Роль труда в нравственном становлении личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования в данной работе: определить роль труда в нравственном становлении личности и повысить интерес младших школьников к трудовой деятельности. Для достижения цели поставлены задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- изучить и обобщить материалы;
- провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и развитию активности в трудовой деятельности;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния труда на нравственное становление личности
1.1. Общие понятия о труде
1.2. Сущность, природа и формирование нравственности личности
1.3. Влияние труда на развитие личности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1. Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов
2.1. Разработка и апробирование системы мероприятий по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.27 Кб (Скачать)

Экспериментально-практическая работа по воспитанию у младших школьников трудовой активности включала в себя:

1.  Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов.

2.  Разработка и апробирование системы мероприятий, по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности.

3.  Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования.

Сформированность трудового сознания характеризуется наличием у младшего школьника представлений о мире профессий, понятия о необходимости труда, о необходимость работы, о связи между экономическим благосостоянием семьи, общества.

Данный показатель разбивается  на следующие уровни:

А) Высокий – младший  школьник имеет представление о  труде, существующих профессиях, имеет  устойчивые интересы к какой-либо трудовой деятельности, понимает необходимость  труда;

Б) Средний – младший  школьник имеет представление о  мире профессий, но у него нет каких-либо увлечений и мотивации к труду.

В) Низкий уровень характеризуется  полным отсутствие у младшего школьника представлений о трудовой деятельности.

Методика определения  данного показателя представлена в  Приложении 1.

Уровень трудовой активности разбивается по степени сформированности качества на высокий, средний, низкий.

Высокий – проявляет устойчивый познавательный интерес и направленность к труду, инициативен в выполнении работы, а также может мобилизовать свои силы для относительно длительной работы над заданием.

Средний – познавательный интерес имеется, но неустойчивый, ребенок  как будто действует по указке, работу над заданием начинает самостоятельно, но не доводит до конца.

Низкий – школьник безразличен  к трудовым действиям, предпочитает «отсидеться», настойчивости не проявляет  вообще.

В процессе исследовательской  работы на этапе констатирующего  эксперимента по выявлению уровня сформированности трудовой активности младших школьников были получены результаты (приложение 2), которые мы определили в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1 – Результаты констатирующего  эксперимента по выявлению трудовой активности младших школьников

п/п

Показатели

%

В

С

Н

1

Уровень сформированности трудового сознания

33,3

50

16,7

2

Уровень трудовой активности

25

66,7

58,3


 

Таким образом, было выявлено, что у большинства младших  школьников не сформировано осознанное отношение к труду.

Анализируя результаты анкетирования  младших школьников, я получила следующие данные. На вопрос «Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?» были получены следующие ответы: 22% мальчиков хотели связать свою будущую профессию с техникой (чинить машины, конструировать); 8 % хотели бы связать свою будущую профессию с вычислительной техникой; 42% учащихся отметили, что такую же как у папы, 28 % не имеют никакого представления о будущей профессии. У девочек: с природой хотят связать свое будущее 5 %, в системе «человек-человек» (врачи, учителя, продавцы) хотят себя видеть 20% девочек, остальные не ответили на вопрос (ответы типа «не знаю», «пока еще не думала», «наверное как мама» и др.).

На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше других?» выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в общей сложности 26 %.

На вопрос «Что ты читаешь?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые  не ответили на данный вопрос.

Самое любимое занятие  в школе в основном ассоциируется  с трудовым обучением и дежурством, играми со сверстниками. Любимые занятия  дома не так разнообразны, как в  экспериментальной группе – лепка, рисование и конструирование (12%), походы в театр, кино, парк, цирк (18%), , различные виды спорта (12%), помощь по дому (16%). Основная проблема этих детей  дома – подготовка домашнего задания.

На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?»  большинство из них также ответило: «что необходимо хорошо учиться в  школе».

Итак, проведя анализ ответов  детей, я увидела, что у большинства детей не сформированы представления о необходимости трудиться, нет устойчивого отношения к труду, мотивы выбора будущей профессии в основном престижные или вообще нет осознанного представления о будущей специальности.

Многих детей привлекают профессии легкого содержания, не требующие большого умственного  и физического напряжения. Но в  основном дети много читают, почти  у всех имеются постоянные интересы и увлечения. Таким образом, очевидно, что у детей слабая мотивационно-потребностная сфера трудовой деятельности и с ними необходимо проводить определенную работу.

Наблюдения за реальным поведением ребенка в процессе выполнения трудовой деятельности показывают, что далеко не все дети действуют достаточно самостоятельно и инициативно, несколько  детей крайне небрежно относятся  к своим ежедневным обязанностям, не умеют ухаживать за своими личными  вещами, поддерживать порядок на своем  столе. Отмечено также и то, что  и в игровой деятельности некоторые  дети действуют чисто механически, безынициативно, в основном под нажимом  учителя, т.е. не проявляют трудовую активность.

Ввиду полученных результатов  было решено в данном экспериментальном классе провести работу по воспитанию трудовой активности.

 

2.2. Разработка и апробирование системы мероприятий по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования.

Для активизации мотивации  к труду может проводиться ряд занятий. Это могут быть беседы с детьми, экскурсии, конкурсы, игры (приложения 3-5). В процессе формирования трудового сознания младшего школьника можно использовать игру «Клуб весёлых мастеров». (Приложение 3) Также можно пригласить на беседу с детьми работников самых разнообразных, лучше всего сложных или непрестижных профессий.

Большое значение в активизации  трудовой деятельности школьника имеют  игровые моменты, вносящие элемент  занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Занимательный материал помогает сделать каждый трудовой день подарком для детей, подарить им радость познания. Игра «Определить профессию» (приложение 4) поможет получить знания о той или иной профессии, вызвать интерес школьника к трудовой деятельности. Загадки о труде (приложение 5) вносят элементы новшества в урок и оживление, помогают хорошо работать, активизируют учащихся.

Загадки могут быть использованы при объяснении нового материала, во время отдыха, для снятия напряжения во время труда. Но обязательным условием для загадок является связь с  темой урока, с терминами и  различными элементами. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. После отгадки нужно добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни, пожалуйста». Это позволяет ребенку еще раз выделить все признаки, указанные в загадке, сопоставить их.

Таким образом, мной были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.

При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного  возраста.

На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, я исследовала результативность проведенной системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось поведение детей в процессе трудовой деятельности.

Полученные результаты (приложение 6) были систематизированы и определены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты контрольного эксперимента по выявлению профессиональной ориентированности младших школьников

п/п

Показатели

%

В

С

Н

1

Уровень сформированности трудового сознания

58,3

41,7

 

2

Уровень трудовой активности

66,7

25

8,3


 

Результаты, приведенные  в таблице, показывают, что в целом у детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы. Динамика показателей следующая:

Количество детей с  высоким уровнем сформированности трудового сознания увеличилось на 25%. Со средним уровнем – уменьшилось на 8,3%. С низким уровнем – уменьшилось на 16,7%. Таким образом, у детей сформировались не только представления о мире профессий, но и понятие о необходимости труда.

Трудовая активность детей  также повысилась: всего у одного ребенка (8,3%) она осталась на низком уровне, количество детей с высоким уровнем повысилось на 41,7% и составило 8 человек против 3-х на начальном этапе.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате исследования роли труда в нравственном становлении личности я провела теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; изучила и обобщила материалы; провела опытно-экспериментальную работу по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и развитию активности в трудовой деятельности; проанализировала полученные результаты и сделала выводы.

В ходе работы я разработала и апробировала комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие интереса младших школьников к трудовой деятельности.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась  в 4 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе МОУ Гимназии №5 г.Воронежа. В исследовании принимали участие 12 детей.

Опытно-экспериментальная  работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Формирующий эксперимент  опытно-экспериментальной работы включал  в себя разработанный комплекс мероприятий  по воспитанию трудовой активности. Было предложено использовать в данной воспитательной работе основы экономического воспитания в начальной школе для формирования осознанного отношения к труду  и для активизации познавательного  интереса.

Для активизации мотивации  к труду проводился ряд занятий  в форме бесед,  конкурсов, игр. Формирование устойчивого познавательного  интереса к труду у младших  школьников происходило путем включения  в учебно-познавательный процесс  на уроках труда элементов проблемного  обучения и творческого проекта.

Таким образом, мной были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников. При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Контрольный эксперимент, исследовавший  результативность проведенной системы  работы, показал, что в целом у  детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы.

На основании результатов  я пришла к выводу, что моя опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.  Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.-448с.

2.  Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.

3.  Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. № 3—4. С. 14—19.

4.  Лушников А.М. История педагогики: Пособие для студентов педагогических высших учебних заведений. 2-е изд., перераб., доп. /-Урал: Государственный Педагогический Университет, 1994.

5. Макаренко А.С. Цель – воспитание: Сочинения, Т.5. - М.: Просвещение, С.353

6. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990. – 452 с.

7. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. - М.: Педагогика,.1978

Информация о работе Роль труда в нравственном становлении личности