Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель исследования в данной работе: определить роль труда в нравственном становлении личности и повысить интерес младших школьников к трудовой деятельности. Для достижения цели поставлены задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- изучить и обобщить материалы;
- провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и развитию активности в трудовой деятельности;
Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния труда на нравственное становление личности
1.1. Общие понятия о труде
1.2. Сущность, природа и формирование нравственности личности
1.3. Влияние труда на развитие личности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1. Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов
2.1. Разработка и апробирование системы мероприятий по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования
Заключение
Список использованных источников
Экспериментально-практическая работа по воспитанию у младших школьников трудовой активности включала в себя:
1. Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов.
2. Разработка и апробирование системы мероприятий, по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности.
3. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования.
Сформированность трудового сознания характеризуется наличием у младшего школьника представлений о мире профессий, понятия о необходимости труда, о необходимость работы, о связи между экономическим благосостоянием семьи, общества.
Данный показатель разбивается на следующие уровни:
А) Высокий – младший школьник имеет представление о труде, существующих профессиях, имеет устойчивые интересы к какой-либо трудовой деятельности, понимает необходимость труда;
Б) Средний – младший школьник имеет представление о мире профессий, но у него нет каких-либо увлечений и мотивации к труду.
В) Низкий уровень характеризуется полным отсутствие у младшего школьника представлений о трудовой деятельности.
Методика определения данного показателя представлена в Приложении 1.
Уровень трудовой активности разбивается по степени сформированности качества на высокий, средний, низкий.
Высокий – проявляет устойчивый познавательный интерес и направленность к труду, инициативен в выполнении работы, а также может мобилизовать свои силы для относительно длительной работы над заданием.
Средний – познавательный интерес имеется, но неустойчивый, ребенок как будто действует по указке, работу над заданием начинает самостоятельно, но не доводит до конца.
Низкий – школьник безразличен к трудовым действиям, предпочитает «отсидеться», настойчивости не проявляет вообще.
В процессе исследовательской работы на этапе констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности трудовой активности младших школьников были получены результаты (приложение 2), которые мы определили в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента по выявлению трудовой активности младших школьников
№ п/п |
Показатели |
% | ||
В |
С |
Н | ||
1 |
Уровень сформированности трудового сознания |
33,3 |
50 |
16,7 |
2 |
Уровень трудовой активности |
25 |
66,7 |
58,3 |
Таким образом, было выявлено, что у большинства младших школьников не сформировано осознанное отношение к труду.
Анализируя результаты анкетирования младших школьников, я получила следующие данные. На вопрос «Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?» были получены следующие ответы: 22% мальчиков хотели связать свою будущую профессию с техникой (чинить машины, конструировать); 8 % хотели бы связать свою будущую профессию с вычислительной техникой; 42% учащихся отметили, что такую же как у папы, 28 % не имеют никакого представления о будущей профессии. У девочек: с природой хотят связать свое будущее 5 %, в системе «человек-человек» (врачи, учителя, продавцы) хотят себя видеть 20% девочек, остальные не ответили на вопрос (ответы типа «не знаю», «пока еще не думала», «наверное как мама» и др.).
На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше других?» выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в общей сложности 26 %.
На вопрос «Что ты читаешь?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые не ответили на данный вопрос.
Самое любимое занятие в школе в основном ассоциируется с трудовым обучением и дежурством, играми со сверстниками. Любимые занятия дома не так разнообразны, как в экспериментальной группе – лепка, рисование и конструирование (12%), походы в театр, кино, парк, цирк (18%), , различные виды спорта (12%), помощь по дому (16%). Основная проблема этих детей дома – подготовка домашнего задания.
На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?» большинство из них также ответило: «что необходимо хорошо учиться в школе».
Итак, проведя анализ ответов детей, я увидела, что у большинства детей не сформированы представления о необходимости трудиться, нет устойчивого отношения к труду, мотивы выбора будущей профессии в основном престижные или вообще нет осознанного представления о будущей специальности.
Многих детей привлекают профессии легкого содержания, не требующие большого умственного и физического напряжения. Но в основном дети много читают, почти у всех имеются постоянные интересы и увлечения. Таким образом, очевидно, что у детей слабая мотивационно-потребностная сфера трудовой деятельности и с ними необходимо проводить определенную работу.
Наблюдения за реальным поведением ребенка в процессе выполнения трудовой деятельности показывают, что далеко не все дети действуют достаточно самостоятельно и инициативно, несколько детей крайне небрежно относятся к своим ежедневным обязанностям, не умеют ухаживать за своими личными вещами, поддерживать порядок на своем столе. Отмечено также и то, что и в игровой деятельности некоторые дети действуют чисто механически, безынициативно, в основном под нажимом учителя, т.е. не проявляют трудовую активность.
Ввиду полученных результатов было решено в данном экспериментальном классе провести работу по воспитанию трудовой активности.
2.2. Разработка и апробирование системы мероприятий по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования.
Для активизации мотивации к труду может проводиться ряд занятий. Это могут быть беседы с детьми, экскурсии, конкурсы, игры (приложения 3-5). В процессе формирования трудового сознания младшего школьника можно использовать игру «Клуб весёлых мастеров». (Приложение 3) Также можно пригласить на беседу с детьми работников самых разнообразных, лучше всего сложных или непрестижных профессий.
Большое значение в активизации
трудовой деятельности школьника имеют
игровые моменты, вносящие элемент
занимательности в учебный
Загадки могут быть использованы при объяснении нового материала, во время отдыха, для снятия напряжения во время труда. Но обязательным условием для загадок является связь с темой урока, с терминами и различными элементами. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. После отгадки нужно добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни, пожалуйста». Это позволяет ребенку еще раз выделить все признаки, указанные в загадке, сопоставить их.
Таким образом, мной были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.
При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, я исследовала результативность проведенной системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось поведение детей в процессе трудовой деятельности.
Полученные результаты (приложение 6) были систематизированы и определены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты контрольного
эксперимента по выявлению профессиональной
ориентированности младших
№ п/п |
Показатели |
% | ||
В |
С |
Н | ||
1 |
Уровень сформированности трудового сознания |
58,3 |
41,7 |
|
2 |
Уровень трудовой активности |
66,7 |
25 |
8,3 |
Результаты, приведенные в таблице, показывают, что в целом у детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы. Динамика показателей следующая:
Количество детей с
высоким уровнем
Трудовая активность детей также повысилась: всего у одного ребенка (8,3%) она осталась на низком уровне, количество детей с высоким уровнем повысилось на 41,7% и составило 8 человек против 3-х на начальном этапе.
Заключение
В результате исследования роли труда в нравственном становлении личности я провела теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; изучила и обобщила материалы; провела опытно-экспериментальную работу по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и развитию активности в трудовой деятельности; проанализировала полученные результаты и сделала выводы.
В ходе работы я разработала и апробировала комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие интереса младших школьников к трудовой деятельности.
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 4 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе МОУ Гимназии №5 г.Воронежа. В исследовании принимали участие 12 детей.
Опытно-экспериментальная
работа включала в себя констатирующий,
формирующий и контрольный
Формирующий эксперимент
опытно-экспериментальной
Для активизации мотивации к труду проводился ряд занятий в форме бесед, конкурсов, игр. Формирование устойчивого познавательного интереса к труду у младших школьников происходило путем включения в учебно-познавательный процесс на уроках труда элементов проблемного обучения и творческого проекта.
Таким образом, мной были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников. При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Контрольный эксперимент, исследовавший результативность проведенной системы работы, показал, что в целом у детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы.
На основании результатов я пришла к выводу, что моя опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.
Список использованных источников
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.-448с.
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. № 3—4. С. 14—19.
4. Лушников А.М. История педагогики: Пособие для студентов педагогических высших учебних заведений. 2-е изд., перераб., доп. /-Урал: Государственный Педагогический Университет, 1994.
5. Макаренко А.С. Цель – воспитание: Сочинения, Т.5. - М.: Просвещение, С.353
6. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990. – 452 с.
7. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. - М.: Педагогика,.1978
Информация о работе Роль труда в нравственном становлении личности