Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель исследования в данной работе: определить роль труда в нравственном становлении личности и повысить интерес младших школьников к трудовой деятельности. Для достижения цели поставлены задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- изучить и обобщить материалы;
- провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и развитию активности в трудовой деятельности;
Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния труда на нравственное становление личности
1.1. Общие понятия о труде
1.2. Сущность, природа и формирование нравственности личности
1.3. Влияние труда на развитие личности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1. Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов
2.1. Разработка и апробирование системы мероприятий по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования
Заключение
Список использованных источников
8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988.
9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11томах. Т.2. - М.: 1948. - 687с.
10. Шибанов А.А., Дуля И.П. и др. Воспитание в школе в труде. – М.: 1976. – 426с.
11. Шило Л.П. Соединение трудового обучения с производительным трудом. - М.: 1983. - 689с.
Приложения
Приложение 1
Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.
1. Для чего нужно трудиться?
2. Какова цель труда?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии самые нужные людям?
5. Какие профессии самые сложные?
6. Какой труд сложнее: умственный или физический?
7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
8. Нужно ли любить свою профессию?
9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?
10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?
11. Как ты учишься?
11. Твое любимое занятие в школе и дома.
12. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?
13 .Что читаешь?
14. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
15. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?
Приложение 2
Таблица результативности констатирующего эксперимента по выявлению уровня трудовой активности у учащихся 4 «а» класса МОУ Гимназии №5 г.Воронежа в 2012-2013 учебном году.
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Уровень сформированности трудового сознания |
Уровень трудовой активности |
1 |
Астахов Кирилл |
В |
С |
2 |
Войтко Денис |
В |
В |
3 |
Гаврилова Дарья |
С |
С |
4 |
Зимина Светлана |
С |
С |
5 |
Карапетян Арсен |
С |
С |
6 |
Прилепова Надежда |
С |
С |
7 |
Ракова Ксения |
Н |
С |
8 |
Сальников Дмитрий |
С |
С |
9 |
Ткаченко Егор |
С |
В |
10 |
Флоря Иван |
В |
С |
11 |
Чаплин Рафаэль |
В |
В |
12 |
Яковлева Полина |
Н |
Н |
Итого: высокий (%.) |
33,3 |
25 | |
средний |
50 |
66,7 | |
низкий |
16,7 |
58,3 |
Приложение 3
Игра «Клуб веселых мастеров»
Ведущий.
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы приготовили веселый,
Чудесный праздник – КВМ.
Чтец.
Знают мамы, знают дети,
Знает взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня;
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня;
От иголки мало толка, Если без ушка иголка.
Так и руки – без труда
Не годиться никуда.
На сцену выходит команда «Рукодельница» (участницы выступают в изделиях, сшитых своими руками).
Капитан. Вас приветствует команда «Рукодельницы». Наш девиз…
Все. «Не привыкай к безделью. Учись рукоделью».
Мы веселые девчата,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть!
На сцену выходит команда «Добры молодцы».
Капитан. Команда «Добры молодцы! Приветствует вас. Наш девиз…
Все. «Всякому молодцу ремесло к лицу».
Мы ребята боевые
Любим мы сражаться,
И сегодня в КВМ
Начинаем соревноваться.
От каждой команды выходят по одному участнику. За 1 минуту девочка должна забить 5 гвоздей в брусок, а мальчик – пришить пуговицу.
Болельщики тем временем отвечают на загадки о профессиях.
Приложение 4
Игра «Определить профессию»
Задание первое. Определить профессию по пантомиме .
Ученики старших классов «изображают»несколько профессий, а члены команд их отгадывают.
Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия следующих профессий:
Повар – повариха
Певец – певица
Портной – портниха
Продавец – продавщица
Пианист – пианистка
Поэт – поэтесса
Писатель – писательница
Плотник - …
Пекари - …
Школьник – школьница
Ученик – ученица.
Задание третье. Закончить фразу.
Трактор водит… (тракторист),
Электричку - … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал … (столяр),
В доме свет провел … (монтер),
В шахте трудиться … (шахтер),
В жаркой кузнице - … (кузнец),
Все кто знает - … молодец)!
Приложение 5
Загадки о профессиях.
Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр).
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
На работе день деньской
Управляет он рукой
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Пускай лекарства пить невкусно,
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придешь больной и грустный,
Уйдешь – здоровый и веселый.
(Медсестра или врач)
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет, где помашет,
Ни соринки не видать.
(Половая щетка)
Он охотно пыль вдыхает, не болеет, ни чихает.
(Пылесос)
Приложение 6
Таблица результативности контрольного эксперимента по выявлению уровня трудовой активности у учащихся 4 «а» класса МОУ Гимназии №5 г.Воронежа в 2012-2013 учебном году.
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Уровень сформированности трудового сознания |
Уровень трудовой активности |
1 |
Астахов Кирилл |
С |
В |
2 |
Войтко Денис |
В |
В |
3 |
Гаврилова Дарья |
В |
В |
4 |
Зимина Светлана |
В |
В |
5 |
Карапетян Арсен |
В |
В |
6 |
Прилепова Надежда |
С |
С |
7 |
Ракова Ксения |
С |
Н |
8 |
Сальников Дмитрий |
С |
С |
9 |
Ткаченко Егор |
В |
В |
10 |
Флоря Иван |
В |
В |
11 |
Чаплин Рафаэль |
В |
В |
12 |
Яковлева Полина |
С |
С |
Итого: высокий (%) |
58,3 |
66,7 | |
средний |
41,7 |
25 | |
низкий |
- |
8,3 |
Информация о работе Роль труда в нравственном становлении личности