Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
4. Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
5. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
В) Упражнения на лексическую сочетаемость:
А) Найти ошибки в образовании частей речи: Вот такая разноязыковая наша страна. У него беззаботливый характер;
Б) Предупреждение ошибок в именах существительных и прилагательных:
В) Предупреждение ошибок в местоимениях:
Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года;
Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться.
Г) Предупреждение ошибок в глаголах, причастиях, деепричастиях:
У него были вьющие волосы. Мы увидели в реке купающих коней;
Придя первый день на участок, нам дали задание.
Д) Предупреждение ошибок в простых предложениях:
Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. После операции он стал не выступать на сцене. Пушкин он написал много произведений.
Е) Предупреждение ошибок в построении сложных предложений:
Разведчик вернулся, то все стали активно готовиться к выполнению задания. Мы едем в школу, бывает туман.
М.
С. Соловейчик несколько иначе подходит
к типологии упражнений по предупреждению
речевых ошибок. Она считает, что
«обучение школьников соблюдению требований
культуры речи хотя и имеет место
на уроках русского языка, но проводится
беспорядочно, в слишком малом
объеме». Для решения данной проблемы
автор предлагает «сочетание работы
над тем или иным вопросом культуры
речи с изучением основного
В
своих работах М. С. Соловейчик приводит
фрагменты уроков русского языка
по разделу «Состав слова» во 2 классе.
Рассмотрим примеры некоторых упражнений.[
1.Тема “Родственные слова”. Детям предлагается пары слов: дом – домик, гриб – грибок, и предлагается ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли сделать такой вывод: раз эти слова близки по значению, то они всегда могут заменить друг друга в нашей речи?” Детям предлагаются предложения: Построили большой домик. Нашли крохотный гриб. Делается вывод после анализа предложений.
В учебнике «Русский язык» 2 класс приводятся подобные упражнения:
2.
При знакомстве с корнем даются
предложения для
Летчики переночевали ночь в лесу. 7 ноября весь народ празднует праздник. В рассказе рассказывается о животных.
Дети выделяют корни у родственных слов и делают вывод «употребление рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к богатым возможностям нашего языка».
3.Тема
«Приставка». Задание детям: «
4.От
слов, называющих действие, образуйте
однокоренные слова,
5.Спишите. Выберете из двух слов, данных в скобках, одно, правильное для данного предложения:
Около школы вьюга (намела, замела) большой сугроб.
Около школы вьюга (намела, замела) все дорожки.
Как видно из рассмотренных примеров, уроки русского языка представляют большие возможности органичного сочетания работы над вопросами культуры речи с изучением грамматико-орфографического материала.
Аналогичную работу М. С. Соловейчик предлагает проводить и в рамках раздела «Части речи». Примеры заданий:
1 класс. Тема. Слова в, из, к, на]
Составьте пары слов, правильно выбирая в или на, из или с.
Идут…
Возвращаются… работы
Идут…
Возвращаются…
2 класс. Тема. Части речи.
Составьте пары слов, распределяя их по столбикам в зависимости от рода имени существительного. Запишите их, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
М. р. какой? ж. р. какая?
– … … …
Ср. р. какое?
Месяц, луна, солнце – ярк…; костюм, рубашка, платье, пальто – нов…; арбуз, вишня, яблоко – красн…; джем, начинка, варенье, повидло – вкусн….
3 класс. Тема. Три склонения имен существительных.
Составьте по три словосочетания с каждым из имен существительных. В первом из них слово должно отвечать на вопрос где?, во втором – куда?, в третьем – откуда? Укажите склонение, падеж. Выделите окончания, подчеркните предлоги
Пустыня, Сибирь, Украина, Кавказ.
Приведенные
примеры упражнений не исчерпывают
всего разнообразия упражнений, которые
используются в работе по культуре
речи. «Показаны те примеры, которые
предоставляют богатые
Для
накопления опыта использования
средств языка М. С. Соловейчик предлагает
«обобщенную типологию
«Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий.
Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.
Под голубыми небесами,
Необозримыми коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит…
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег
лежит…
Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел».
Не было ветра, но все листья падали и падали в саду.
5.
Подбор слов, составление словосочетаний,
придумывание предложений с
Проанализировав
различные типы упражнений, отметим
их разнообразие. На наш взгляд, наиболее
оптимальный вариант работы по предупреждению
речевых ошибок младших школьников
представлен в работах М. С. Соловейчик.
При этом наиболее интересным и продуктивным
заданием, по нашему мнению, является редактирование
текста. Задания подобного рода
мы использовали в экспериментальной
работе, т. к. данные упражнения доступны
и интересны для учащихся второго
класса и их использование наиболее
продуктивно при исправлении
типичных речевых ошибок младших
школьников.
Выводы
по главе 2.
Констатирующий срез показал, что типичными речевыми ошибками второклассников являются.
В
методической литературе указаны различные
типы упражнений, способствующих исправлению
речевых ошибок младших школьников.
При этом наиболее эффективным считается
упражнение на редактирование текста,
т. к. данные упражнения доступны для
учащихся второго класса и их использование
наиболее продуктивно для исправления
типичных речевых ошибок школьников
в письменных творческих работах.
Глава
3 Комплекс упражнений
как средство исправления
речевых ошибок младших
школьников.
Для проведения формирующего эксперимента была разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. ( см. Приложение 3) При этом под комплексом понимается «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое».
Информация о работе Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников