Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Игра как ведущая деятельность ребенка имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Введение…………………………………………………………………..……...…3
Характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи………………………………………………………………....4
Уровни речевого развития……………………………………………………..….6
Формирование словаря у детей с нормальным речевым развитием…………..…10
Возрастные нормативы развития словаря……………………………………...…14
Характеристика словаря детей второго года жизни……………………………..15
Характеристика словаря детей третьего года жизни…………………….…...…16
Характеристика словаря детей четвертого года жизни……………………….…18
Характеристика словаря детей пятого года жизни………………………………19
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи…………………19
Понятие об игре……………………………………………………………………..24
Сущность игры и ее своеобразие…………………………………………….……26
Социально - биологические основы игры……………………………………...…27
Дидактическая игра как средство преодоления речевых нарушений……….…27
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………
Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти.
Произвольно запоминать и затем использовать материал в игре могут уже дети 3-4 лет.
У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых умений воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти дошкольниками быстро совершенствуется речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, ориентация в обстановке.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко она проявляется в рисовании и сочинении.
Это могут быть впечатления, полученные ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и сказок, просмотра мультфильмов. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый человек, т.к. у детей более ограниченный жизненный опыт, а следовательно, меньший материал для воображения. В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек - это мел), сам принимает роли. Младшие дошкольники как правило, играют в одиночку, в своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетные речевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно игры становятся совместными. Главное в них -не повторение поведения взрослых, а имитация определенных отношений между людьми. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.
Особые игры - соревновательные, в которых самое главное для ребенка выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели. Правильно выдранные игры помогают преодолеть отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.
В игре формируется личность ребенка, его гармоничное развитие. Он отражает то, чему научил его взрослый.
В процессе игры познает не только окружающий мир, но и самого себя. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение, а также память, двигательные способности. Все, что необходимо ребенку для полноценного развития.
Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются: на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры музыкальные - развивающие музыкальные способности и т.д.
Каждому из видов игр свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей. Игра есть деятельность ребенка.
В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические, познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. Игра ребенка свободна от обязательности. Она представляет собой свободное проявление самодеятельности и самостоятельности детей.
Нельзя принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работают мысль и воображение ребенка.
Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступные те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать то, что они сказать не могут, сделать то, что им самим неловко сделать и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Игра - символический язык для самовыражения.
Ребенку многие сложные задачи логопедической работы объяснить трудно. Лучше всего это делать через игру, ребенку в этом случае интересно и понятно, у него появляется большая работоспособность.
Как уже было сказано выше, в процессе игры дети намного лучше впитывают знания, осваивают язык, развивают мышление и воображение, общаются.
Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушении речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности и индивидуального подхода.
Логопедическая работа по коррекции нарушения речи у различных категорий аномальных детей (умственно отсталых, с задержкой психического развития, детским церебральным параличом, слабослышащих, слабовидящих, слепых и др.) имеет свою специфику, обусловленную особенностями их сенсомоторного и психического развития. В процессе логопедического взаимодействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.[35]
Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности. Коррекция нарушения речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащение словаря, усвоение языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
В школьном возрасте ведущая деятельность является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными факторами являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.
Существуют различные классификации методов обучения.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этих этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирования.
В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их может служить повторения слов с поставленными звуками при коррекции нарушений звукопроизношения.
Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «магазин», «вызов врача», «на лесной опушке» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и игровых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
Коррекция нарушения речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря, формирования личности ребенка.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произнося отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры речи (сокращение слов: «апиед» вместо велосипед), неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверены в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить о дно, двух, а также трех, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.
Уметь играть - это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию. Преобразованию и творческому осмыслению деятельности. Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребенка, создающий его личность. Интерес рождается там, где есть место удивлению. Удивление - это всегда встреча с неожиданным, с загадочным, таинственным. Интересы ребенка тесно связаны с верой в чудо. «Нет ничего прекраснее, - считает А. Дусавитский, - чем мир таинственного, в который ребенок вступает с замиранием сердца». В этом мире его подстерегают в «чистом» виде добро и зло, прекрасное и безобразное. Но еще важнее то, что в этом мире ребенок ничем не скован: никакими предрассудками, правилами, законами.
Там он всесилен и могуч. И это ощущение безграничного могущества полнее и точнее отражает его сущность, чем самая, точная научная теория человеческих способностей, объясняющая нам, что человек может, а что ему недоступно. Лишая ребенка тайны, сказки, чуда, мы оказываем ему, «медвежью услугу», т.к. отвергаем его безумные гипотезы и переводим тему разговора на язык реальных, «земных» фактов. Стремление взрослых ввести ребенка в мир рациональной, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности. Играя, ребенок познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. Нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивленного взгляда ребенка на мир!
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи.
Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребенку.
Обучение в форме дидактических игр основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Используя это, педагогика разработала игры, основанные на игровых действиях в игровых ситуациях, но при этом ввела в них дидактическую задачу. В дидактической игре ребенок учится счету, речи, в зависимости от того, на что игра направлена. Оперировать вложенными в игру знаниями он учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. В ходе таких игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы, воспитывает выдержку.
3
Список литературы
1. Бавыкина Г.И «Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста» Автореферат диссертация канд. пед. наук. – Л., 1977
2. Беккер К.П. «Логопедия» - М.: Медицина, 1981
3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение» - Ярославль: Академия развития, 1998
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - Екатеринбург: Литур, 2000.