Развитие логического мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:12, реферат

Краткое описание

Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.Психологическая сущность мышления и его особенности
2.Типология и качества мышления
3. Индивидуально-психологические особенности мышления
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
4.1. Одномерное мышление и его виды
4.2. Двухмерное мышление и его виды
4.3. Трехмерное мышление и его виды
4.4. Многомерное мышление и его виды
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Логика.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

 

3. Индивидуально-психологические особенности мышления

 

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности, как:

•         продуктивность ума;

•         самостоятельность;

•         широта;

•         глубина;

•         гибкость;

•         быстрота мысли;

•         творчество;

•         критичность;

•         инициативность;

•         сообразительность и т.д.

 

1.     При  этом быстрота мышления - это скорость  протекания мыслительных процессов.

2.    Самостоятельность  мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

3.     Гибкость  мышления - способность изменять  аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

4.     Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

5.     Темп  развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа  решения.

6.     Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

7.     Широта  ума - умение охватить широкий  круг вопросов в различных  областях знания и практики.

8. Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

9. Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

10.Критичность  мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять строгую оценку  результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и  слабые стороны, доказывать истинность  выдвигаемых положений.

11. Устойчивость  мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на  совокупность выделенных ранее  значимых признаков, на уже известные  закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

 

4.ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

4.1Одномерное мышление и его виды

 

Сущность одномерного мышления

 

 Мышление  – внутренние, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, таким образом, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образования или разрушения существующих между ними связей, при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительную определенную форму и, который может быть назван мыслью. Форма мысли в начальных условиях есть её языковое выражение. Значит, мышление немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление.

Способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой и что определяет его индивидуальность. Мыслит ли данный человек, зависит от его построения (законы мышления). Часто мышление начинается с ситуации, а потому сначала - это ситуативное мышление. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. Оба способа мышления переходят один в другой. В научно- философском мышление представляет собой всегда той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным. Мышление исследуется психологией (мышления), его функции в познании – учение о познании, его роль в обществе – социологией, его связь с жизнью мыслящего организма – биологией.

Законы мышления – правила, приложения которых способствует достижению оптимальности мыслительной деятельности. Не в мышлении как таковом, а в предметах мышления – будь они реальными или идеальными – заложены предметы, определяющее мышление и препятствующие ему законы то, что в пределах какой- либо сферы предмета с определенной структурой мыслится как правильное, при соотнесении с предметами другой структуры может быть безрезультатным или даже совершенно бессмысленным.

 

 

 

Недостатки одномерного мышления

 

Господствующий до сих пор традиционный линейный подход к управлению социальной системой теперь представляет опасность для формирующейся новой мироцелостности, ибо он не только привёл к системе глобального кризиса, но и не способен показать выход.

 

4.2. Двухмерное мышление и его виды

 

Сущность двухмерного мышления

 

Одномерное управленческое мышление рассматривало их в качестве антиподов одного и того же измерения. На следующем этапе развития управленческого мышления эта пара понятий сохранила своё значение, но авторитарность и демократичность стали рассматриваться как независимые друг от друга измерения.

 

 

Недостатки двухмерного мышления

 

Двумерное управленческое мышление призывает уделять много внимания как задаче, так и человеку. Однако и оно, подобно одномерному, является весьма прямолинейным.

 

4.3. Трехмерное мышление и его виды

Сущность трёхмерного мышления

 

Трехмерное управленческое мышление, в которое, кроме человеческого фактора и внимания деятельности, сознательно включается также понятие эффективности/результативности, совершенно отчётливо направлено на результаты, достигаемые благодаря управлению. В принципе какой угодно из двумерных стилей управления может оказаться эффективным или неэффективным. Все зависит от факторов конкретных ситуаций. Гибкость стиля управления, при котором учитываются практические условия, выгодно отличает эффективный стиль руководства от неэффективного.

 

Недостатки или переход от трехмерного мышления к многомерному

 

Отличительной особенностью нового типа мышления – его способность к восприятию многомерности и сложности экономической жизни, к созданию того, что различные подходы (школы, направления и т.д.) в состоянии отразить только ее отдельные стороны и раскрыть части истины. Отсюда тенденция движения к синтезирующему мышлению, свободному от узости и конфронтационности.

Видимо, предстоит мучительный разрыв с диалектической двойственностью, отказ от стремления понять и описать мир исключительно с помощью парных категорий: добро и зло, война и мир, капитализм и социализм. Диалектика множественности становится универсальным методом познания многомерности мира, отодвигая традиционные диалектические понятия на роль одного из рабочих инструментов и “частного случая”, приложимого к решению относительно простых и формализованных задач. Первым шагом в этом направлении может стать освоение достаточно глубоких традиций тройственного восприятия мира.

 Данная проблема, так же как и большинство  других, требует особого и достаточно обстоятельного рассмотрения и упоминания здесь лишь как непременное условие обновления сложившегося типа мышления.

 Должен меняться  и весь понятийный аппарат  экономической теории с тем, чтобы  он смог отразить как сложность  исследуемого объекта, так и глубину его познания. Показательной в этом отношении является несостоятельность попыток описать современные общества, в том числе российское, с помощью сложившихся понятий и их всевозможных комбинаций.

 Новая парадигма  призвана преодолеть упрощенные представления об устройстве общества, отказаться от его двухцветного изображения и дать возможность раскрыть современные реалии во всем их богатстве и многокрасочности.

 

4.4. Многомерное мышление и его виды

Сущность многомерного мышления

 

Самое важное с точки зрения современного управленческого мышления – думать и действовать многосторонне. Вовсе не обязательно рассматривать эффективность и результативность абсолютно во всех случаях в качестве важнейшего измерения, им могут быть, например, также мотивированность, качество труда, а также скорость принятия решений. Этим характерно многомерное управленческое мышление, в котором важнейшим элементом является всё же эффективность и результативность (Р. Лайкерт).

Система категорий материалистической диалектики как аппарат многомерного мышления

Отношения между категориями диалектики как формами мышления, с одной стороны, и предметами и явлениями окружающей действительности – с другой, являются весьма сложными и многосторонними.

… с помощью системы категорий материалистической диалектики в мышлении человека воспроизводится не только универсальная, всеобщая взаимосвязь предметов и явлений, дающая целостную картину мира, но и основные всеобщие закономерности его развития.

 

 

Системный подход как способ реализации многомерного мышления

… Всеобщий характер понятий системного подхода и его формирование в рамках материалистической диалектики достаточно определённо говорят за то, что системный подход является не просто чертой, гранью или стороной материалистической диалектики, а выступает как её необходимый составной элемент. В соответствии с этим, взятый в своих функциональных проявлениях на философском уровне, системный подход выступает, с одной стороны, как теория объективных всеобщих системных характеристик предметов и явлений, с другой стороны, как всеобщий метод познания и преобразования действительности.

… системный подход предполагает также раздельный качественный анализ различных компонентов целого, различных мнений детерминации и закономерностей субординации явлений. В целом системный подход выступает в рамках диалектического и исторического материализма как преемник сущностных форм исследования, как высшая форма современного качественного анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, г.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

 

Список использованной литературы

1.     Вертиймер  М. Продуктивное мышление. М.: -1987.

2.     Годфруа  Ж. Что такое психология. М.: Мир, т.1, 1992

3.     Гомезо  М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие  по курсу «Психология человека», М.: Российское педагогическое агентство, -1998.

4.     Данилова  Н.Н. Психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

5.     Димент  Э. Искусство думать. – 1996.

6.     Крысенко  О.Р. Общая психология в схемах  и комментариях к ним. – М.: Московский психолого-социальный  институт. Изд-во «Флинта», 1998.

7.     Курбатов  В.И. Как развить логическое мышление, Ростов-на-Дону, 1997.

Информация о работе Развитие логического мышления