Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования - выявить влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из этого наша гипотеза: дидактическая игра – один из способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с намеченной целью были выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы по теме и проблеме исследования и раскрыть проблему.
2. Выявить особенности развития грамматического строя речи и способы формирования грамматического строя речи у дошкольников.
Введение………………………………………………………………..5
1. Теоретическое исследование по проблеме влияния дидактических
игр на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………9
1.1Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….9
1.2 Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….17
1.3 Влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….26
Федеральное агенство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Новгородский государственный
Педагогический колледж
Роль дидактической игры
в формировании грамматического строя речи у
по специальности 050704 Дошкольное образование
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическое
исследование по проблеме
игр на формирование
грамматического строя речи у
детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи………………
1.1Особенности
формирования грамматического
1.2 Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….17
1.3 Влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….26
2. Практическое
исследование по проблеме
игр на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………
2.1Начальное исследование уровня развития грамматического строя речи с детей с общим недоразвитием речи…………………………………….
2.2 Система работы
по формированию
2.3 Обобщение результатов исследования………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, в том числе и системы дошкольного образования. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. А как показывает практика, многие дети поступают в школу с недостатками звукопроизношения, имеют бедный словарь, недоразвитую связную речь, аграмматизмы, т. е. имеют общее недоразвитие речи. Процесс обучения в школе у таких детей будет особенно проблематичным.
Развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений-задача и родителей, и воспитателей, и логопедов.
Данная работа посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка - развитию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П.Серебренникова, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планировании и организации его поведения, формировании социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
М. И. Попова отмечает, что для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации.
А. Г. Арушанова указывает на снижение интенсивности словотворчества к шести годам, она утверждает, что необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений детей. Одним из них является дидактическая игра [1].
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке -игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игровую деятельность, игровые приемы - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П, Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми, однако роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыта авторами недостаточно, это и определило тему нашего исследования.
Тема нашей работы остается актуальной, несмотря на то, что о формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно.
Проблемой развития речи, причинами и формами ее нарушения, а также способами коррекции занимались и занимаются многие известные ученые такие как, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина и другие. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Ведь к общему недоразвитию речи относят детей с тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие которых легко устранимо. Предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Объектом нашего исследования выступает процесс формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования - дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - выявить влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из этого наша гипотеза: дидактическая игра – один из способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии
с намеченной целью были
1. Изучить и
проанализировать
2. Выявить особенности развития грамматического строя речи и способы формирования грамматического строя речи у дошкольников.
3. Провести практическое исследование влияния дидактической игры на процесс развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.
5.Разработать методические рекомендации для практических работников, по применению дидактических игр в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основными методами исследования данной проблемы явились:
Структура
данной работы включает введение, две
главы, заключение, список литературы.
1Теоретическое исследование проблемы влияния дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Рассмотрим понятие грамматического строя речи. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития, в тесной взаимосвязи индивидуальных форм обучения возможно обеспечить гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка. Это является одним из главных направлений развития речи[1].
М.М Алексеева., В.И Яшина., Н.И Лепская., А.Г Арушанова., М.Ф. Фомичева рассматривали проблемы развития грамматического строя языка детей с нормой речевого развития.
Основным источником развития грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно [2].