Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
Как показывают данные таблицы 1, наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Согласно таблицы 2 данную ошибку допускают 45,5% учеников контрольного класса и 54,5% учеников экспериментального класса. Следовательно, типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения, например: «Когда дедушка вспомнил, когда он был маленький, он бросил в колодец камень».
Результаты
сопоставительного анализа
В
таблице 3 представлены речевые ошибки,
допущенные учениками контрольного и
экспериментального классов, при написании
изложения.
Таблица 3
Виды ошибок | Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Контрольный класс | Экспериментальный
Класс | |
1. Повтор
слова в
рамках небольшого контекста |
16 | 18 |
2. Синтаксическая
бедность, однообразие синтаксических конструкций |
4 | 3 |
3. Неудачное
употребление местоимений |
5 | 1 |
4. Неудачный
выбор
слова |
1 | 3 |
5. Неудачный
порядок слов |
2 | 4 |
6. Смешение
видо-
временных форм глагола |
2 | 3 |
7. Нелепые
суждения |
4 | 2 |
Всего: | 34 | 34 |
Таблица 4
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС | ||||||||||||||
Список
учащихся |
повторы | Синт. бедность | Употр. местоим. | Употр. слов | Порядок слов | Видо-врем. несоот. | Нелепые суждения | Список
Учащихся |
повторы | Синт. бедность | Употр. местоим. | Употр. слов | Порядок слов | Видо-врем. несоот | Нелепые суждения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1.Яна А. | +
++++ + |
+ +++ | + | 1.Антон А. | + | | |||||||||
2.Стас В. | + | + | 2.Таня Б. | + | + | ||||||||||
3.Вера Г. | + | 3.Оля С . | + | ||||||||||||
4.Рома Г. | + | + | 4.Таня В. | ||||||||||||
5.Сергей К. | + | 5.Костя Г. | + | ||||||||||||
6.Настя К. | + | 6.Петя Г. | |||||||||||||
7.Марина Л | + | 7.Оля Г. | + | ||||||||||||
8.Света М. | + | + | 8.Настя Е. | + | + | ||||||||||
9.Игорь Н. | + | + | 9.Света З. | + | |||||||||||
10.Сергей П. | + | 10.Вика И. | + | ||||||||||||
11.Оксана П. | + | + | 11.Женя К. | + | |||||||||||
12.Алеша П. | + | 12.Валя К. | + | ||||||||||||
13.Маша П. | + | + | 13.Витя К. | + | + | ||||||||||
14.Ната П. | + | 14.Петя М | + | ||||||||||||
15.Коля Р. | + | 15.Арина М | + | + | + | ||||||||||
16.Аня М. | + | + | 16.Саша Н. | + | + | ||||||||||
17.Дима С. | + | + | 17.Таня Н. | + | + | ||||||||||
18.Паша Т. | + | 18.Вика С. | + | + | + | + | |||||||||
19.Катя Т. | + | + | 19.Оля С. | + | + | + | |||||||||
20.Вася Т. | + | + | 20.Саша Ч. | + | + | ||||||||||
21.Женя Х. | + | 21.Тима Ш. | + | | |||||||||||
22.Даша Ч. | + | 22.Таня Я. | + | + | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Всего: | 16 | 4 | 5 | 1 | 2 | 2 | 4 | Всего: | 18 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 |
Всего (в %): | 73 | 18 | 23 | 5 | 9 | 9 | 18 | Всего(в%): | 82 | 14 | 5 | 14 | 18 | 14 | 9 |
Как
показывают данные таблицы 3, наибольшую
трудность при написании
Результаты
сопоставительного анализа
Таким
образом, процентное соотношение показывает,
что на начало экспериментальной
работы контрольная и
2.2
Исправление речевых
ошибок.
Анализ методической, педагогической литературы показал, что речевые ошибки детей исправляются посредством включения в уроки русского языка специальных упражнений.
При этом упражнение в дидактике определяется как «планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества»]
По мнению Т. А. Ладыженской «в процессе речевой деятельности всегда присутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называют упражнениями». В связи с этим большое значение приобретает типология упражнений. [45,с.176]
Анализ
методической литературы показал, что
в практике обучения русскому языку
и развитию речи сложились различные
подходы к типологии
При рассмотрении типологии могут быть приняты во внимание различные основания. Т. А. Ладыженская основаниями своей типологии определяет «… содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности, предопределяемый тем или иным типом задания». Если учитывать каждое из данных оснований в единой типологии упражнений, то это приведет к ее сложной организации.
По первому основанию Т. А. Ладыженская представляет следующую систему упражнений.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто им владеет, как мастер.
А мастерски владеть любым из них – стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом – это значит, до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
Из всех орудий язык самое удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем его?
С какими из данных слов слово очень не сочетается и почему?
Уникальный, высокий, спокойный, патриотичный, обаятельный, замечательный, умный.
Устраните повторы, сохраняя содержание высказывания.
Летом мы поедем в спортивный лагерь. Лагерь оборудовали для нас шефы. Ниши шефы – рабочие соседнего совхоза. Мы помогаем совхозу во время уборки урожая.
С. Н. Цейтлин иначе подходит к типологии упражнений. Она выделяет несколько типов упражнений «по характеру речевых операций».
Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки.
В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом:
А) словарные упражнения:
Б) Ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста:
Информация о работе Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников