Роль труда в нравственном становлении личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования в данной работе: определить роль труда в нравственном становлении личности и повысить интерес младших школьников к трудовой деятельности. Для достижения цели поставлены задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- изучить и обобщить материалы;
- провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и развитию активности в трудовой деятельности;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния труда на нравственное становление личности
1.1. Общие понятия о труде
1.2. Сущность, природа и формирование нравственности личности
1.3. Влияние труда на развитие личности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1. Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов
2.1. Разработка и апробирование системы мероприятий по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Воронежский  государственный педагогический университет»

 

 

Факультет: Гуманитарный

Специальность: Русский язык и литература

 

Курсовая работа  по дисциплине

«Теория и технология обучения» 

на тему:

«Роль труда в  нравственном становлении личности»

 

 

          

Выполнила: студентка 1 группы, 2 курса 

                                                                                       Гуманитарного факультета

                                                              Гурова А.Е. 

 

                                                    Научный руководитель:

Заварзина Любовь Эллиевна,

доцент кафедры педагогики,

кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

                                                    Воронеж 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы влияния труда на нравственное становление личности

1.1. Общие понятия о труде

1.2. Сущность, природа и формирование нравственности личности

1.3. Влияние труда на развитие личности

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию трудовой активности у младших школьников

2.1. Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов

2.1. Разработка и апробирование системы мероприятий по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе возросло внимание к проблематике нравственного воспитания школьников в труде как важнейшему средству формирования мировоззрения личности. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому тема "Роль труда в нравственном становлении личности" актуальна в условиях современных рыночных отношений. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем. 

Цель исследования в данной работе: определить роль труда в нравственном становлении личности и повысить интерес младших школьников к трудовой деятельности. Для достижения цели поставлены задачи исследования:

- провести теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме;

- изучить и обобщить материалы;

- провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и развитию активности в трудовой деятельности;

- проанализировать полученные  результаты и сделать выводы.

Объект исследования: система трудового воспитания общеобразовательной школы.

Предмет исследования: роль труда в процессе воспитания нравственной личности.

База исследования: 12 детей  младшего школьного возраста.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, заключения, приложения.

 

 

Глава 1. Теоретические основы роли труда в нравственном становлении личности

1.1. Общие понятия о труде

Труд, как и любая деятельность человека, сложное, многоплановое явление  материального мира, в том числе  его социального устройства, и  вместе с тем явление личной (а  значит и психической) жизни почти  каждого.

Основой всего является «простой процесс труда» (еще его называют «живым трудом», но еще чаще его называют просто «трудом», что и вносит в  дальнейшее путаницу), осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда) по преобразованию предмета труда с  помощью средств труда в продукт труда. Простой процесс труда наглядно олицетворяет процесс преобразования внешнего мира человеком.

Многообразие видов различного труда неисчерпаемо, но мы обратимся  к наиболее распространенным (в том  числе до сих пор) типам труда– физическому и умственному труду.

Физический труд – одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием  физической нагрузки над психической. В физическом труде человек в основном использует свою мышечную энергию и силу для приведения «в действие» средств и орудий труда по преобразованию предмета труда в продукт труда и частично «управляет» этим «действием».

Физический труд может  потребовать значительных физических усилий (например, при поднятии или  перемещения тяжести) или высокой  напряженности, когда какое-то движение надо выполнять в высоком ритме, или выносливости, когда какое-то действие надо производить длительное время.

Весь прогресс человечества связан с «освобождением» от физического  труда.

Вначале весь физический труд был ручным трудом (в современной  фразеологии – немеханизированный и неавтоматизированный).

При механизированном труде (при выполнении одной и той  же в целом работы) в целом тяжесть  труда снижается, но для ряда операций нарастает напряженность работы, требующая большей внимательности и координации движений человека.

Автоматизированный труд вытесняет человека из простого процесса труда, оставляя за ним функции участия  в других простых процессах труда, связанных с разработкой, наладкой, контролем.

Умственный труд – вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием  психической (умственной) нагрузки над чисто физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности.

Технический прогресс по автоматизации  и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического  труда и увеличивает роль умственного. Исчезают одни проблемы, возникают  другие. Ответственность оператора за своевременное распознание сигнальной информации и принятие правильного решения (например, водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер АЭС и т.д.), быстрота смены ситуации (например, диспетчера аэродромов), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета) и многое другое ставят ранее не существовавшие проблемы облегчения умственного труда на повестку дня XXI века.

 

1.2. Сущность, природа и формирование нравственности личности

В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). 
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный -- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок доброй нравственности, доблести. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». 
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».  
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. 
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определённого рода отношений. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно- административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность. 
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность - с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности.

 

1.3. Влияние труда на развитие личности

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно  состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают  как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого  развития содержаться уже в самих  орудиях, предметах и результатах  труда. В орудиях труда, кроме  назначения, воплощены познанные  человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны  человеком. Предмет, орудие и условия  труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении  человека.

Для успешного осуществления  трудовой деятельности требуется участие  всей личности индивидуума: его психических  процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение учащегося в  коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению  их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким  образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда  являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда  является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет  труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для  более полного использования  развивающих возможностей труда  они должны быть дополнены деятельностью  старших - обучением и воспитанием.

Деятельность воспитателя  является третьим условием развития психики в процессе труда.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много  фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, насколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в  развитии мышления. По мере овладения  трудовыми навыками развиваются  его новые формы: техническое, практическое, логические.

В процессе труда и общения  с другими членами трудового  коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс  ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социолизацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию трудовой активности у младших школьников.

2.1. Подготовка и проведение  эксперимента и выявление его результатов.

Цель опытно-экспериментальной  работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась  в 4 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе МОУ Гимназии №5 г.Воронежа. В исследовании принимали участие 12 детей.

Информация о работе Роль труда в нравственном становлении личности