Роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из этого наша гипотеза: дидактическая игра – один из способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с намеченной целью были выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы по теме и проблеме исследования и раскрыть проблему.
2. Выявить особенности развития грамматического строя речи и способы формирования грамматического строя речи у дошкольников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..5
1. Теоретическое исследование по проблеме влияния дидактических
игр на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………9
1.1Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….9
1.2 Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….17
1.3 Влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….26

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ДАШИ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

          Таким образом, педагог получает возможность воспитывать и обучать детей без назиданий и открытого дидактизма, выступая в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера, участника игры. В процессе дидактической игры создается атмосфера сотрудничества взрослого с

ребенком и  складываются благоприятные условия  для развития ребенка.   А

это является очень важным условием в развитии речи детей, в том числе и к формировании грамматического строя речи дошкольники. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.. На начальных этапах (младший дошкольный возраст) ведущее значение имеют совместные со взрослым дидактические игры. Управление грамматическим развитием детей воспитатель реализует прежде всего посредством совместной деятельности. Разумеется, в зависимости от возраста детей меняются и формы общения в процессе дидактической игры. В младших возрастных группах проводятся специально организованные игры-занятия. Это организация деятельности предоставляет детям проявлять субъективность в общении.(Речь идет о двигательной активности, свободном перемещении). Поэтому постановка дидактических задач должна носить относительно общий, недифференцированный вид.

В средних группах характер изменяется в связи с тем, что постановка дидактических задач уже более дифференцирована, включается решение проблемных речевых задач.

На занятиях в старших группах следует также использовать дидактические игры грамматического содержания. Они стимулируют поисковую активность в сфере языка и речи, формируют языковые обобщения. Особенно эффективны игры которые удовлетворяют естественную потребность ребенка в движении, динамике речи, более того, способствуют речевым высказываниям[2].

Таким образом, рассмотрев понятие дидактической игры разных авторов, особенности развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста, и средства формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, мы сделали вывод о том, что дидактическая игра влияет на процесс формирования грамматического строя речи детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

                                   
 
 
 
 
 

                                     Список  литературы: 

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М., 1997. – 400с.
  2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.
  3. Березин Ф.М. Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979.- 560с.
  4. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей  с общим недоразвитием     речи 3 уровня //  Логопед. -2004. №1 с 34 - 40.
  5. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения //   Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
  6. Жукова Н.С. ,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.- 316с.
  7. Зикеев А.Г.  Развитие речи учащихся  специальных образовательных   учреждений.-М., 2000. - 210 с.
  8. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня  //Логопед 2004. №1 с. 27-34.
  9. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
  10. Лепская Н.И. Язык ребенка.- М., 1997.- 151с.
  11. Львов М.И. Методика развития речи младших школьников .- М., 1985.- 176 с
  12. Логопедия  / Под ред. Волковой. - М., 2003.- 678с
  13. Попов Р.Н. Валькова Д.П. Маловицкий Л.Я. Федоров А. К. Современный русский язык . – М., 1978.- 463с.
  14. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред.

      Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287с. 

  1. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Теленкова М.А. Современный Русский язык.- М., 2000.- 448с.
  2. Смирнов В.М  Нейрофизиология и высшая нервная деятельность  детей и подростков.- М ., 2000.- 400с.
  3. Современный русский язык  / Под ред. Белошапковой.-М., 1981.-560с
  4. Современный русский язык / Под ред. Валгиной Н.С.- М.,2001.-528с.
  5. Современный русский литературный язык / Под ред. Леканта – М.,1996.-510с.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи ( 1 -4 классы ). – М., 1980.- 163с.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989.- 186 с.

22.    Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под  ред. Волковой.

Информация о работе Роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи