Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:12, реферат
Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления.
ВВЕДЕНИЕ
1.Психологическая сущность мышления и его особенности
2.Типология и качества мышления
3. Индивидуально-психологические особенности мышления
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
4.1. Одномерное мышление и его виды
4.2. Двухмерное мышление и его виды
4.3. Трехмерное мышление и его виды
4.4. Многомерное мышление и его виды
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Кафедра «Организация туризма»
Индивидуально-творческая работа
По дисциплине «Логика»
На тему «Развитие логического мышления»
Выполнила:
Студентка 2 курса
группы МО-11А
Баранова Жанна
Проверила:
Подольская Л.Д.
Донецк 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Психологическая сущность мышления и его особенности
2.Типология и качества мышления
3. Индивидуально-психологические особенности мышления
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
4.1. Одномерное мышление и его виды
4.2. Двухмерное мышление и его виды
4.3. Трехмерное мышление и его виды
4.4. Многомерное мышление и его виды
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления.
Мыслительная деятельность человека представляет собой сложный и многосторонний процесс. В отличие от других наук, изучающих мышление, в логике мышление рассматривается как институт познания окружающего мира. Человек отражает действительность не только при помощи мышления, но и посредствам органов чувств, с помощью которых он может воспринимать непосредственную данность объекта. Мышление, в отличии от чувственного познания, имеет абстрактно- обобщающий характер. Оно способно выделять главные, сущностные черты.
Абстрактное мышление выходит за пределы чувственного опыта и путём рассуждений даёт возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Исходя из этого, абстрактное мышление является высшей формой познания окружающей среды.
Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, и получить истинные заключения. Логику, в изучении мышления интересуют условия, принципы и правила организации мыслительных процедур, результат которых выражается в системе рассуждений, подчиняющихся представлениям доказуемости. Логика выступает как нормативная наука изучающая и формирующая нормы мышления и нормы рассуждения.
1.Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:
• обобщенность
• опосредствованность.
Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
Специфичность мышления заключается в том, что:
• мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
• лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
• мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
• носит опосредствованный характер;
• всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
• исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
• в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
• связано с практической деятельностью человека.
2.Типология и качества мышления
В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:
• понятия;
• суждения;
• умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
• общими и единичными;
• конкретными и абстрактными;
• эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными способами:
• непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
• опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
• истинными;
• ложными;
• общими;
• частными;
• единичными.
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях -только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово -электропроводно". Различают умозаключение:
• индуктивное;
• дедуктивное;
• по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:
• 1) генезис развития;
• 2) характер решаемых задач;
• 3) степень развернутости;
• 4) степени новизны и оригинальности;
• 5) средства мышления;
• 6) функции мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
• наглядно-действенное;
• наглядно-образное;
• словесно-логическое;
• абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и вонтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
• теоретическое;
• практическое.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления -разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3.
По степени развернутости
• дискурсивное;
• интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4.
По степени новизны и
• репродуктивное;
• продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.
5.
По средствам мышления
вербальное;
наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление -мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление:
• критическое;
• творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.