Сущность и структура педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:24, реферат

Краткое описание

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Вспомним, как гордился своей работой Волшебник в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, приговаривая: «Подумаешь, сделать живое из мертвого. А вот из живого сделать еще более живое!..»

Файлы: 1 файл

Гностика.doc

— 949.50 Кб (Скачать)

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией, как дирижер, прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленной цели.

35-44 балла - высокая оценка. В аудитории царит дружеская непринужденная атмосфера. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предполагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Ведущий корректно направляет ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-34 балла характеризует ведущего как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности человека в аудитории. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной модели общения.

При очень низких оценках (7-10 баллов) всякое взаимодействие с аудиторией отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ни чем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Все функции ограничиваются лишь информационной стороной [6; с. 291].

Самооценка профессионально-педагогической мотивации (адаптировано Н.П. Фетискиным)

Назначение теста

Данная методика позволяет определить, на какой ступени мотивационной лесенки находится исследуемый. А именно: имеет ли место равнодушие, или эпизодическое поверхностное любопытство, или налицо заинтересованность, или развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес, или достигается вершина - профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства.

Инструкция к тесту

Оцените, пожалуйста, приведенные ниже утверждения. Вам необходимо обвести букву, соответствующую вашему ответу.

Если вы всегда делаете то, что написано в утверждении, то обведите букву В,

если вы поступаете так не всегда, но часто, то обведите букву Ч,

если вы считаете целесообразным ответить «не очень часто», то обведите буквы НОЧ,

если вы так поступаете редко, то обведите букву Р,

если вы этого не делаете никогда, то обведите букву Н.

Вам стоит проверить себя, так как первый шаг к мудрости - это познание самого себя. Об этом люди говорят с глубокой древности.

Тестовый материал

Люблю слушать лекции (рассказы) о работе учителей.

Жду с нетерпением «дня школы», ситуаций общения с ребятами и педагогами, когда можно активно учиться, работать в школьных условиях.

Считаю, что лекции по педагогике содержат весьма простой материал, их можно и не переписывать, на семинарах стараюсь не выступать.

Останавливаюсь и читаю материал, представленный в школьном методическом уголке, только тогда, когда получаю задание от преподавателя, особого интереса материал у меня не вызывает.

Покупаю по возможности книги и брошюры о педагогическом опыте, по психологии.

Обращаю внимание на педагогические ситуации только тогда, когда в них имеются интересные конфликты, интригующие факты.

Делаю выписки (по возможности и вырезки) из журналов и газет о работе школ и учителей, о проблемах современной молодежи.

Читаю «Учительскую газету», другие педагогические газеты, журналы, книги; собираю собственную библиотечку из них.

Читаю только отрывки (выборочно) из статей о педагогическом опыте; на приобретение педагогической литературы время и средства не трачу.

Наблюдаю за опытом работы умелых педагогов только в часы, отведенные на педпрактику.

Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в школе; стараюсь при этом кое-что записать.

Принимаю участие в организационных беседах с учителями только тогда, когда требует руководитель педпрактики.

Ищу материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг.

Люблю работать с педагогической и психологической литературой в читальном зале, в библиотеке, дома в свободное время, люблю решать педагогические задачи.

К семинарским и практическим занятиям делаю прежде всего то, за что надо отчитаться (что будут проверять).

Обложку педагогического реферата стараюсь оформить красиво (по крайней мере аккуратно), так как считаю, что это показывает мое прилежание, мое лицо.

Соглашаюсь выступать на педагогическом кружке, на конференции.

Проявляю любопытство в работе с классом моих товарищей по группе, которые неважно учатся.

Обработка и интерпретация результатов

Ответ «всегда» оценивается 5 баллами,

ответ «часто» - 4 баллами,

ответ «не очень часто» - 3 баллами,

ответ «редко» -2 баллами,

ответ «никогда» - 1 баллом.

Ключ к тесту

2+8+14 = профессиональная потребность;

5+11+17 = функциональный интерес;

1+7+13 = развивающаяся любознательность;

7+10+16 = показная заинтересованность;

6+12+18 = эпизодическое любопытство;

3+9+15 = равнодушное отношение.

Оценка уровней профессионально-педагогической мотивации (ППМ)

11 и более баллов - высокий уровень ППМ;

10-6 - средний уровень ППМ;

5 и менее - низкий уровень ППМ [9; с. 36].

2.3 Результаты исследования и их сравнительный анализ

Теперь мы перейдем к анализу диагностического материала. Так, мы проводили в СШ № 11 диагностику по интересующим нас вопросам: коммуникативная деятельность педагогов и мотивация выбора профессии педагога.

В таблице 2.1. мы приведем результаты по тестовой карте коммуникативной деятельности. Где учащимся раздавались бланки с перечнем вопросов (смотреть п.2.2.), на которых на каждого преподавателя школы давались объективные оценки. Бланки ученики не подписывали, на них было только имя преподавателя.

Таблица 2.1.

Тестовая карта коммуникативной деятельности педагогов средней общеобразовательной школы № 11 г.Минска

 

Имя педагога

Баллы

Уровень коммуникативных умений

 

Лидия М.

40

Высокий

 

Инна В.

34

Удовлетворительный

 

Марина Б.

42

Высокий

 

Ольга Б.

25

Удовлетворительный

 

Сергей В.

42

Высокий

 

Ольга П.

40

Высокий

 

Ирина А.

46

Очень высокий

 

Светлана И.

44

Высокий

 

Оксана В.

35

Высокий

 

Игорь М.

40

Высокий

 

Жанна В.

42

Высокий

 

Петр К.

44

Высокий

 

Борис В.

39

Высокий

 

Марина Д.

25

Удовлетворительный

 

Анна П.

30

Удовлетворительный

 

Юлия М.

31

Удовлетворительный

 

Светлана Ф.

36

Высокий

 

Ольга Д.

20

Удовлетворительный

 

Анна С.

19

Низкий

 

Елена Н.

29

Удовлетворительный

 

Елена Ч.

23

Удовлетворительный

 

Михаил Г.

33

Удовлетворительный

 

Олег П.

35

Высокий

 

Раиса В.

39

Высокий

 

Юлия Т.

44

Высокий

 

Олеся В.

40

Высокий

 

Лариса А.

25

Удовлетворительный

 

Валентина А.

42

Высокий

 

Галина А.

30

Удовлетворительный

 

Виктория Б.

31

Удовлетворительный

 

Андрей П.

34

Удовлетворительный

 

Роман Р.

33

Удовлетворительный

 

Виолетта С.

41

Высокий

 

Евгения С.

42

Высокий

 

Елена М.

46

Очень высокий

 

Светлана Т.

20

Удовлетворительный

 

Карина Д.

37

Высокий

 

Юлия П.

23

Удовлетворительный

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 2.1. 2 (5%) преподавателей средней общеобразовательной школы о обладают очень высоким уровнем коммуникативных способностей. Они владеют аудиторией, как дирижер оркестром, решая при этом поставленные задачи, эти люди достигли вершин своего мастерства. 19 (50%) преподавателей обладают высоким уровнем коммуникативных умений, занятия у них проходят продуктивно в активном взаимодействии сторон. 16 (42%) преподавателей обладают удовлетворительными приемами общения, занятия у них проходят оживленно, но не всегда достигают поставленной цели. 1 (3%) преподавателей обладают низким уровнем коммуникативной деятельности. У него аудитория пассивна, всякая инициатива им подавляется.

Теперь в таблице 2.2. мы приведем мы приведем показатели по методике Самооценка профессионально-педагогической мотивации. Которую мы проводили с самими преподавателями средней общеобразовательной школы (38 человек). Так, в тесте представлены 6 шкал, определяющих мотив выбора профессии: профессиональная потребность, функциональный интерес, развивающаяся любознательность, показная заинтересованность, эпизодическое любопытство, равнодушное отношение.

Таблица 2.2.

Самооценка профессионально-педагогической мотивации педагогов СШ № 11 г.Минска

 

Имя педагога

Профессиональная потребность

Функциональный интерес

Развивающая любознательность

Показная заинтересованность

Эпизодическое любопытство

Равнодушное отношение

 

Лидия М.

13

14

12

12

9

12

 

Инна В.

9

9

15

9

9

7

 

Марина Б.

10

14

9

5

4

10

 

Ольга Б.

6

9

14

7

10

9

 

Сергей В.

11

15

7

9

9

7

 

Ольга П.

6

12

7

9

9

10

 

Ирина А.

5

14

7

8

9

9

 

Светлана И.

7

12

9

10

9

8

 

Оксана В.

9

15

9

9

10

8

 

Игорь М.

10

14

9

7

6

10

 

Жанна В.

10

15

10

11

9

9

 

Петр К.

9

12

10

10

9

8

 

Борис В.

8

15

10

11

9

8

 

Марина Д.

6

9

14

8

8

6

 

Анна П.

9

10

9

15

9

6

 

Юлия М.

7

9

6

14

10

6

 

Светлана Ф.

10

13

9

4

5

9

 

Ольга Д.

8

9

7

9

14

5

 

Анна С.

10

9

6

9

13

5

 

Елена Н.

9

8

6

9

7

11

 

Елена Ч.

5

7

8

8

9

6

 

Михаил Г.

5

9

7

8

13

6

 

Олег П.

9

13

9

9

10

11

 

Раиса В.

10

15

10

5

4

6

 

Юлия Т.

8

12

8

9

5

7

 

Олеся В.

7

13

8

5

9

9

 

Лариса А.

8

15

10

9

9

7

 

Валентина А.

7

13

10

8

7

9

 

Галина А.

8

9

8

10

12

5

 

Виктория Б.

8

5

7

14

10

4

 

Андрей П.

8

9

8

9

10

11

 

Роман Р.

9

7

9

10

13

9

 

Виолетта С.

9

15

11

7

6

9

 

Евгения С.

8

13

6

5

8

8

 

Елена М.

9

15

9

9

8

4

 

Светлана Т.

10

9

9

12

9

10

 

Карина Д.

7

13

5

4

7

8

 

Юлия П.

10

14

7

5

3

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данной таблицы видно, что выбирая профессию педагога, профессиональной потребности никто не испытывал, а вот 13 (34%) испытывали функциональный интерес, они желали на практике применить свои знания и умения, поделиться ими с детьми. 3 (8%) при выборе профессии испытывают развивающую любознательность, они желают больше узнать о выбранной профессии, теоретические знания использовать практически. У 4 (10,5) человек преобладает показная заинтересованность при выборе профессии, про таких людей говорят, что хотят властвовать. 5 (13%) учителей выбрали профессию педагог, испытывая мотивацию эпизодического любопытства, т.е. такие люди, выбрали профессию педагога не потому, что они хотели с детьми делиться своими знаниями, а потому, что туда им было легче поступить или еще по каким-то подобным причинам. И утешает тот момент, что ни один преподаватель не испытывает равнодушия к своей профессии.

Сейчас перейдем к следующему этапу нашей курсовой работы: мы статистическим методом U-критерий Манна-Уитни докажем нашу гипотезу.

Для этого мы воспользуемся книгой Елены Сидоренко Методы математической обработки в психологии [32; с. 49].

В таблице 2.3. укажем испытуемых обладающих высоким уровнем коммуникативных умений и укажем их мотивацию при выборе профессии педагога, а в таблице 2.4. мы укажем всех остальных испытуемых с их мотивацией к выбору профессии. Таким образом, у нас получится две выборки испытуемых: с высоким уровнем коммуникации и контрольная группа (с удовлетворительным и низким уровнем коммуникативных качеств).

Таблица 2.3.

 

Имя педагога

Профессиональная потребность

Функциональный интерес

Развивающая любознательность

Показная заинтересованность

Эпизодическое любопытство

Равнодушное отношение

 

Лидия М.

13

14

12

12

9

12

 

Марина Б.

10

14

9

5

4

10

 

Сергей В.

11

15

7

9

9

7

 

Ольга П.

6

12

7

9

9

10

 

Ирина А.

5

14

7

8

9

9

 

Светлана И.

7

12

9

10

9

8

 

Оксана В.

9

15

9

9

10

8

 

Игорь М.

10

14

9

7

6

10

 

Жанна В.

10

15

10

11

9

9

 

Петр К.

9

12

10

10

9

8

 

Борис В.

8

15

10

11

9

8

 

Светлана Ф.

10

13

9

4

5

9

 

Олег П.

9

13

9

9

10

11

 

Раиса В.

10

15

10

5

4

6

 

Юлия Т.

8

12

8

9

5

7

 

Олеся В.

7

13

8

5

9

9

 

Лариса А.

8

15

10

9

9

7

 

Валентина А.

7

13

10

8

7

9

 

Виолетта С.

9

15

11

7

6

9

 

Евгения С.

8

13

6

5

8

8

 

Елена М.

9

15

9

9

8

4

 

Карина Д.

7

13

5

4

7

8

 

Юлия П.

10

14

7

5

3

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность и структура педагогической деятельности