Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования - выявить влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из этого наша гипотеза: дидактическая игра – один из способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с намеченной целью были выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы по теме и проблеме исследования и раскрыть проблему.
2. Выявить особенности развития грамматического строя речи и способы формирования грамматического строя речи у дошкольников.
Введение………………………………………………………………..5
1. Теоретическое исследование по проблеме влияния дидактических
игр на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………9
1.1Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….9
1.2 Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….17
1.3 Влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….26
Таким образом, педагог получает возможность воспитывать и обучать детей без назиданий и открытого дидактизма, выступая в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера, участника игры. В процессе дидактической игры создается атмосфера сотрудничества взрослого с
ребенком и складываются благоприятные условия для развития ребенка. А
это является очень важным условием в развитии речи детей, в том числе и к формировании грамматического строя речи дошкольники. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.. На начальных этапах (младший дошкольный возраст) ведущее значение имеют совместные со взрослым дидактические игры. Управление грамматическим развитием детей воспитатель реализует прежде всего посредством совместной деятельности. Разумеется, в зависимости от возраста детей меняются и формы общения в процессе дидактической игры. В младших возрастных группах проводятся специально организованные игры-занятия. Это организация деятельности предоставляет детям проявлять субъективность в общении.(Речь идет о двигательной активности, свободном перемещении). Поэтому постановка дидактических задач должна носить относительно общий, недифференцированный вид.
В средних группах характер изменяется в связи с тем, что постановка дидактических задач уже более дифференцирована, включается решение проблемных речевых задач.
На занятиях в старших группах следует также использовать дидактические игры грамматического содержания. Они стимулируют поисковую активность в сфере языка и речи, формируют языковые обобщения. Особенно эффективны игры которые удовлетворяют естественную потребность ребенка в движении, динамике речи, более того, способствуют речевым высказываниям[2].
Таким образом, рассмотрев понятие дидактической игры разных авторов, особенности развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста, и средства формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, мы сделали вывод о том, что дидактическая игра влияет на процесс формирования грамматического строя речи детей
дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.
Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287с.
22. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой.