Развитие логического мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:12, реферат

Краткое описание

Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.Психологическая сущность мышления и его особенности
2.Типология и качества мышления
3. Индивидуально-психологические особенности мышления
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
4.1. Одномерное мышление и его виды
4.2. Двухмерное мышление и его виды
4.3. Трехмерное мышление и его виды
4.4. Многомерное мышление и его виды
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Логика.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Кафедра «Организация туризма»

 

 

 

 

Индивидуально-творческая работа

По дисциплине «Логика»

На тему «Развитие логического мышления»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

группы МО-11А

Баранова Жанна

Проверила:

Подольская Л.Д.

 

 

 

 

Донецк 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.Психологическая сущность  мышления и его особенности

 

2.Типология и качества  мышления

 

3. Индивидуально-психологические  особенности мышления

 

 ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

 

4.1. Одномерное мышление  и его виды

 

4.2. Двухмерное мышление  и его виды

 

4.3. Трехмерное мышление  и его виды

 

4.4. Многомерное мышление  и его виды

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

6. Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления.

Мыслительная деятельность человека представляет собой сложный и многосторонний процесс. В отличие от других наук, изучающих мышление, в логике мышление рассматривается как институт познания окружающего мира. Человек отражает действительность не только при помощи мышления, но и посредствам органов чувств, с помощью которых он может воспринимать непосредственную данность объекта. Мышление, в отличии от чувственного познания, имеет абстрактно- обобщающий характер. Оно способно выделять главные, сущностные черты.

 Абстрактное  мышление выходит за пределы  чувственного опыта и путём  рассуждений даёт возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Исходя из этого, абстрактное мышление является высшей формой познания окружающей среды.

Логическое  мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, и получить истинные заключения. Логику, в изучении мышления интересуют условия, принципы и правила организации  мыслительных процедур, результат которых выражается в системе рассуждений, подчиняющихся представлениям доказуемости. Логика выступает как нормативная наука изучающая и формирующая нормы мышления и нормы рассуждения.

 

1.Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:

•         обобщенность

•         опосредствованность.

Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключается в том, что:

•         мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

•         лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

•         мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

 

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

•         носит опосредствованный характер;

•         всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

•         исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

•         в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

•         связано с практической деятельностью человека.

 

2.Типология и качества мышления

 

В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:

•         понятия;

•         суждения;

•         умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

•         общими и единичными;

•         конкретными и абстрактными;

•         эмпирическими и теоретическими.

 Общее понятие  есть мысль, в которой отражаются  общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

•         непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

•         опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

 

Суждения могут быть:

•         истинными;

•         ложными;

•         общими;

•         частными;

•         единичными.

 

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях -только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово -электропроводно". Различают умозаключение:

•         индуктивное;

•         дедуктивное;

•         по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:

•         1) генезис развития;

•         2) характер решаемых задач;

•         3) степень развернутости;

•         4) степени новизны и оригинальности;

•         5) средства мышления;

•         6) функции мышления и т.д.

 

1. По генезису  развития различают мышление:

•         наглядно-действенное;

•         наглядно-образное;

•         словесно-логическое;

•         абстрактно-логическое.

 

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и вонтогенезе.

 

2.       По характеру решаемых задач  различают мышление:

•       теоретическое;

•       практическое.

 

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления -разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

 

3.       По степени развернутости различают  мышление:

•       дискурсивное;

•       интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

 

4.       По степени новизны и оригинальности  различают мышление:

•         репродуктивное;

•         продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5.       По средствам мышления различают  мышление:

 вербальное;

           наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление -мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям  различают мышление:

•       критическое;

•       творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Информация о работе Развитие логического мышления