Сущность и структура педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:24, реферат

Краткое описание

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Вспомним, как гордился своей работой Волшебник в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, приговаривая: «Подумаешь, сделать живое из мертвого. А вот из живого сделать еще более живое!..»

Файлы: 1 файл

Гностика.doc

— 949.50 Кб (Скачать)

Таблица 2.4.

 

Имя педагога

Профессиональная потребность

Функциональный интерес

Развивающая любознательность

Показная заинтересованность

Эпизодическое любопытство

Равнодушное отношение

 

Инна В.

9

9

15

9

9

7

 

Ольга Б.

6

9

14

7

10

9

 

Марина Д.

6

9

14

8

8

6

 

Анна П.

9

10

9

15

9

6

 

Юлия М.

7

9

6

14

10

6

 

Ольга Д.

8

9

7

9

14

5

 

Анна С.

10

9

6

9

13

5

 

Елена Н.

9

8

6

9

7

11

 

Елена Ч.

5

7

8

8

9

6

 

Михаил Г.

5

9

7

8

13

6

 

Галина А.

8

9

8

10

12

5

 

Виктория Б.

8

5

7

14

10

4

 

Андрей П.

8

9

8

9

10

11

 

Роман Р.

9

7

9

10

13

9

 

Светлана Т.

10

9

9

12

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так, у нас получилось две выборки испытуемых: (п1= 23) и (п2= 15)

Но нас интересуют показатели по шкале функциональный интерес, так как гипотеза нашего исследования звучит следующим образом: у педагогов с высоким уровнем коммуникативной деятельности выбор профессии определялся желанием воплощать свои знания и умения на практике, т.е. преобладает функциональный интерес к профессии. Поэтому мы будем сравнивать показатели по шкале функциональный интерес. Для этого мы составим таблицу, где обозначим индивидуальные значения по шкале функциональный интерес в выборках преподавателей обладающих высоким уровнем коммуникативных умений (п1= 23) и контрольной группой (п2= 15).

Индивидуальные значения по шкале функциональный интерес в выборках преподавателей обладающих высоким уровнем коммуникативных умений (п1= 23) и контрольной группой (п2= 15).

 

Преподаватели обладающие высоким уровнем коммуникативных умений

Контрольная группа

 

Код имени испытуемого

Показатель функционального интереса

Код имени испытуемого

Показатель функционального интереса

 

Лидия М.

14

Инна В.

9

 

Марина Б.

14

Ольга Б.

9

 

Сергей В.

15

Марина Д.

9

 

Ольга П.

12

Анна П.

10

 

Ирина А.

14

Юлия М.

9

 

Светлана И.

12

Ольга Д.

9

 

Оксана В.

15

Анна С.

9

 

Игорь М.

14

Елена Н.

8

 

Жанна В.

15

Елена Ч.

7

 

Петр К.

12

Михаил Г.

9

 

Борис В.

15

Галина А.

9

 

Светлана Ф.

13

Виктория Б.

5

 

Олег П.

13

Андрей П.

9

 

Раиса В.

15

Роман Р.

7

 

Юлия Т.

12

Светлана Т.

9

 

Олеся В.

13

 

 

 

Лариса А.

15

 

 

 

Валентина А.

13

 

 

 

Виолетта С.

15

 

 

 

Евгения С.

13

 

 

 

Елена М.

15

 

 

 

Карина Д.

13

 

 

 

Юлия П.

14

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчет ранговых сумм по выборкам групп

 

Преподаватели обладающие высоким уровнем коммуникативных умений (п1=23)

Контрольная группа (п2=15)

 

Показатель функционального интереса

Ранг

Показатель функционального интереса

Ранг

 

14

 

9

 

 

14

 

9

 

 

15

 

9

 

 

12

 

10

 

 

14

 

9

 

 

12

 

9

 

 

15

 

9

 

 

14

 

8

 

 

15

 

7

 

 

12

 

9

 

 

15

 

9

 

 

13

 

5

 

 

13

 

9

 

 

15

 

7

 

 

12

 

9

 

 

13

 

 

 

 

15

 

 

 

 

13

 

 

 

 

15

 

 

 

 

13

 

 

 

 

15

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

Суммы: 316

621

127

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сумма рангов:

621+120=741

?Ri = N*(N+1)/2=38*(38+1)/2= 741

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Мы видим, что по уровню функционального интереса более «высоким» рядом оказывается выборка преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 621

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:

Н0: Группа преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений не превосходит контрольную группу по уровню функционального интереса при выборе профессии педагога.

Н1: Группа преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений превосходит контрольную группу по уровню функционального интереса при выборе профессии педагога. В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:

Uзмп. = (23*15)+23*(23+1)/2-621=0

Поскольку в нашем случае п1 ?п2, подсчитываем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (120), подставляя в формулу соответствующие ей значения.

Uзмп. = (23*15)+15*(15+1)/2-120= 345

По Табл. 2 Приложения 1 в книге Е.В. Сидоренко определяем критические значения для соответствующих п принимаем за п1 (п1=15) и отыскиваем его в верхней строке Табл. 2 Приложения 1 в книге Е.В. Сидоренко, большее п принимаем за п2 (п2=23), и отыскиваем его в левом столбце Табл. 2 Приложения 1 в книге Е.В. Сидоренко.

Uкр. = 116 (р ? 0,05)

94 (р ? 0,01)

Критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп ? Uкр

Построим «ось значимости»

0,01 0,05

Uэмп Uкр Uкр

0 94 116

Uэмп. = 0; Uэмп < Uкр

Ответ: Н1 принимается. Группа преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений превосходит контрольную группу по уровню функционального интереса при выборе профессии педагога.

Выводы

Делая вывод по второй главе нашего исследования, мы можем с уверенностью сказать, что преподаватели, обладающие высоким уровнем коммуникативных умений, выбирали свою профессию, преследуя цель поделиться своими знаниями с детьми, обсуждая с ними свои взгляды, мнения, принимать их точку зрения и поощрять инициативу со стороны учеников. В то время, как преподаватели, с низким уровнем коммуникативных умений мотивировали выбор своей профессии желанием куда-нибудь поступить и получить высшее образование. Однако можно сказать что в исследуемой нами школе все преподаватели не относятся равнодушно к своей профессии. И можно надеяться на то, что их уровень коммуникативных умений со временем поднимется, и они пересмотрят свои ценности.

Так, статистическим методом U-критерий Манна-Уитни была доказана наша гипотеза: у педагогов с высоким уровнем коммуникативной деятельности выбор профессии определялся желанием воплощать свои знания и умения на практике, т.е. преобладает функциональный интерес к профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всей этой работе, можно сказать, что проблема мотивации педагогической деятельности действительно одна из наиболее сложных и неразрешенных. Есть много причин выбора той или ной профессии. И причины эти зависят в первую очередь от самой личности, в нашем случае от ее коммуникативных умений.

В этой работе была рассмотрена как сама педагогическая деятельность в целом, так и личность учителя, так и ее коммуникативные умения. Изучение этих аспектов показало, что мотивация оказывает большое влияние на успешность профессии, а также сами мотивы выбора зависят от отношения молодых специалистов к своей будущей профессии, от ее коммуникативных умений.

Мотив выбора отражает позицию личности, сформировавшуюся на основе собственного опыта и осмысления социально значимых целей деятельности. Так изучая тему нашей работы, можно заключить, что коммуникативные умения развиваются с опытом и с желанием работать в данной сфере, с желанием поделиться своими знаниями и умениями с окружающими.

В мотивации личности главную роль играет направленность самой личности, которая включает в себя ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет то, как человек относится к окружающему миру и самому себе, единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

Подводя анализ данной работы, можно сказать, что для учителя недостаточно обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы хорошо выполнять свои обязанности, что эта профессия требует каких-то специфических качеств личности. Из опыта известно: хорошее знание учебного предмета, методики его преподавания, старание ещё совсем не дает гарантии, что данный работник является хорошим учителем. Он так же должен обладать и коммуникативными умениями, умением общаться, слушать и принимать разумную инициативу со стороны своих учеников, не бояться высказать свое личное мнение, поделиться своим опытом и наблюдениями.

Все исследователи сходятся на том, что работа учителя будет успешной только в том случае, если основные качества его личности соответствуют характеру профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, выбор профессии учителя находится в зависимости от целого ряда факторов. Изучив психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме и проанализировав теоретические источники, была выявлена зависимость между коммуникативными качествами и мотивами выбора профессии. Было выяснено, что мотивация педагогической деятельности, как и любой деятельности, зависит от самой личности, поэтому оказывает влияние на успешность будущей профессии. Таким образом, цель исследования была достигнута.

Информация о работе Сущность и структура педагогической деятельности