Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС | ||||||||||||||
Список
учащихся |
повторы | Синт. бедность | Употр. местоим. | Употр. слов | Порядок слов | Видо-врем. несоот. | Нелепые суждения | Список
учащихся |
повторы | Синт. бедность | Употр. местоим. | Употр. слов | Порядок слов | Видо-врем. несоот | Нелепые суждения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1.Яна А. | +
++++ + |
+ | + | 1.Антон А. | + | | |||||||||
2.Стас В. | + | + | 2.Таня Б. | + | |||||||||||
3.Вера Г. | + | 3.Оля С. | + | ||||||||||||
4.Рома Г. | + | + | 4.Таня В. | ||||||||||||
5.Сергей К. | + | + | 5.Костя Г. | + | |||||||||||
6.Настя К. | + | 6.Петя Г. | |||||||||||||
7.Марина Л. | + | 7.Оля Г. | |||||||||||||
8.Света М. | + | + | 8.Настя Е. | + | |||||||||||
9.Игорь Н. | + | 9.Света З. | |||||||||||||
10.Сергей П. | + | 10.Вика И. | + | ||||||||||||
11.Оксана П. | + | 11.Женя К. | |||||||||||||
12.Алеша П. | + | 12.Валя К. | |||||||||||||
13.Маша П. | + | 13.Витя К. | + | + | |||||||||||
14.Наташа П. | + | 14.Петя М. | |||||||||||||
15.Коля Р. | 15.Арина М. | + | |||||||||||||
16.Аня М. | + | + | 16.Саша Н. | ||||||||||||
17.Дима С. | + | 17.Таня Н. | + | ||||||||||||
18.Паша Т. | + | 18.Вика С. | + | ||||||||||||
19.Катя Т. | + | + | 19.Оля С. | ||||||||||||
20.Вася Т. | + | 20.Саша Ч. | + | + | |||||||||||
21.Женя Х. | + | + | 21.Тимур Ш. | + | |||||||||||
22.Даша Ч. | + | 22.Таня Я. | + | ||||||||||||
Всего: | 14 | 5 | 5 | 4 | 2 | 0 | 0 | Всего: | 8 | 3 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 |
Всего (в %): | 64 | 23 | 23 | 18 | 9,1 | 0 | 0 | Всего(в %): | 37 | 14 | 4,5 | 9,1 | 4,5 | 0 | 0 |
Как показывают данные таблицы 7, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов. Замечено, что в контрольном классе количество речевых ошибок осталось прежним: 30 ошибок, а в экспериментальном классе таких ошибок стало меньше: 17 ошибок.
Согласно таблицы 8 данную ошибку в контрольном классе допустили 73% учащихся, в экспериментальном – 37%. Замечено, что такие виды ошибок как смешение видо-временных форм глагола и нелепые суждения не допустил ни один ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 4 (см. Приложение 5).
Отметим, что количество учащихся экспериментального класса, допускающих ошибки в построении предложений уменьшилось с 54,5% до 23%; допускающих повторы одних и тех же слов в рамках небольшого контекста уменьшилось с 81,8% до 37%. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 5, 6 (см. Приложение 5).
В
контрольной группе по данным среза
установлено, что количество учащихся,
допускающих ошибки в построении
предложений, увеличилось с 45,5% до 50%,
допускающих повторы
Таким образом, предположение о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых ошибок, подтвердилось.
Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.
1.Систематичность
– упражнения на
2. Предлагать
детям не более одного
3.Очередность
– чередование различных типов
упражнений на редактирование
текста.
Выводы по главе 3.
В ходе экспериментального обучения детям был предложен для выполнения комплекс упражнений, который составлен на основе ошибок, допущенных детьми в изложениях, и дополнен другими примерами.
Результаты экспериментального обучения показали, что:
Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.
1.Систематичность
– упражнения на
2. Предлагать
детям не более одного
3.Очередность
– чередование различных типов
упражнений на редактирование
текста.
Заключение.
Анализ
методической, лингвистической педагогической
литературы по теме исследования показал,
что проблема определения, дифференциации,
выявления и исправления
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:
На основе данных ошибок был составлен комплекс упражнений, предложенный детям в процессе экспериментального обучения.
Итоговый срез показал:
Таким образом, гипотеза о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников, подтвердилась.
Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.
1.Систематичность
– упражнения на
2. Предлагать
детям не более одного
3.Очередность
– чередование различных типов
упражнений на редактирование
текста.
Список
использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Изложение.
Куда все подевалось?
На зеленой лужайке под большим дубом жил колодец. Около него любили отдыхать путники.
Однажды один озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник. Высохли трава, дуб. Перестал вить гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.
Через много лет мальчик стал дедушкой. Пришел он на то место, где был колодец. Кругом желтел песок, ветер гнал тучи пыли. Задумался дедушка: «Куда все подевалось?»
План.
Однажды лесник подобрал в лесу олененка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.
Лесник отдал олененка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам олененок гулял по селу.
За лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.
1.Найти в предложении лишнее слово.
- В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
- На празднике было много мальчиков, детей, девочек.
- На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.
Информация о работе Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников