Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Файлы: 1 файл

курсовая по мет. рус..docx

— 154.04 Кб (Скачать)
  Таблица 8
  
        КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС         ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
        Список

        учащихся

        повторы         Синт. бедность         Употр. местоим.         Употр. слов         Порядок слов           Видо-врем. несоот.                  Нелепые суждения         Список

        учащихся

        повторы         Синт. бедность         Употр. местоим.         Употр. слов         Порядок слов         Видо-врем. несоот         Нелепые суждения
                1   2 3         4         5         6         7 8                9         10         11         12         13         14         15         16
        1.Яна А.   +

  ++++

  +

  +                                                    +                  1.Антон  А.                             +                                
         
        2.Стас В.   +             +                                           2.Таня Б.         +                                                            
        3.Вера Г.                           +                                 3.Оля С.                                                 +                    
        4.Рома Г. +                     +                               4.Таня  В.                                                                      
        5.Сергей К.   +             +                                           5.Костя Г.         +                                                            
        6.Настя К.   +                                                         6.Петя  Г.                                                                      
        7.Марина Л.   +                                                         7.Оля  Г.                                                                      
        8.Света М.   +   +                                                     8.Настя  Е.                                       +                              
        9.Игорь Н.                 +                                           9.Света  З.                                                                      
        10.Сергей П.       +                                                     10.Вика  И.                                       +                              
        11.Оксана П.   +                                                         11.Женя  К.                                                                      
        12.Алеша П.   +                                                         12.Валя  К.                                                                      
        13.Маша П.                                     +                       13.Витя  К.         +         +                                                  
        14.Наташа П.   +                                                         14.Петя М.                                                                      
        15.Коля  Р.                                                             15.Арина  М.         +                                                            
        16.Аня М.   +           +                                           16.Саша  Н.                                                                      
        17.Дима С.     +                                                     17.Таня  Н.         +                                                            
        18.Паша Т.       +                                                     18.Вика  С.         +                                                            
        19.Катя Т.   +                                 +                       19.Оля  С.                                                                      
        20.Вася Т.                 +                                           20.Саша  Ч.         +         +                                                  
        21.Женя Х.   +                       +                                 21.Тимур  Ш.         +                                                            
        22.Даша Ч.   +                                                         22.Таня  Я.                                                                     +
        Всего: 14   5         5         4         2         0 0         Всего:         8         3         1         2         1         0         0
        Всего (в %): 64 23         23         18        9,1         0 0         Всего(в %): 37         14         4,5         9,1         4,5         0         0
  

  

    

  Как показывают данные таблицы 7, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов. Замечено, что в контрольном классе количество речевых ошибок осталось прежним: 30 ошибок, а в экспериментальном  классе таких ошибок стало меньше: 17 ошибок.

  Согласно  таблицы 8 данную ошибку в контрольном  классе допустили 73% учащихся, в экспериментальном  – 37%. Замечено, что такие виды ошибок как смешение видо-временных форм глагола и нелепые суждения не допустил ни один ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 4 (см. Приложение 5).

  Отметим, что количество учащихся экспериментального класса, допускающих ошибки в построении предложений уменьшилось с 54,5% до 23%; допускающих повторы одних  и тех же слов в рамках небольшого контекста уменьшилось с 81,8% до 37%. Результаты сопоставительного анализа  представлены на рис. 5, 6 (см. Приложение 5).

  В контрольной группе по данным среза  установлено, что количество учащихся, допускающих ошибки в построении предложений, увеличилось с 45,5% до 50%, допускающих повторы уменьшилось 82% до 73%.

  Таким образом, предположение о том, что  комплекс специальных упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых  ошибок, подтвердилось.

  Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной  работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие  условия.

  1.Систематичность  – упражнения на редактирование  текста проводить на каждом  уроке русского языка.

2. Предлагать  детям не более одного упражнения  на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания  для разбора.

3.Очередность  – чередование различных типов  упражнений на редактирование  текста. 

    
 

   

  Выводы  по главе 3.

  В ходе экспериментального обучения детям  был предложен для выполнения комплекс упражнений, который составлен  на основе ошибок, допущенных детьми в  изложениях, и дополнен другими примерами.

  Результаты  экспериментального обучения показали, что:

  1. ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном – 18%;
  2. повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном – 37%;
  3. количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

  Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной  работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие  условия.

  1.Систематичность  – упражнения на редактирование  текста проводить на каждом  уроке русского языка.

2. Предлагать  детям не более одного упражнения  на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания  для разбора.

3.Очередность  – чередование различных типов  упражнений на редактирование  текста. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Анализ  методической, лингвистической педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления речевых  ошибок актуальна в начальной  школе. Именно в это период дети начинают овладевать нормами устного и  письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

  Констатирующий  срез позволил выявить типичные речевые  ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:

  1. ошибки в построении предложений;
  2. повторы одних и тех же слов.

  На  основе данных ошибок был составлен  комплекс упражнений, предложенный детям  в процессе экспериментального обучения.

  Итоговый  срез показал:

  1. ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном – 18%;
  2. повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном – 37%;
  3. количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

  Таким образом, гипотеза о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению речевых ошибок и  недочетов в письменной речи младших  школьников, подтвердилась.

  Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной  работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие  условия.

  1.Систематичность  – упражнения на редактирование  текста проводить на каждом  уроке русского языка.

2. Предлагать  детям не более одного упражнения  на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания  для разбора.

3.Очередность  – чередование различных типов  упражнений на редактирование  текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Арефьева  С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических  изложениях и сочинениях// Русский  язык в школе. – 1998. – №3. – С.8 – 12.
  2. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10.
  3. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. – Л.: Просвещение, 1971. – 264с.
  4. Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1989. – 156с.
  5. Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1989. – 145с.
  6. Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. – 1979. – №6. – С. 12 – 15.
  7. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов. – Известия АПН РСФСР – М.: 1956, вып. 78. – С. 34 – 42.
  8. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 1 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1990. – 128с.: ил. 
  9. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 2 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1989. – 208с.: ил.
  10. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 3 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1987. – 206с.: ил.
  11. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся// Русский язык в школе. – 1973. – №6. – С. 17 – 19.
  12. Карманова Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением// Начальная школа. – 1997. – №1. – С. 29 – 31.
  13. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// Начальная школа. – 1981. – №1. – С. 27 – 31.
  14. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. – М.: Прогресс, 1963, вып. 3. – С. 224 – 273.
  15. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1993. – 740с.
  16. Крючкова Л. Ю. Речь – канал развития интеллекта// Начальная школа. – 1997. – №7. – С. 68 –70.
  17. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям// Начальная школа. – 1984. – №3. – С. 32 – 35.
  18. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
  19. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 170с.
  20. Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа. – 1981. – №7. – С. 8 – 13.
  21. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995. – 192с.
  22. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1996. – №1. – С. 30 –33.
  23. Методика преподавания русского языка: Руководство к  самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О. В. Кубасова, В. П. Канакина – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
  24. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240с.
  25. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.
  26. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с.
  27. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (сост. В. И. Капинос и др.) – М., 1986. – 137с.
  28. Педагогическая энциклопедия. – М., 1968 – Т.4.
  29. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1984. –191с.
  30. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). – М.: Просвещение, 1994. –160 с.
  31. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987 – 416с.
  32. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993 – 383с.
  33. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с.
  34. Сиротинина О. Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 125с.
  35. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1993. – 704.
  36. Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. – 1979. – №3. – С. 45 – 49.
  37. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм  в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №4. – С. 19 – 23.
  38. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм  в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №5. – С. 13 – 18.
  39. Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №7. – С. 21 – 25.
  40. Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №9. – С. 30 – 34.
  41. Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки и пути их устранения: Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1966. – 235с.
  42. Тихомирова К. М. Методика работы над изложением по диафильму// Начальная школа. – 1987. – №6. – С. 19 – 22.
  43. Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами// Русский язык в школе. – 1978. – №3. – С. 23 – 27.
  44. Фоменко Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников// Русский язык в школе. – 1973. – №1. – С. 32 – 35.
  45. Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1970. – 176с.
  46. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – с. 143.
  47. Черемисин П. Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы// Русский язык в школе. – 1973. – №2. – С. 34 –41.
  48. Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1967. – 164с.
  49. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 279с.
  50. Яковлева В. И. О пересказе прочитанного// Начальная школа. – 1985. – №2. – С. 50 – 53.
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 1

 

Изложение.

Куда  все подевалось?

  На зеленой  лужайке под большим дубом  жил колодец. Около него любили отдыхать путники.

  Однажды один озорник бросил в колодец  камень. Камень закрыл источник. Высохли  трава, дуб. Перестал вить гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

  Через много лет мальчик стал дедушкой. Пришел он на то место, где был колодец. Кругом желтел песок, ветер гнал тучи пыли. Задумался дедушка: «Куда все  подевалось?»

  План.

  1. Колодец.
  2. Поступок мальчика.
  3. Возвращение к колодцу.

  Приложение 2

                                                         Изложение.

Рыжик.

  Однажды лесник подобрал в лесу олененка. У  малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.

  Лесник  отдал олененка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора  носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки  давали малышу яблоки, печенье. По утрам  олененок гулял по селу.

  За  лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга  в лес и загрустили.

                               План.

  1. Лесник  нашел олененка.
  2. Олененок живет у ребят.
  3. Малыш подрос.

  Приложение 3

Комплекс  упражнений.

 

    1.Найти  в предложении лишнее слово.

  • В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
  • На празднике было много мальчиков, детей, девочек.
  • На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

Информация о работе Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников