Управление системой образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Управление системой образования является одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики. Современное общество, основанное на знаниях, предъявляет к индивиду все более жесткие требования для того, чтобы быть успешным и найти свое место в сложной системе социально-экономических взаимоотношений. Все большую актуальность приобретает образование как неотъемлемая часть жизни успешного и целеустремленного человека. Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Оглавление

Введение

Глава I. Современная система образования в Российской Федерации 6

I. 1. Характеристика понятия «система образования» 6

I. 2. Развитие современной системы образования в Российской Федерации …

ГлаваII. Проблемы управления системой образования Российской Федерации

II. 1. Система управления образованием в Российской Федерации

II. 2. Проблемы управления системой образования в Российской Федерации 30

Заключение 40

Список литературы

Файлы: 1 файл

кур управление системой образования РФ.doc.lnk.doc

— 263.00 Кб (Скачать)


                                      Содержание

 

Введение

Глава I. Современная система образования в Российской Федерации              6

I. 1. Характеристика понятия «система образования»              6

I. 2. Развитие современной системы образования в Российской Федерации              …

ГлаваII. Проблемы управления системой образования Российской Федерации

II. 1. Система управления образованием в Российской Федерации

II. 2. Проблемы управления системой образования в Российской Федерации              30

Заключение              40

Список литературы

                                      


Введение

 

Управление системой образования является одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики. Современное общество, основанное на знаниях, предъявляет к индивиду все более жесткие требования для того, чтобы быть успешным и найти свое место в сложной системе социально-экономических взаимоотношений. Все большую актуальность приобретает образование как неотъемлемая часть жизни успешного и целеустремленного человека. Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Анализ современного состояния образовательной системы российского общества дает основание говорить о тенденции к разрастанию проблемных зон как в самой системе образования, так в управлении ею. Сегодняшнее состояние отечественного образования можно охарактеризовать как стратегически неопределенное, неустойчивое, внутренне противоречивое. Противоречивость системы образования проявляется в попытках бессистемно соединить элементы организации советской средней и высшей школы с совершенно новыми параметрами функционирования европейской школы; внедрение инновационной деятельности и инновационных образовательных программ с устаревшей технологической, нормативно-правовой, кадровой базой образовательных учреждений; государственную политику преобразований и модернизации образования с консервативной системой управления системой образования на местах.  Одновременно усиливается разрыв между конституционными гарантиями в области образования, реальным финансированием образовательных учреждений и уровнем образовательных услуг. Нестабильность выделения бюджетных ассигнований, неразвитость легальных механизмов привлечения внебюджетных средств, негибкость действующих органов управления деструктивно влияют на модернизацию образовательного процесса. Возникает необходимость фундаментального анализа и выработки новых методологических подходов к управлению российской системой образования.

Современные  представления об  образовательной  системе Российской Федерации и особенности динамики ее развития обобщены в исследованиях О. Н. Арефьева, Н. М. Борытко, Г. Д. Бухаровой, А. Г. Вифлеемского, Б. С.  Гершунского, В. И. Загвязинского, А. М. Моисеева,  А. А.  Новикова, В. И. Панова, Г. К. Селевко, И. А. Соловцевой, В. А. Сластенина, В. А. Ясвина. К анализу современных изменений образовательного законодательства и механизмов его реализации обращались В. С. Аверкин, В. Боровик, В. Карпинский, Я. М. Рощина, О. Н. Смолин. Проблемы управления развитием отечественной системы образования, организации экономики образования, в частности высшего образования,  исследованы О. А. Александровой, С. А. Беляковым, Ю. С. Васильевым, В. С. Вахштайном, В. В. Глуховым, В. А. Кулагиным, В. Б. Королевым, В. Ж. Куклиным, М. П. Федоровым и др.

Проблемы государственного управления, управления образованием и образовательными учреждениями нашли свое отражение в работах В. Г. Афанасьева, Г. Г. Габдуллина, Б. С. Гершунского, Т. М. Давыденко, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, М. И. Кондакова, B. C. Лазарева, А. А. Орлова, М. М. Поташника, Г. Н. Серикова, В. П. Симонова, Н. С. Сунцова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Г. Н. Шибановой и др.

Существенное значение имеют общие теоретические положения, разработанные в трудах по управлению образовательными системами (Т. М. Давыденко, В. С. Лазарев, Н. П. Капустин, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Анализ государственного и муниципального управления образовательной системой осуществлялся Г. В. Атаманчук, Г. Г. Габдуллиным, Б. С. Гершунским, В. И. Зверевой, М. М. Поташником, Н. С. Сунцовым и др. Вместе с тем, при исследовании проблем управления системой образования мы обращались к работам в области социального и педагогического менеджмента (В. Г. Афанасьев, А. И. Войтенко, Л. П. Гурьянова, А. П. Егоршин, Ю. А. Конаржевский, Е. И. Комаров, И. К. Ларионов, С. М. Сантурова,  В. П. Симонов и др.).

Недостаточная эффективность реализации управления системой образования в Российской Федерации обусловливает необходимость глубокого анализа происходящих в системе управления образованием процессов. В данном исследовании предполагается проанализировать проблемы управления современной системой образования в Российской Федерации.

Цель исследования: проанализировать современную систему образования в Российской Федерации и выявить проблемы ее управления.

Объект исследования – современная система образования в Российской Федерации.

Предмет исследования – проблемы управления системой образования в Российской Федерации.

Задачами исследования явились:             

1) охарактеризовать понятия «система», «педагогическая система», «образование», «система образования» в контексте исследуемой темы;

2)  рассмотреть современную систему образования в Российской Федерации;

3) проанализировать систему управления образованием в Российской Федерации;

4) выявить проблемы управления системой образования в Российской Федерации.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования; изучение и анализ нормативно-правовых актов по теме исследования.


Глава I. Современная система образования в Российской Федерации

 

I. 1. Характеристика понятия «система образования»

 

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. В контексте изучения проблем современного образования в Российской Федерации рассмотрим понятия «система» и «система образования».

Как правило, в научной литературе понятие «система» трактуется как некая целостность множества элементов и существующих между ними связей [18]. Так, Б. С. Гершунский понятие системы определяет как совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам [12].

Г. Д. Бухарова, О. Н. Арефьев отмечают взаимосвязь системы с внешней средой. Под системой исследователи понимают выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство [8].

Среди классификационных групп систем выделяются социальные системы, важнейшим компонентом которых является человек. По мнению В. Н. Иванова и др., социальную систему как системный объект, представляющий упорядоченность взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, процессов, объектов, образующую интегративные качества, не свойственные ее компонентам, отличает целостность, интегративность и наличие человеческого компонента. Другими компонентами социальной системы выступают процессы (экономические, политические, духовные), предметы и духовные идеи, ценности, нормы [30].

 

Как вид социальных систем, обладающий определенными элементами, их взаимосвязями, функциями, в рамках которой протекают педагогические процессы, исследователи выделяют образовательные системы (О. Н. Арефьев, Н. М. Борытко, Т. М. Давыденко, В. И. Загвязинский, В. С. Лазарев, Н. П. Капустин, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.).

По определению, даваемому в педагогическом словаре, педагогическая система есть относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно - образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно - развивающих задач воспитания и обучения человека [18].

С точки зрения системного подхода под педагогическими системами могут рассматриваться образовательный процесс, отдельно взятое образовательное учреждение (организация) либо их определенная совокупность в целом.

К образовательным системам, по мнению В. И. Загвязинского, относятся все социальные институты, целью которых является образование человека [16]. Проанализируем государственную систему образования РФ как системный объект.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ, а образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Понятие системы образования РФ сформулировано в Федеральном Законе РФ «Об образовании». Согласно данному Закону, система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [32].

Современная система образования строится на принципах и положениях, которые сформулированы в Законе РФ «Об образовании»:

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. Свобода и плюрализм в образовании;

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений [32].

Отличительными признаками современной системы образования РФ, которые отмечены в законодательстве об образовании и выделяются В. С. Аверкиным, являются вариативность, инновационность и интегративность [1]. Вариативность образования в РФ проявляется: 1) в вариативности организационно-правовых форм образования (государственные, муниципальные, негосударственные); 2) в вариативности типов образовательных учреждений (дошкольные, общеобразовательные, профессионального образования; специальные (коррекционные), дополнительного образования и др.); 3) в вариативности форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная, самообразование, экстернат и др.); 4) в вариативности содержания образования, которое определяется типом и видом образовательного учреждения; 5) в вариативности организации педагогического процесса (график учебного процесса; система оценок; организационные структуры педагогического процесса и др.) [1].

Немаловажным признаком системы образования в РФ является ее инновационность. Инновационные процессы в образовании, как отмечает И. Геращенков, представляют собой управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств, связанных с изменением смысловых ориентиров [11].

Наконец, признаком современной системы образования в России является ее интегративность. Это прежде всего интеграция России в мировое образовательное пространство как реальностъ, обусловленная едиными подходами к целям, содержанию, средствам, методам обучения и воспитания, что предполагает встраивание системы образования России в процесс формирования глобальной международной образовательной системы как страны – участницы Болонского процесса [2].

Рассматривая систему образования как интегративное явление, целесообразно рассмотреть весь структурный комплекс связей ее отдельных частей.

Структура системы – важнейшее условие ее существования и столь же необходимый признак. В. И. Загвязинский рассматривает структуру системы образования в трех аспектах: в социально-институализированном – как сеть образовательных учреждений, обладающих образовательным потенциалом, и органов управления и обеспечения деятельности; в собственно - образовательном – как целостную систему и часть системы образования России и мира; в структурно-уровневом аспекте – как систему непрерывного образования, охватывающего дошкольное, школьное и профессиональное образование [16].

Рассматривая систему образования как функциональную целостность, логично ее представить как схему «вход – процесс – выход» [36]. С данной точки зрения функциональная модель системы образования представлена на схеме 1.

Рисунок 1

Функциональная модель системы образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурная система образования РФ в соответствии с ее определением, данным в Законе «Об образовании», представляет совокупность трех взаимосвязанных компонентов, включающих, во-первых, образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; во-вторых, сеть образовательных учреждений, реализующих данные образовательные программы в соответствии со стандартами; в-третьих, органы управления образованием [32].

Образовательные программы являются ключевыми компонентами образовательного процесса. Образовательная программа, как ее характеризует В. Г. Виненко, является системно организованным единством целей, ценностей, содержания и условий организации образовательного процесса. Цель образовательной программы – формирование общей культуры личности учащегося через приобретение конкретных знаний, умений и навыков, регулирование деятельности преподавателя и учащегося, а также авторов и составителей учебно-дидактических пособий [9].

Информация о работе Управление системой образования