Технология
развития критического
мышления на уроках
музыки
МОУ СОШ
№88 г. Ижевска
Кирьянова
Л.Л.
larisakiryanova@mail.ru
Запишите
вопрос теме, на
который хотите
получить ответ
- КТО…?ЧТО…?КОГДА…?И
Т.Д.
- ПРАВИЛЬНО
ЛИ Я ПОНЯЛ, ЧТО …?
- ПОЧЕМУ…?
- КАК
МЫ МОЖЕМ…?
- ЕСЛИ
БЫ …?
- КАКИЕ
ЧУВСТВА …?
Составляющие
творческого процесса (Т.А.
Шумилин)
- Цельность
восприятия
- Оригинальность
- Гибкость,
вариативность мышления
- Лёгкость
генерирования идей
- Сближение
понятий
- Объём
и надёжность памяти
- Предвидение
или интуиция
- Способность
к открытию и рефлексии
- Воображение
или фантазия
ТРКМЧП
Технология
Развития
Критического
Мышления через
Чтение и
Письмо
Ралф
Х. Джонсон
- Критическое
мышление – особый вид умственной
деятельности, позволяющий человеку вынести
здравое суждение о предложенной ему точке
зрения или модели поведения.
Джуди
А. Браус, Дэвид Вуд
- Критическое
мышление –
это поиск здравого смысла – как рассудить
объективно и поступить логично с учетом
как своей точки зрения, так и других мнений;
умение отказаться от собственных предубеждений.
Качества
критически мыслящего
человека (Д. Халперн)
1. Готовность
к планированию.
2. Гибкость.
3. Настойчивость.
4. Готовность
исправлять свои ошибки.
5. Осознание.
6. Поиск
компромиссных решений.
Особенности
критического мышления
- Самостоятельное
- Информация является
отправным , а не конечным пунктом
- Начинается с постановки
вопросов и уяснения проблем, которые
нужно решить
- Стремится к убедительной
аргументации
- Критическое мышление
– мышление социальное
Возможности
приёмов ТРКМ для
развития креативности
- Оригинальность
мышления (синквейн, диаманта, визуализация)
- Готовность
(объём и надёжность)
памяти. (ЗХУ, зигзаг, инсерт)
- Психофизиологическая
составляющая креативности
Сближение понятий,
установление логических
связей. (Фиш-боун, диаманта)
стратегия
ИДЕАЛ
И-
идентификация проблемы
Д-
доберитесь до её сути
Е-
есть варианты решения (20)
А-
а теперь один выбор
Л-
логические выводы
Почему
через письмо?
- На
письме процесс мышления становится
видимым
- Пишущий всегда
активен
- Чаще всего мыслит
самостоятельно
- Пишущий всегда
ориентирован на читателя
Этапы
урока в ТРКМ
- Стадия
вызова
- Стадия содержания
- Стадия рефлексии
Этапы
каждого вида работы
- Индивидуально
- В паре
- В группе
- Презентация перед
классом
Стадия
вызова (задачи)
- Вызов
уже имеющихся знаний
- Активизация
учащихся
- Мотивация для
дальнейшей работы
Стадия
вызова (методы и
приёмы)
- Кластер
- Вопросительные
слова
- Верные и неверные
утверждения
- Ключевые слова
Кластер
к теме Балет
Определение
балета
Родина балета
Знаменитые
балеты
Композиторы,
писавшие балеты
Особенности
и элементы балета
История развития
балета
Вопросительные
слова
(Ромашка Блума)
- 1.ПРОСТОЙ:
КТО?ЧТО?КОГДА?И Т.Д.
- 2.
УТОЧНЯЮЩИЙ: ПРАВИЛЬНО
ЛИ Я ПОНЯЛ, ЧТО …?
- 3.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ:
ПОЧЕМУ?
- 4.
ПРАКТИЧЕСКИЙ: КАК
МЫ МОЖЕМ?
- 5.
ТВОРЧЕСКИЙ: ЕСЛИ
БЫ …?
- 6.
ОЦЕНОЧНЫЙ: КАКИЕ
ЧУВСТВА …?
Ключевые
слова к теме
«Вокализ»
(написать определение)
- Без
слов,
- Гласные
звуки,
- Голос,
- Исполнение,
- Мелодия,
- Пение,
- Различные
слоги,
- С
закрытым ртом,
- Чувства
Верные
и неверные утверждения
к теме «Романса
трепетные звуки»
- Романс
первоначально означал стихотворение
на испанском (тогда говорили
романском) языке
- Расцвет романса
приходится на 19 век
- В некоторых странах
«Романс» и «Песня» обозначаются одним
словом
- Романсы исполняют
только под гитару
- Инструментальных
романсов не бывает
- В романсе всегда
рассказывается о подлинных исторических
событиях
Верные
и неверные утверждения
к теме «Музыка Украины»
- Украинские
народные песни очень мелодичны?
- Украинский народный
инструмент бандура- ударный и похож на
барабан?
- Украинский народный
танец гопак - родственник вальса?
Стадия
содержания (задачи)
- Сохранение
интереса к теме при непосредственной
работе с информацией
- Постепенное продвижение
от старого знания к новому.
Стадия
содержания
(методы и приёмы)
- Инсерт
(чтение пометками)
- Бортовой
журнал
- Поиск
ответов на поставленные вопросы
- Стратегия
«Зигзаг»
Инсерт (чтение
спометками)
Бортовой журнал
v
Уже знал
-
Думал иначе
+ Новое
Зигзаг
- Каждая
команда делится по номерам
- Текст делится
на смысловые фрагменты
- Одинаковые номера
собираются вместе и знакомятся с одним
фрагментом (задача каждого потом вернуться
в группу и рассказать информацию остальным)
- Все возвращаются
в свои команды, обмениваются информацией
и выполняют общую работу.
Стадия
рефлексии (задачи)
- Вернуть
ученика к первоначальным записям,
внести изменения и дополнения
- Дать творческие,
исследовательские или практические задания
на основе изученной информации
Стадия
рефлексии
(методы и приёмы)
- Возвращение
к кластеру
- Возвращение к
верным и неверным утверждениям
- Возвращение к
вопросам
- Резюме
- Синквейн (Диаманта)
- Телеграмма
- Шесть шляп
Синквейн
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение
из 4-х слов
1 существительное
(синоним к первому)
Вокализ
Поэтичный, чувствительный
Поёт, играет,
меняется
Песня без
слов необычна
Мелодия
Диаманта (сближение
противоположностей)
1-е существительное
2 прилагательных
3 глагола
4
существительных
(переход)
3 глагола
2 прилагательных
2-е существительное
Диаманта
к увертюре-фантазии
«Ромео и джульетта»
Вражда
Жестокая, непримиримая
Ссорятся, ненавидят,
сражаются
Кровь, месть,
ревность, чувство
Жертвуют,
Сильная, вечная
Любовь
Резюме
- Любовь
всегда сильнее вражды и ненависти
- Вражда до добра
не доводит
- Любовь не имеет
преград
- Ради Любви люди
идут на всё
- Вражда не должна
быть долгой. Всё равно нужно как-нибудь
помириться.
Резюме
- После
изучения темы я узнал (понял,
осознал, навсегда запомнил)…
- На этом уроке для
меня стало открытием…
Эссе
- Выписать
самую главную (ценную) фразу (строчку)
из текста (конспекта урока, песни)
«Шесть
шляп»
Белая (нейтральная) – цифры, факты
Красная (эмоциональная) - свои эмоции, переживания
Чёрная – проблемные, негативные стороны
Жёлтая –
позитивные стороны
явления
Зелёная – творческая (новые идеи, подходы
к вопросу)
Синяя (философская) - подведение итогов,
обобщение