Технология развития критического мышления на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:43, творческая работа

Краткое описание

Презентация на тему.

Файлы: 1 файл

Технология развития критического мышления на уроках музыки.ppt

— 212.00 Кб (Скачать)

Технология  развития критического  мышления на уроках  музыки 

МОУ СОШ  №88 г. Ижевска

Кирьянова  Л.Л.

larisakiryanova@mail.ru

Запишите  вопрос теме, на  который хотите  получить ответ 

  • КТО…?ЧТО…?КОГДА…?И  Т.Д.
  • ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНЯЛ, ЧТО …?
  • ПОЧЕМУ…?
  • КАК МЫ МОЖЕМ…?
  • ЕСЛИ БЫ …?
  • КАКИЕ ЧУВСТВА …?

Составляющие  творческого процесса (Т.А. Шумилин) 

  • Цельность  восприятия
  • Оригинальность
  • Гибкость, вариативность мышления
  • Лёгкость генерирования идей
  • Сближение понятий
  • Объём и надёжность памяти
  • Предвидение или интуиция
  • Способность к открытию и рефлексии
  • Воображение или фантазия

ТРКМЧП 

Технология

    Развития

          Критического

                Мышления через

                      Чтение и

                            Письмо 

Ралф  Х. Джонсон 
 

  • Критическое  мышление – особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

Джуди  А. Браус, Дэвид Вуд 

  • Критическое  мышление –  это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений.

Качества  критически мыслящего  человека (Д. Халперн) 

1. Готовность к планированию.

2. Гибкость.

3. Настойчивость.

4. Готовность исправлять свои ошибки.

5. Осознание.

6. Поиск компромиссных решений.

Особенности   
критического мышления
 

  • Самостоятельное
  • Информация является отправным , а не конечным пунктом
  • Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  • Стремится к убедительной аргументации
  • Критическое мышление – мышление социальное

Возможности  приёмов ТРКМ для  развития креативности 

  • Оригинальность  мышления (синквейн, диаманта, визуализация)
  • Готовность (объём и надёжность) памяти. (ЗХУ, зигзаг, инсерт)
  • Психофизиологическая составляющая креативности Сближение понятий, установление логических связей. (Фиш-боун, диаманта)

стратегия  ИДЕАЛ 
 

    И- идентификация проблемы

    Д- доберитесь до её сути

    Е- есть варианты решения (20)

    А- а теперь один выбор

    Л- логические выводы 

Почему  через письмо? 

  • На  письме процесс мышления становится  видимым
  • Пишущий всегда активен
  • Чаще всего мыслит самостоятельно
  • Пишущий всегда ориентирован на читателя

Этапы  урока в ТРКМ 
 

  • Стадия  вызова
  • Стадия содержания
  • Стадия рефлексии

Этапы  каждого вида работы 

  • Индивидуально
  • В паре
  • В группе
  • Презентация перед классом

Стадия  вызова (задачи) 

  • Вызов  уже имеющихся знаний
  • Активизация  учащихся
  • Мотивация для дальнейшей работы

Стадия  вызова (методы и  приёмы) 

  • Кластер
  • Вопросительные слова
  • Верные и неверные утверждения
  • Ключевые слова

Кластер  к теме Балет 

Определение  балета

Родина балета

Знаменитые  балеты

Композиторы, писавшие балеты

Особенности  и элементы балета

История развития  балета

Вопросительные  слова 
(Ромашка Блума)
 

  • 1.ПРОСТОЙ:  КТО?ЧТО?КОГДА?И Т.Д.
  • 2. УТОЧНЯЮЩИЙ: ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНЯЛ, ЧТО …?
  • 3. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ: ПОЧЕМУ?
  • 4. ПРАКТИЧЕСКИЙ: КАК МЫ МОЖЕМ?
  • 5. ТВОРЧЕСКИЙ: ЕСЛИ БЫ …?
  • 6. ОЦЕНОЧНЫЙ: КАКИЕ ЧУВСТВА …?

Ключевые  слова к теме  «Вокализ» (написать определение) 

  • Без  слов,
  • Гласные звуки,
  • Голос,
  • Исполнение,
  • Мелодия,
  • Пение,
  • Различные слоги,
  • С закрытым ртом,
  • Чувства

                  Верные  и неверные утверждения  к теме «Романса  трепетные звуки» 

  • Романс  первоначально означал стихотворение  на испанском (тогда говорили  романском) языке
  • Расцвет романса приходится на 19 век
  • В некоторых странах «Романс» и «Песня» обозначаются одним словом
  • Романсы исполняют только под гитару
  • Инструментальных романсов не бывает
  • В романсе всегда рассказывается о подлинных исторических событиях

                  Верные 
и неверные утверждения  
к теме «Музыка Украины»
 

  • Украинские  народные песни очень мелодичны?
  • Украинский народный инструмент бандура- ударный и похож на барабан?
  • Украинский народный танец гопак  - родственник вальса?

Стадия  содержания (задачи) 

  • Сохранение  интереса к теме при непосредственной  работе с информацией
  • Постепенное продвижение от старого знания к новому.

Стадия  содержания  
   (методы и приёмы)
 
 

  • Инсерт (чтение пометками)
  • Бортовой журнал
  • Поиск ответов на поставленные вопросы
  • Стратегия «Зигзаг»

Инсерт (чтение  спометками) 
Бортовой журнал
 

v  Уже знал 

-  Думал иначе 

  + Новое

Зигзаг 

  • Каждая  команда делится по номерам
  • Текст делится на смысловые фрагменты
  • Одинаковые номера собираются вместе и знакомятся с одним фрагментом (задача каждого потом вернуться в группу и рассказать информацию остальным)
  • Все возвращаются в свои команды, обмениваются информацией и выполняют общую работу.

Стадия  рефлексии (задачи) 
 

  • Вернуть  ученика к первоначальным записям, внести изменения и дополнения
  • Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Стадия  рефлексии  
(методы и приёмы)
 

  • Возвращение  к кластеру
  • Возвращение к верным и неверным утверждениям
  • Возвращение к вопросам
  • Резюме
  • Синквейн (Диаманта)
  • Телеграмма
  • Шесть шляп

Синквейн 

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение  из 4-х слов

1 существительное  (синоним к первому)

Вокализ

Поэтичный, чувствительный

Поёт, играет, меняется

Песня без  слов необычна

Мелодия

Диаманта (сближение  противоположностей) 

1-е существительное

2 прилагательных

3 глагола

4  существительных  (переход)

3 глагола

2 прилагательных

2-е существительное 

Диаманта  к увертюре-фантазии  «Ромео и джульетта» 

Вражда

Жестокая, непримиримая

Ссорятся, ненавидят, сражаются

Кровь, месть, ревность, чувство 

Жертвуют,

Сильная, вечная

Любовь 

Резюме 

  • Любовь  всегда сильнее вражды и ненависти
  • Вражда до добра не доводит
  • Любовь не имеет преград
  • Ради Любви люди идут на всё
  • Вражда не должна быть долгой. Всё равно нужно как-нибудь помириться.

Резюме 
 

  • После  изучения темы я узнал (понял, осознал, навсегда запомнил)…
  • На этом уроке для меня стало открытием…

Эссе 
 

  • Выписать  самую главную (ценную) фразу (строчку) из  текста (конспекта урока, песни)

«Шесть  шляп» 

Белая (нейтральная) – цифры, факты

Красная (эмоциональная) - свои эмоции, переживания

Чёрнаяпроблемные, негативные стороны

Жёлтая – позитивные стороны явления

Зелёнаятворческая (новые идеи, подходы к вопросу)

Синяя (философская) - подведение итогов, обобщение 

Информация о работе Технология развития критического мышления на уроках музыки