I. 1. Характеристика понятия «система образования» 6
I. 2. Развитие современной системы образования в Российской Федерации …
ГлаваII. Проблемы управления системой образования Российской Федерации
II. 1. Система управления образованием в Российской Федерации
II. 2. Проблемы управления системой образования в Российской Федерации 30
Заключение 40
Список литературы
В. А. Сластенин отмечает, что образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются типы образовательных программ, подразделяемые на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. К профессиональным образовательным программам относятся программы начального, среднего и высшего, а также послевузовского профессионального образования [21]. Данные программы по степени разработанности и индивидуализации С. А. Смирнов подразделяет на типовые, рабочие и индивидуальные [22].
Обязательный минимум содержания общеобразовательных программ устанавливается соответствующими государственными образовательными стандартами. Образовательный стандарт, представляющий собой стандартный результат обучения, качество образования, отражающее его цели, содержание и результаты, предполагает принцип стандартизации образования, т. е. соблюдения государственных образовательных стандартов, разрабатываемых на конкурсной основе каждые пять лет. Данные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования [8].
Исполнительным компонентом системы образования являются образовательные учреждения. Н. М. Борытко дает определение понятию образовательного учреждения следующим образом – образовательным называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс, т. е. реализует одну или более образовательных программ и обеспечивает воспитание обучающихся [6].
В структурно-уровневом аспекте образование в РФ представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [28]. Типологическая классификация образовательных учреждений представлена на схеме 2.
Рисунок 2
Классификация образовательных учреждений системы образования РФ
Рассмотрим виды образовательных учреждений согласно законам РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
По форме собственности выделяются государственные (федеральные, региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с региональной собственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено административно-
По видам общеобразовательных программ учебные заведения разделяются на дошкольные, начальные общие, основные общие, средние полные общие. Это наиболее массовая группа учебных заведений в России, в основном с муниципальной формой собственности. Согласно статистическим данным, на 2009 г. общее число образовательных учреждений указанных видов в РФ составляло около 120 тыс., количество посещающих данные образовательные учреждения детей при этом приближалось к 24 млн. [29]
Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений, т. е. учреждений, осуществляющих общественное воспитание и элементарное обучение детей дошкольного возраста: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; центры развития ребенка. Кроме этого, существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось в силу причин экономического и санитарно-гигиенического характера [8].
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в РФ и включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; специальные (коррекционные) школы; внешкольные образовательные учреждения [6].
По видам профессиональных образовательных программ различают учреждения, ведущие начальную, среднюю, высшую и послевузовскую профессиональную подготовку. Начальное и среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков и реализуется по профессиональным образовательным программам базового и повышенного уровня в основных видах средних специальных учебных заведений: профессиональных училищах, техникумах, колледжах [22].
Высшие учебные заведения в зависимости от числа направлений обучения студентов делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями [2].
Третьим компонентом системы образования РФ являются органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Содержание данного компонента будет подробно рассматриваться в следующей главе.
Таким образом, современная система образования в РФ как целостная социальная система представляет собой совокупность ряда взаимодействующих компонентов – преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений, а также органов управления образованием. Ведущими принципами системы образования РФ являются вариативность, инновационность и интеграционность. Нами рассмотрена структура системы образования РФ, включающая образовательные программы различных видов и регулирующие их содержание образовательные стандарты, типологическая характеристика образовательных учреждений, составляющих систему образования, и органы ее управлением.
Анализ функционирования системы образования с позиций системного подхода предполагает выделение в данном процессе понятий, характеризующих неизбежное изменение системы. Как системный объект, система образования характеризуется развитием – направленным закономерным изменением, в результате которого возникает новое качественное состояние системы, ее состава или структуры (В. Н. Иванов, В. И. Патрушев) [30].
Система образования, как указывает Б. С. Гершунский, является открытой, т. е. интенсивно взаимодействующей с окружающей средой, самоорганизующейся (синергетической), способной к количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию, детерминированными внешними обстоятельствами политического, социально-экономического и социокультурного происхождения, и способной самостоятельно определять данные внешние обстоятельства. Иными словами, изменения внешней среды, каковыми являются социальные, политические, экономические и другие условия современного российского общества, обусловливают соответствующие изменения в системе образования [12].
Изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве РФ обусловливают необходимость реформирования системы образования и преодоления ее отставания от мирового уровня, выражающейся в ее модернизации. При этом под модернизацией понимается изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности модернизации образования, задающей стратегию развития образовательной сферы как с позиций качества образования, так и условий его предоставления (В. П. Сергеева) [28].
Модернизация образования определяется социальным заказом и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно выступая для них источником обеспечения необходимого ресурса.
Модернизация образования как перманентный процесс, сопровождающий глобальное общественное развитие, по мнению С. А. Смирнова, характеризуется следующими основными направлениями: гуманизацией и гуманитаризацией, диверсификацией, стандартизацией, фундаментализацией, компьютеризацией и информатизацией, индивидуализацией, непрерывностью [22].
По мнению И. Геращенкова, одна из наиболее заметных тенденций развития современной системы образования связана с переходом к непрерывному обучению [11]. Как указывает министр А. А. Фурсенко, необходимость формирования системы непрерывного образования обусловлена экономический подъемом, при котором темпы обновления техники и технологии стали во много раз превосходить темпы смены поколений людей. Система непрерывного обучения во многих аспектах отличается от традиционного образования. С точки зрения построения технологии непрерывного обучения можно выделить следующие ее особенности: увеличение продолжительности и значимости этапов самообразования, возрастание роли средств обучения, особенно на основе новых информационных технологий, усиление роли принципа индивидуализации обучения [33].
Создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования должно обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами. Одной из актуальных задач в настоящее время является разработка системы стандартов с целью унификации и стандартизации образовательных технологий, направленной на создание глобальной международной образовательной системы [2].
В. Г. Виненко отмечает, что необходимым условием эффективного осуществления технологий непрерывного образования является их информатизация. Системный подход к анализу педагогических технологий предопределяет, что информатизация технологий включает в себя не только внедрение средств информатизации обучения, но и информатизацию всех других компонентов образовательных технологий [2].
В. И. Байденко указывает на следующие современные тенденции развития системы образования. Во-первых, диверсификацию образования, выражающуюся в расширении многообразия и многовариантности моделей, институциональных структур и форм образования, организационных основ (вытеснение модели линейно концентрированного, в течение ограниченного периода жизни человека, образования асинхронными моделями), учебных программ, организационных форм образования. Во-вторых, обновление учебных программ, проявляющееся в их постоянной адаптации к современным потребностям, ускорении развития академических дисциплин за счет укрепления их междисциплинарной направленности, реализацию установки на воспитание в духе гражданственности, защиты и укрепления общественных ценностей [2]. Данную тенденцию иллюстрирует, к примеру, введение в общеобразовательный учебный процесс новых программных предметов, таких, как основы светской этики [20].
Необходимость модернизации российской системы образования на современном этапе развития обусловлена рядом недостатков ее функционирования. Как указывает А. П. Егоршин, существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода РФ, что определяет характер основных недостатков современной образовательной системы в России [15].
Общими для всех уровней образования проблемами являются следующие противоречия, выделяемые B. С. Аверкиным, И. В. Барбашиным, Т. М. Давыденко, А. П. Егоршиным, И. В. Загвязинским, В. Ф. Трещалиным и др.:
- увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного образования, снижение качества общего образования, утрата позиций российской школы в уровне подготовки учащихся;
- низкая и несвоевременная оплата труда и старение преподавательского состава учебных заведений; снижение общественного статуса учителя-педагога;
- слабая материально-техническая база учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в сельских школах, депрессивных регионах, в депрессивных отраслях народного хозяйства (радиоэлектроника, легкая промышленность и др.);
- недостаточное государственное финансирование образования и контроль за процессом его реструктуризации, вынужденное развитие платных образовательных услуг, что резко снижает доступность образования для населения. Так, по данным, указываемым А. П. Егоршиным, расходы на образование из государственного бюджета в России составляют 3,5% (в сравнении – в США 14,4%) [15].
Актуальными проблемами среднего и высшего профессионального образования на современном этапе, по мнению И. В. Барбашина, являются: сокращение потребности народного хозяйства в специалистах технической квалификации из-за общего кризиса в отраслях материального производства; низкое трудоустройство выпускников государственных вузов (по данным, приводимым Б. В. Дубиным, оно составляет не более 50 % [14]); разрастающаяся коррупция и взяточничество в государственных вузах из-за сокращения бюджетного и увеличения коммерческого приема студентов и пр. [3]
Как следствие, заметным стало понижение качества общего и профессионального образования: устаревшая структура, перегруженность школьных программ на ступени общего образования; на ступени начального и среднего профессионального образования – разрыв учебно- производственных связей с базовыми предприятиями; на ступени высшего образования – недостатки создания негосударственных вузов, не всегда качественно функционирующих [31].
Тенденцией последних лет стало расширение платного общего среднего образования, однако к настоящему времени в России не сложилось достаточно большой сети негосударственных образовательных учреждений этой ступени. Как указывает Е. Низиенко, их число составляет менее 1% российских школ и представляет узкий сектор элитного образования, учебные заведения которого посещают только 0,4% российских школьников [20].
В целом, по данным, приводимым О. Н. Смолиным, нынешней системой образования не удовлетворены 48% опрошенных респондентов [29].
В связи с этим, законодательно зафиксирована необходимость модернизации образования в РФ – данное положение заложено в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Федеральной программе развития образования на 2006 – 2010 гг., национальном проекте «Образование» (2005). Согласно Концепции модернизации российского образования, необходимо создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения его качества в соответствии с вызовами XXI в., социальными и экономическими потребностями социума [25].