Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Файлы: 1 файл

курсовая по мет. рус..docx

— 154.04 Кб (Скачать)

    

  Как показывают данные таблицы 1, наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Согласно таблицы 2  данную ошибку допускают 45,5% учеников контрольного класса и 54,5% учеников экспериментального класса. Следовательно, типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения, например: «Когда дедушка вспомнил, когда он был маленький, он бросил в колодец камень».

  Результаты  сопоставительного анализа представлены на рис. 1 (см. Приложение 5).

  В таблице 3 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения. 

  Таблица 3

  
Виды  ошибок Количество  ошибок, допущенных учащимися
Контрольный класс Экспериментальный

             Класс

1. Повтор  слова в

рамках небольшого

контекста

                 16                   18
2. Синтаксическая

бедность, однообразие

синтаксических

конструкций

                  4                   3
3. Неудачное 

употребление

местоимений

                  5                   1
4. Неудачный  выбор

слова

                  1                    3
5. Неудачный

порядок слов

                  2                    4
6. Смешение  видо-

временных форм

глагола

                  2                    3
7. Нелепые 

суждения

                  4                    2
Всего:                 34                   34
 
 

    
 
 

  Таблица 4

  
        КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС         ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
        Список

        учащихся

        повторы         Синт. бедность         Употр. местоим.         Употр. слов         Порядок слов           Видо-врем. несоот.                  Нелепые суждения         Список

        Учащихся

        повторы         Синт. бедность         Употр. местоим.         Употр. слов         Порядок слов         Видо-врем. несоот         Нелепые суждения
                1   2 3         4         5         6         7 8                9 10 11 12 13 14 15 16
        1.Яна А.   +

  ++++

  +

  +   +++                                                    +                  1.Антон  А.                   +                                          
         
        2.Стас В.       +                   +                                 2.Таня Б.         +                             +                              
        3.Вера Г.       +                                                     3.Оля  С .                                                 +                    
        4.Рома Г.   +                                           +             4.Таня  В.                                                                      
        5.Сергей К.                                                   +         5.Костя Г.         +                                                            
        6.Настя К.   +                                                         6.Петя  Г.                                                                      
        7.Марина Л   +                                                         7.Оля  Г.         +                                                            
        8.Света М.   +                                               +         8.Настя  Е.         +                                                           +
        9.Игорь Н.                                     +             +         9.Света  З.         +                                                            
        10.Сергей П.   +                                                         10.Вика  И.         +                                                            
        11.Оксана П.                 +                   +                       11.Женя  К.         +                                                            
        12.Алеша П.   +                                                         12.Валя  К.         +                                                            
        13.Маша П.   +             +                                           13.Витя  К.         +         +                                                  
        14.Ната П.   +                                                         14.Петя М         +                                                            
        15.Коля Р.   +                                                         15.Арина  М         +                                       +         +          
        16.Аня М.   + +                                                     16.Саша  Н.         +                             +                              
        17.Дима С.   +             +                                           17.Таня  Н.         +                   +                                        
        18.Паша Т.                                               +             18.Вика  С.         +         +                   +         +                    
        19.Катя Т.   +             +                                           19.Оля  С.         +                                       +         +          
        20.Вася Т.   +             +                                           20.Саша  Ч.         +                                                 +          
        21.Женя Х.   +                                                         21.Тима  Ш.         +                                                    
         
        22.Даша Ч.   +                                                         22.Таня  Я.         +                                                           +         
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
        Всего:   16 4 5 1 2 2 4         Всего: 18 3 1 3 4 3 2
        Всего (в %): 73 18 23 5 9 9 18         Всего(в%): 82 14 5 14 18 14 9

 

  Как показывают данные таблицы 3, наибольшую трудность при написании изложения  у учащихся вызывают построения предложений  без повторов слов. Согласно таблицы 4 данную ошибку допустило 73% учащихся контрольного класса и 82% процента учащихся экспериментального класса. Следовательно, типичными речевыми ошибками являются повторы одного и того же слова в рамках небольшого контекста. Например, «Однажды один озорник подошел к колодцу и бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца».

  Результаты  сопоставительного анализа представлены на рис. 2 (см. Приложение 5).

  Таким образом, процентное соотношение показывает, что на начало экспериментальной  работы контрольная и экспериментальная  группы не имеют существенных различий и типичными являются следующие  ошибки.

  1. Ошибки в построении предложений.
  2. Повтор одного и того же слова.
 

  2.2 Исправление речевых ошибок. 

  Анализ  методической, педагогической литературы показал, что речевые ошибки детей  исправляются посредством включения  в уроки русского языка специальных  упражнений.

  При этом упражнение в дидактике определяется как «планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества»]

  По  мнению Т. А. Ладыженской «в процессе речевой деятельности всегда присутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называют упражнениями». В связи с этим большое значение приобретает типология упражнений. [45,с.176]

  Анализ  методической литературы показал, что  в практике обучения русскому языку  и развитию речи сложились различные  подходы к типологии упражнений, направленных на устранение и предупреждение речевых ошибок.

  При рассмотрении типологии могут быть приняты во внимание различные основания.  Т. А. Ладыженская основаниями своей типологии определяет «… содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности, предопределяемый тем или иным типом задания».  Если учитывать каждое из данных оснований в единой типологии упражнений, то это приведет к ее сложной организации.

  По  первому основанию Т. А. Ладыженская представляет следующую систему упражнений.

  1. Упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка.

  Прочитайте  текст, ответьте на вопросы.

  Каждое  орудие приносит наивысшую пользу в  руках того, кто им владеет, как  мастер.

  А мастерски владеть любым из них  – стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или  гигантским блюмингом – это значит, до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время  работы, какого обращения с собой  требуют.

  Из  всех орудий язык самое удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем  его?

  • Как раскрывает писатель понятие «мастерски владеть»?
  • Какие слова использует автор для описания орудий труда?  
  1. Упражнения, предусматривающие  обогащение речи учащихся синонимическими средствами языка. К последним примыкают:
  • упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда соотносительных средств наиболее уместные для выражения данного содержания высказывания в соответствие с задачей и обстоятельством речи.

   С какими из данных слов  слово очень не сочетается и почему?

   Уникальный, высокий, спокойный, патриотичный, обаятельный, замечательный, умный.

  • упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

   Устраните повторы, сохраняя содержание высказывания.

   Летом мы поедем в спортивный лагерь. Лагерь оборудовали для нас шефы. Ниши шефы – рабочие соседнего совхоза. Мы помогаем совхозу во время уборки урожая.

  С. Н. Цейтлин иначе подходит к типологии упражнений. Она выделяет несколько типов упражнений «по характеру речевых операций».

  1. Выбор одной из двух или более возможностей:
  • допишите окончание прилагательных и существительных: выпачкался в чернил…, использовать в хозяйственн… цел… ;
  • вставьте местоимение который в нужной форме: Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белка – зверек с пушистым хвостом, … прыгает с дерева на дерево.
  1. Трансформация, сопровождаемая выбором:
  • поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа: карандаш, платье, здание, место, сапог, ключ (осуществляется выбор одного из трех возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и –ей);
  • замените глаголы отглагольными существительными: дружить с соседями…, любить родителями – ….
  1. Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня:
  • составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки: про-, над-, от-, в-, раз-, вы-, корни: -мыв-, -рыв-, -мив-, -лив-, суффиксы: -а-, -ний-, -к-, окончания: -е, -а, нулевое).
  1. Работа с текстами, содержащими речевые ошибки. Задания могут быть трех видов:1) найти в тексте речевые ошибки без исправления; 2) исправить речевые ошибки, ошибки в тексте отмечены; 3)найти и исправить речевые ошибки.

  Вернувшись  из рейса, я показал папе свои новые  рисунки.

  1. Анализ языковых средств:
  • Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание (даны фразеологизмы: в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии).

  В работах Ф. П. Сергеева указана система  упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология  выглядит следующим образом:

  1. Предупреждение речевых недочетов – объяснение слов и фразеологизмов. К этой группе упражнений относятся:

  А) словарные упражнения:

  • составить предложения с данными словами: покров, жалость, жюри, доверие;
  • выясните значение слов при помощи толкового словаря: соратник, владеть, подчиненный;
  • подберите синонимы к словам: тайна, любоваться, бранить.

  Б) Ознакомление учащихся с основными  видами  речевых недочетов и  правки текста:

  • исправьте ошибки в предложениях:  На одно время мальчики забылись (растерялись);
  • найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

Информация о работе Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников