Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:24, реферат
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Вспомним, как гордился своей работой Волшебник в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, приговаривая: «Подумаешь, сделать живое из мертвого. А вот из живого сделать еще более живое!..»
Таблица 2.4.
| |||||||
Имя педагога | Профессиональная потребность | Функциональный интерес | Развивающая любознательность | Показная заинтересованность | Эпизодическое любопытство | Равнодушное отношение |
|
Инна В. | 9 | 9 | 15 | 9 | 9 | 7 |
|
Ольга Б. | 6 | 9 | 14 | 7 | 10 | 9 |
|
Марина Д. | 6 | 9 | 14 | 8 | 8 | 6 |
|
Анна П. | 9 | 10 | 9 | 15 | 9 | 6 |
|
Юлия М. | 7 | 9 | 6 | 14 | 10 | 6 |
|
Ольга Д. | 8 | 9 | 7 | 9 | 14 | 5 |
|
Анна С. | 10 | 9 | 6 | 9 | 13 | 5 |
|
Елена Н. | 9 | 8 | 6 | 9 | 7 | 11 |
|
Елена Ч. | 5 | 7 | 8 | 8 | 9 | 6 |
|
Михаил Г. | 5 | 9 | 7 | 8 | 13 | 6 |
|
Галина А. | 8 | 9 | 8 | 10 | 12 | 5 |
|
Виктория Б. | 8 | 5 | 7 | 14 | 10 | 4 |
|
Андрей П. | 8 | 9 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
Роман Р. | 9 | 7 | 9 | 10 | 13 | 9 |
|
Светлана Т. | 10 | 9 | 9 | 12 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так, у нас получилось две выборки испытуемых: (п1= 23) и (п2= 15)
Но нас интересуют показатели по шкале функциональный интерес, так как гипотеза нашего исследования звучит следующим образом: у педагогов с высоким уровнем коммуникативной деятельности выбор профессии определялся желанием воплощать свои знания и умения на практике, т.е. преобладает функциональный интерес к профессии. Поэтому мы будем сравнивать показатели по шкале функциональный интерес. Для этого мы составим таблицу, где обозначим индивидуальные значения по шкале функциональный интерес в выборках преподавателей обладающих высоким уровнем коммуникативных умений (п1= 23) и контрольной группой (п2= 15).
Индивидуальные значения по шкале функциональный интерес в выборках преподавателей обладающих высоким уровнем коммуникативных умений (п1= 23) и контрольной группой (п2= 15).
| ||||
Преподаватели обладающие высоким уровнем коммуникативных умений | Контрольная группа |
| ||
Код имени испытуемого | Показатель функционального интереса | Код имени испытуемого | Показатель функционального интереса |
|
Лидия М. | 14 | Инна В. | 9 |
|
Марина Б. | 14 | Ольга Б. | 9 |
|
Сергей В. | 15 | Марина Д. | 9 |
|
Ольга П. | 12 | Анна П. | 10 |
|
Ирина А. | 14 | Юлия М. | 9 |
|
Светлана И. | 12 | Ольга Д. | 9 |
|
Оксана В. | 15 | Анна С. | 9 |
|
Игорь М. | 14 | Елена Н. | 8 |
|
Жанна В. | 15 | Елена Ч. | 7 |
|
Петр К. | 12 | Михаил Г. | 9 |
|
Борис В. | 15 | Галина А. | 9 |
|
Светлана Ф. | 13 | Виктория Б. | 5 |
|
Олег П. | 13 | Андрей П. | 9 |
|
Раиса В. | 15 | Роман Р. | 7 |
|
Юлия Т. | 12 | Светлана Т. | 9 |
|
Олеся В. | 13 |
|
|
|
Лариса А. | 15 |
|
|
|
Валентина А. | 13 |
|
|
|
Виолетта С. | 15 |
|
|
|
Евгения С. | 13 |
|
|
|
Елена М. | 15 |
|
|
|
Карина Д. | 13 |
|
|
|
Юлия П. | 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсчет ранговых сумм по выборкам групп
| ||||
Преподаватели обладающие высоким уровнем коммуникативных умений (п1=23) | Контрольная группа (п2=15) |
| ||
Показатель функционального интереса | Ранг | Показатель функционального интереса | Ранг |
|
14 |
| 9 |
|
|
14 |
| 9 |
|
|
15 |
| 9 |
|
|
12 |
| 10 |
|
|
14 |
| 9 |
|
|
12 |
| 9 |
|
|
15 |
| 9 |
|
|
14 |
| 8 |
|
|
15 |
| 7 |
|
|
12 |
| 9 |
|
|
15 |
| 9 |
|
|
13 |
| 5 |
|
|
13 |
| 9 |
|
|
15 |
| 7 |
|
|
12 |
| 9 |
|
|
13 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
Суммы: 316 | 621 | 127 | 120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая сумма рангов:
621+120=741
?Ri = N*(N+1)/2=38*(38+1)/2= 741
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Мы видим, что по уровню функционального интереса более «высоким» рядом оказывается выборка преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 621
Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:
Н0: Группа преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений не превосходит контрольную группу по уровню функционального интереса при выборе профессии педагога.
Н1: Группа преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений превосходит контрольную группу по уровню функционального интереса при выборе профессии педагога. В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:
Uзмп. = (23*15)+23*(23+1)/2-621=0
Поскольку в нашем случае п1 ?п2, подсчитываем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (120), подставляя в формулу соответствующие ей значения.
Uзмп. = (23*15)+15*(15+1)/2-120= 345
По Табл. 2 Приложения 1 в книге Е.В. Сидоренко определяем критические значения для соответствующих п принимаем за п1 (п1=15) и отыскиваем его в верхней строке Табл. 2 Приложения 1 в книге Е.В. Сидоренко, большее п принимаем за п2 (п2=23), и отыскиваем его в левом столбце Табл. 2 Приложения 1 в книге Е.В. Сидоренко.
Uкр. = 116 (р ? 0,05)
94 (р ? 0,01)
Критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп ? Uкр
Построим «ось значимости»
0,01 0,05
Uэмп Uкр Uкр
0 94 116
Uэмп. = 0; Uэмп < Uкр
Ответ: Н1 принимается. Группа преподавателей с высоким уровнем коммуникативных умений превосходит контрольную группу по уровню функционального интереса при выборе профессии педагога.
Выводы
Делая вывод по второй главе нашего исследования, мы можем с уверенностью сказать, что преподаватели, обладающие высоким уровнем коммуникативных умений, выбирали свою профессию, преследуя цель поделиться своими знаниями с детьми, обсуждая с ними свои взгляды, мнения, принимать их точку зрения и поощрять инициативу со стороны учеников. В то время, как преподаватели, с низким уровнем коммуникативных умений мотивировали выбор своей профессии желанием куда-нибудь поступить и получить высшее образование. Однако можно сказать что в исследуемой нами школе все преподаватели не относятся равнодушно к своей профессии. И можно надеяться на то, что их уровень коммуникативных умений со временем поднимется, и они пересмотрят свои ценности.
Так, статистическим методом U-критерий Манна-Уитни была доказана наша гипотеза: у педагогов с высоким уровнем коммуникативной деятельности выбор профессии определялся желанием воплощать свои знания и умения на практике, т.е. преобладает функциональный интерес к профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всей этой работе, можно сказать, что проблема мотивации педагогической деятельности действительно одна из наиболее сложных и неразрешенных. Есть много причин выбора той или ной профессии. И причины эти зависят в первую очередь от самой личности, в нашем случае от ее коммуникативных умений.
В этой работе была рассмотрена как сама педагогическая деятельность в целом, так и личность учителя, так и ее коммуникативные умения. Изучение этих аспектов показало, что мотивация оказывает большое влияние на успешность профессии, а также сами мотивы выбора зависят от отношения молодых специалистов к своей будущей профессии, от ее коммуникативных умений.
Мотив выбора отражает позицию личности, сформировавшуюся на основе собственного опыта и осмысления социально значимых целей деятельности. Так изучая тему нашей работы, можно заключить, что коммуникативные умения развиваются с опытом и с желанием работать в данной сфере, с желанием поделиться своими знаниями и умениями с окружающими.
В мотивации личности главную роль играет направленность самой личности, которая включает в себя ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет то, как человек относится к окружающему миру и самому себе, единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.
Подводя анализ данной работы, можно сказать, что для учителя недостаточно обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы хорошо выполнять свои обязанности, что эта профессия требует каких-то специфических качеств личности. Из опыта известно: хорошее знание учебного предмета, методики его преподавания, старание ещё совсем не дает гарантии, что данный работник является хорошим учителем. Он так же должен обладать и коммуникативными умениями, умением общаться, слушать и принимать разумную инициативу со стороны своих учеников, не бояться высказать свое личное мнение, поделиться своим опытом и наблюдениями.
Все исследователи сходятся на том, что работа учителя будет успешной только в том случае, если основные качества его личности соответствуют характеру профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, выбор профессии учителя находится в зависимости от целого ряда факторов. Изучив психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме и проанализировав теоретические источники, была выявлена зависимость между коммуникативными качествами и мотивами выбора профессии. Было выяснено, что мотивация педагогической деятельности, как и любой деятельности, зависит от самой личности, поэтому оказывает влияние на успешность будущей профессии. Таким образом, цель исследования была достигнута.
Информация о работе Сущность и структура педагогической деятельности