Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Игра как ведущая деятельность ребенка имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Введение…………………………………………………………………..……...…3
Характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи………………………………………………………………....4
Уровни речевого развития……………………………………………………..….6
Формирование словаря у детей с нормальным речевым развитием…………..…10
Возрастные нормативы развития словаря……………………………………...…14
Характеристика словаря детей второго года жизни……………………………..15
Характеристика словаря детей третьего года жизни…………………….…...…16
Характеристика словаря детей четвертого года жизни……………………….…18
Характеристика словаря детей пятого года жизни………………………………19
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи…………………19
Понятие об игре……………………………………………………………………..24
Сущность игры и ее своеобразие…………………………………………….……26
Социально - биологические основы игры……………………………………...…27
Дидактическая игра как средство преодоления речевых нарушений……….…27
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………
Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод» - «водопавотя тинит водовот».
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с этим уровнем речевого развития операции звуко - слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико - временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную
сторону. [2]
Дети с 3-им уровнем направляются в логопедические группы с 5-ти летнего возраста на 2 года. И если коррекционная программа пройдена в полном объеме, есть большая вероятность того, что они смогут обучаться в общеобразовательной школе.
Формирование словаря у детей с нормальным речевым развитием
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
В настоящее время исследователи в психологической и психолингвистической литературе подчеркивают, что предпосылки развития речи определяются ;двумя процессами. Один из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.
Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
Развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. [3]
Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.
Первоначальное новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это», «как это называется».
Сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их, открывает функции знаков.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова.
Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
Параллельно с уточнением слова происходит и развитие структуры
значения слова.
Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. Слово прекрасно может обозначать высшую степень похвалы, иронию, сарказм, издевку в зависимости от интонации.
В качестве основных выделяются следующие компоненты значения слова (по А.А.Леонтьеву, Н.Я.Уфимцевой, С.Д.Кацнельсону и др.) [12]
денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол - это конкретный предмет);
понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
коннотативный компонент - отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке).
Безусловно, не все компоненты значения слова появляются у ребенка сразу.
В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается.
Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением.
Понятийный, концептуальный компонент значения слова устраивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова.
Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется (А.В.Захарова).
• Анализируя словарный запас разговорной речи детей в возрасте от 6-7 лет, А.В.Захарова выделила наиболее употребляемые знаменательные слова в
речи детей: существительные (мама, люди), прилагательные (маленький, большой), глаголы (пойти, говорить).
В речи детей от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением размера (большой, маленький, огромный, крупный, средний).
При анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми обозначения цвета. Также отмечается преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных.
Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А.Р.Лурия и др.).[5]
В процессе речевого развития ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. По данным Н.В.Серебряковой [7], в 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании семантических полей.
У детей 5-6 лет большую распространенность имеют тематические ассоциации.
Возрастные нормативы развития словаря
3-4 года. Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли - ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь,
посуда, мебель.
4-5 лет. Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.
5-6 лет. Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношения людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.
6-7 лет. Расширяет запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы. Антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи по смыслу.
Характеристика словаря детей второго года жизни
В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. По данным Ш. Бюлера [3], полученным после изучения роста словаря тридцати детей в возрасте от 1 до 4 лет, максимальное количество слов в 1 год составило 58, а минимальное 3, в 2 года эти показатели были соответственно 707 слов и 27 (таблица № 1).
Возраст детей | Максимальный словарь | Минимальный словарь |
1,0- 1,2 | 58 | 3 |
1,3-1,5 | 232 | 4 |
1,6-1,8 | 383 | 14 |
1,9-1,12 | 707 | 27 |
2,0-2,3 | 1227 | 45 |
Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в первом полугодии происходит небольшой рост (от 3 слов в один год до 40 к полутора годам), сменяющийся бурным ростом во втором полугодии (1 год 9 месяцев - 118 слов, 2 года - 300 слов). Подобные данные о росте словаря содержатся в таблице, приведенной в книге С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (см. таблицу 2)
Возраст | Число слов | Прирост слов |
1,0 | 3 | - |
1,3 | 19 | 16 |
1,6 | 22 | 3 |
1.9 | 118 | 96 |
2,0 | 272 | 154 |
2,6 | 446 | 174 |
3,0 | 896 | 450 |
3,6 | 1222 | 326 |
4,0 | 1540 | 318 |
4,6 | 1870 | 330 |
5,0 | 2070 | 202 |