Теоретические основы формирования лексической стороны речи и игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Игра как ведущая деятельность ребенка имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……...…3
Характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи………………………………………………………………....4
Уровни речевого развития……………………………………………………..….6
Формирование словаря у детей с нормальным речевым развитием…………..…10
Возрастные нормативы развития словаря……………………………………...…14
Характеристика словаря детей второго года жизни……………………………..15
Характеристика словаря детей третьего года жизни…………………….…...…16
Характеристика словаря детей четвертого года жизни……………………….…18
Характеристика словаря детей пятого года жизни………………………………19
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи…………………19
Понятие об игре……………………………………………………………………..24
Сущность игры и ее своеобразие…………………………………………….……26
Социально - биологические основы игры……………………………………...…27
Дидактическая игра как средство преодоления речевых нарушений……….…27
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по дифектологии.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих говорить, слова « мама, стульчик, мячик» - такие же имена собственные как Маша, Саша. Это нулевая степень обобщения. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходит на первую степень обобщения, т.е. начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет, но трогать его руками, двигать, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования этого предмета, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол - это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол.[3]

Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребенок совершает конкретные действия предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди, и усваивает их названия.

Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и тоже название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.

 

     Характеристика словаря детей третьего года жизни

После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущую роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню - после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляются глаголы (25-27%), прилагательные (10-12%>), реже есть местоимения и предлоги (по данным А. А. Люблинской). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой - маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.)

По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трех летних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-нора, гриб-лес).

Как уже отмечалось ранее, к двум годам ребенок усваивает слова первой степени обобщения. В три года он должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.[1]

Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка-чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: ело-вом «шапка» называют кепку, шляпу. Точно также дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий идет - человек, змея, птица. Почти не называют детали сложных предметов. Не выделяют части тела животных зверей.

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

 

 

   Характеристика словаря детей четвертого года жизни.

Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребенка за счет наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро и т.д. Трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные, часто по порядку от одного до десяти. Но этот ряд чисел - всего лишь заученный стишок, т.к. соотносить количество предметов с цифрой они еще не умеют. К концу 4 года большинство детей смогут соотнести числа 1,2,3 с нужным количеством предметов, т.е. начнут осознанно пользоваться этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают проявляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т.д.

Не всегда дети пользуются ими адекватно. Бывают случаи неправомерного употребление обобщающего слова, когда ребенок не знает название конкретного предмета: «это птичка», «сорвал цветок». Дело в том, что слова второй степени обобщения дети сначала усваивают, как вторые названия чувственно воспринимаемых предметов. По мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушки - это все предметы для игры, посуда - это предметы, в которых готовят еду и из которых едят), ему все легче и легче становится правильно употреблять данные слова.

Психологической особенностью восприятия трехлетних детей является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов - названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети еще и словами -названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. В тоже время дети уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо синее, трава зеленая. Таким образом, цвет ставится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета.

      Характеристика словаря детей пятого года жизни.

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, т. дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье - одежда), т.е. достигают второй степени общения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, т.к., чтобы освоить слова-понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является, прежде всего назначение предмета.

Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов - названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

Дальнейшее развитие получает в данном возрасте словотворчество, появляющееся еще до четырех лет, т.к. процесс усвоения морфемной системы еще не завершился

 

Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.)[4, 13] подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогчнезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, задержка речевого развития и др.).

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи даже шестилетнего возраста не знают многих слов названия ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, частей тела.

В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, купаться, одеваться, идти и др.).

Нарушение формирования лексики у детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с общим недоразвитием речи многообразны.

Среди многочисленных вербальных парафазии этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящие в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, грач - сорока, дыня - тыква идр.)

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет, воркует – поет, чирикает – поет и т.д.)

Наряду со смешением слов по родовидным отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков.

Смешение слов у детей с общим недоразвитием речи осуществляется на основе сходства по признаку функционального назначения.

Миска-тарелка                                                                      метла-щетка

Кружка-стакан                                                                      графин-бутылка

Замены слов, обозначающие предметы, внешне сходные:

Сарафан – фартук                                                        фонтан – душ

Майка – рубашка                                                        подоконник - полка

Замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации:

Като-лед

Вешалка-пальто

Смешения слов, обозначающих части и целое:

Воротник-платье

Кузов-машина

Паровоз-поезд

Локоть-рука

Замена обобщающих понятий словами конкретного назначения:

Обувь - ботинки

Цветы-ромашки

Посуда – тарелки

Одежда – кофты

Использование словосочетаний в процессе поиска слов:

Кровать – чтобы спать

Щетка – зубы чистить

Юла – игрушка крутится

Паровоз – поезд без окон

Замены слов, обозначающих действия или предметы словами-существительными:

Открывать – дверь

Играть – кукла

Или наоборот, замена существительных глаголом:

Лекарство – болеть

Кровать – спать

Самолет – летать

Случаи замысловатых замен отмечаются у детей с общим недоразвитием речи и в школьном возрасте.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

Кует – молотит

Гладит утюгом – проводит утюгом

Стирает белье – моет белье

Вяжет – шьет, купает – моет

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные с другой, а также выделять оттенки значений.

Характерной чертой для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слов происходит очень быстро, автоматизировано. При реализации этого процесса, отвлекающее влияние оказываются ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Как и в норме, у детей 7-8 лет с ОНР так же происходят качественные изменения в соотношении синтагматических и парадигматических реакций. В 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими.

Однако это преобладание у детей с общим недоразвитием речи не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием.

У детей к 7-8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25% всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

Итак, у детей 5-8 лет с общим недоразвитием речи, происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций. В то время, как у детей с нормальным речевым развитием отменяется противоположная закономерность после 6 лет.

Исследования показывают, что у детей 6-летнего возраста с нормальным речевым развитие преобладает стратегия противопоставления над стратегией аналогии (10:1). У детей с речевыми нарушениями не выявляется явного преобладания стратегии противопоставления (1:1).

Информация о работе Теоретические основы формирования лексической стороны речи и игровой деятельности