Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Файлы: 1 файл

курсовая по мет. рус..docx

— 154.04 Кб (Скачать)

  Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с15 января 2010 по1 марта 2010 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений.

  1. Упражнения на построения предложений (простых и сложных).
  2. Упражнения на устранение повторов в речи.
  3. Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
  4. Упражнения на устранение  различных речевых ошибок.

  В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям  предлагалось для разбора 1 – 2 предложения  или 2 – 3 словосочетания, в которых  были допущены ошибки.

  Первый  тип заданий – упражнения на построение предложений.

  Пример. Урок на тему «Непроизносимая  согласная в корне слова».

  Работа  по исправлению речевых ошибок выглядела  следующим образом.

  Учитель предлагает детям выполнить задание  к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: « В саду собирают яблоки, фрукты, груши».

  • Какое слово лишнее?
  • Фрукты.
  • Почему слово «фрукты» лишнее?
  • Потому что слово «фрукты» включает в себя и яблоки, и груши.
  • Каким другим словом можно заменить «фрукты»?
  • Сливы, персики, абрикосы и т. д.

  Аналогично  велась работа и над другими предложениями: «На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики».[5,с.145]

    Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.

  Как показал анализ констатирующего  эксперимента, повтор одних и тех  же слов в рамках небольшого контекста  является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного  вида уделялось особое внимание.

  Пример. Урок на тему  «Предлоги и приставки».

  Учитель предлагает детям прослушать отрывок  текста.

  • Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
  • Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
  • Какую ошибку вы нашли в данном тексте?
  • В каждом предложении повторяется слово «побежали».
  • Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
  • Погнались, понеслись, направились, пустились.
  • Каким из слов, названных вами, заменим слово «побежали» в предложении «За ними побежала стая волков».
  • Погналась.
  • Какое слово употребим вместо «побежали» в предложении «Лоси побежали к сторожке».
  • Пустились.
  • Запишите в тетрадях исправленный текст.

  «Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась  стая волков. Лоси пустились к сторожке».

  Третий  тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.

  Пример. Урок на тему «Изменение имени существительного по числам».

  На  доске написаны словосочетания:

    У меня много делов

       Ждут  каникулов

       Ходят без польт

  Учитель предлагает задание:

  • Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
  • Делов.
  • Как нужно правильно сказать?
  • У меня много дел.
  • Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
  • Прочитайте, что у вас получилось?
  • Ждут каникул.
  • Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
  • Польт.
  • Кто знает, как нужно сказать правильно?
  • Пальто.
  • Запишите исправленное словосочетание в тетради.

  Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.

  Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».

  На  доске написаны предложения

       По  дорожке бежал молодой щенок.

       На  поляне красуется красавец клен.

  • Прочитайте первое предложение.
  • Какую ошибку вы заметили?
  • Слово «молодой» лишнее.
  • Почему?
  • Потому что щенок – это молодая собака.
  • Запишите исправленное предложение в тетрадь.
  • Какая ошибка допущена во втором предложении.
  • Сочетание слов красавец клен.
  • Что вам не нравиться в этом примере?
  • Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
  • Как можно исправить это предложение?
  • На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
  • Какой вариант выберем?
  • На поляне растет красавец клен.
  • Запишите это предложение в свои тетради.

  Подобная  работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания.

  Как показало наблюдение, учащиеся проявляли  большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям  нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Второклассники успешно  справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю.[12,с.29-31]

  Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель  наводящими вопросами подталкивал  их к верному объяснению.

  С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен итоговый срез по выявлению речевых  ошибок в письменных творческих работах  учащихся второго класса.  

  3.2 Результаты экспериментального  обучения. 

  Для определения  эффективности экспериментального обучения был проведен контрольный  срез в контрольном  и экспериментальном  классах. Детям было предложено написать изложение (см. Приложение 2)

  В таблице 5 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения. 

  Таблица 5

  
Виды  ошибок Количество  ошибок, допущенных учащимися
Контрольный класс Экспериментальный

             Класс

  1. Ошибки в
    построении

     предложений

     (простых и

  сложных)

                 11                   5
  1. Ошибки в
    построении

     словосочетаний

                  4                    1
  1. Ошибки в
образовании слов
                  2                    0
Всего:                 17                    6
      
Таблица 6
 
  
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
Список

учащихся

Постр.

предло-

жений

Постр.

словосо-

четаний

Образо-

вание

 форм

Список

учащихся

Постр.

предло-

жений

Постр.

словосо-

четаний

Образ.

 форм

слов

        1      2        3       4          5       6         7         8
1. Яна А.       1.Антон А.       
2.Стас  В.       2.Таня Б.      
3. Вера  Г.       3.Оля С.       +           
4. Рома  Г.       +     4.Таня В.       +    
5. Сергей  К.       +     5.Костя Г.      
6.Настя  К.       6.Петя Г.            
7.Марина  Л.       7.Оля Г.      
8.Света  М.       8.Настя Е.      
9.Игорь  Н.      +     9.Света З.       +    
10.Сергей  П.      +     10.Вика И.      
11.Оксана  П.       11.Женя К.       +    
12.Алеша  П.      +     12.Валя К.      
13.Маша  П.      +      +       + 13.Витя К.      
14.Наташа  П.        14.Петя М.            
15.Коля  Р.         +       + 15.Арина М.      
16.Аня  М.         +   16.Саша Н.      
17.Дима  С.       +     17.Таня Н.            
18. Паша  Т.               +   18.Вика С.       +       +  
19. Катя  Т.         +   19.Оля С.      
20. Вася Т.       +     20.Саша Ч.            
21. Женя  Х.       +     21.Тимур Ш.                  
22.Даша  Ч.       +     22.Таня Я.            
Всего:      11        4       2 Всего:       5        1       0
Всего (в %):     50    18,2     9,1 Всего (в %):     22,7      4,5       0

 

  Как показывают данные таблицы 5, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение предложений. Но замечено, что количество грамматических ошибок в изложениях уменьшилось в обоих  классах. Так в контрольном классе дети допустили 17 ошибок, а в экспериментальном 5 ошибок.

  Согласно  таблицы 6 ошибки в построении предложений  в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном  – 22,7%; ошибки в построении словосочетаний в контрольном классе допустили 18,2% учащихся, в экспериментальном  – 4,5%; ошибки в образовании форм слов 9,1% и 0% соответственно. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 3 (см. Приложение 5).

  В таблице 7 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.

  Таблица 7
  
Виды  ошибок Количество  ошибок, допущенных учащимися
Контрольный класс Экспериментальный

             Класс

1. Повтор  слова в

рамках небольшого

контекста

                 14                   8
2. Синтаксическая

бедность, однообразие

синтаксических

конструкций

                  5                   3
3.Неудачное 

употребление

местоимений

                  5                   3
4. Неудачный  выбор

слова

                  4                    2
5. Неудачный

порядок слов

                  2                    1
6. Смешение  видо-

временных форм

глагола

                  0                    0
7.Нелепые

суждения

                 0                    0
Всего:                 30                   17

Информация о работе Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников