Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с15 января 2010 по1 марта 2010 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений.
В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям предлагалось для разбора 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания, в которых были допущены ошибки.
Первый тип заданий – упражнения на построение предложений.
Пример. Урок на тему «Непроизносимая согласная в корне слова».
Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.
Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: « В саду собирают яблоки, фрукты, груши».
Аналогично велась работа и над другими предложениями: «На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики».[5,с.145]
Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.
Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.
Пример. Урок на тему «Предлоги и приставки».
Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.
«Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке».
Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.
Пример. Урок на тему «Изменение имени существительного по числам».
На доске написаны словосочетания:
Ждут каникулов
Ходят без польт
Учитель предлагает задание:
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».
На доске написаны предложения
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
Подобная работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания.
Как показало наблюдение, учащиеся проявляли большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Второклассники успешно справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю.[12,с.29-31]
Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель наводящими вопросами подталкивал их к верному объяснению.
С
целью проверки эффективности разработанного
комплекса упражнений был проведен
итоговый срез по выявлению речевых
ошибок в письменных творческих работах
учащихся второго класса.
3.2
Результаты экспериментального
обучения.
Для определения
эффективности
В
таблице 5 представлены грамматические
ошибки, допущенные учениками контрольного
и экспериментального классов, при написании
изложения.
Виды ошибок | Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Контрольный класс | Экспериментальный
Класс | |
предложений (простых и сложных) |
11 | 5 |
словосочетаний |
4 | 1 |
|
2 | 0 |
Всего: | 17 | 6 |
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС | ||||||
Список
учащихся |
Постр.
предло- жений |
Постр.
словосо- четаний |
Образо-
вание форм |
Список
учащихся |
Постр.
предло- жений |
Постр.
словосо- четаний |
Образ.
форм слов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Яна А. | 1.Антон А. | ||||||
2.Стас В. | 2.Таня Б. | ||||||
3. Вера Г. | 3.Оля С. | + | |||||
4. Рома Г. | + | 4.Таня В. | + | ||||
5. Сергей К. | + | 5.Костя Г. | |||||
6.Настя К. | 6.Петя Г. | ||||||
7.Марина Л. | 7.Оля Г. | ||||||
8.Света М. | 8.Настя Е. | ||||||
9.Игорь Н. | + | 9.Света З. | + | ||||
10.Сергей П. | + | 10.Вика И. | |||||
11.Оксана П. | 11.Женя К. | + | |||||
12.Алеша П. | + | 12.Валя К. | |||||
13.Маша П. | + | + | + | 13.Витя К. | |||
14.Наташа П. | 14.Петя М. | ||||||
15.Коля Р. | + | + | 15.Арина М. | ||||
16.Аня М. | + | 16.Саша Н. | |||||
17.Дима С. | + | 17.Таня Н. | |||||
18. Паша Т. | + | 18.Вика С. | + | + | |||
19. Катя Т. | + | 19.Оля С. | |||||
20. Вася Т. | + | 20.Саша Ч. | |||||
21. Женя Х. | + | 21.Тимур Ш. | |||||
22.Даша Ч. | + | 22.Таня Я. | |||||
Всего: | 11 | 4 | 2 | Всего: | 5 | 1 | 0 |
Всего (в %): | 50 | 18,2 | 9,1 | Всего (в %): | 22,7 | 4,5 | 0 |
Как показывают данные таблицы 5, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение предложений. Но замечено, что количество грамматических ошибок в изложениях уменьшилось в обоих классах. Так в контрольном классе дети допустили 17 ошибок, а в экспериментальном 5 ошибок.
Согласно таблицы 6 ошибки в построении предложений в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном – 22,7%; ошибки в построении словосочетаний в контрольном классе допустили 18,2% учащихся, в экспериментальном – 4,5%; ошибки в образовании форм слов 9,1% и 0% соответственно. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 3 (см. Приложение 5).
В таблице 7 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.
Виды ошибок | Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Контрольный класс | Экспериментальный
Класс | |
1. Повтор
слова в
рамках небольшого контекста |
14 | 8 |
2. Синтаксическая
бедность, однообразие синтаксических конструкций |
5 | 3 |
3.Неудачное
употребление местоимений |
5 | 3 |
4. Неудачный
выбор
слова |
4 | 2 |
5. Неудачный
порядок слов |
2 | 1 |
6. Смешение
видо-
временных форм глагола |
0 | 0 |
7.Нелепые
суждения |
0 | 0 |
Всего: | 30 | 17 |
Информация о работе Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников