Роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:25, реферат

Краткое описание

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, в том числе и системы дошкольного образования. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..5
1. Теоретическое исследование по проблеме влияния дидактических
игр на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………9
1.1Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….9
1.2 Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….17
1.3 Влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….26

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ДАШИ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

                             Федеральное агенство по образованию

    Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  

                       Новгородский государственный университет  имени Ярослава Мудрого

                                                         Многопрофильный колледж

                                                          Педагогический колледж                                                                                
 
 
 
 
 
 
 

                                        Роль дидактической игры

             в формировании грамматического строя  речи у                                         

                                   детей дошкольного  возраста

                                 с общим недоразвитием речи

                                  
 
 
 

                                               Выпускная квалификационная работа

                                  по специальности 050704 Дошкольное образование

                                                 с дополнительной подготовкой

                                     Воспитатель дошкольных учреждений  для детей

                                  с недостатками умственного и  (или) речевого развития 
 
 
 
 

                                                                                 
 

                                                                                                Руководитель:

                                                                                                  _____ В. Н. Кузьмина

                                                                                                  ______  _______     2009

                                                                                                  Студентка группы 55741

                                                                                                  _____ Д. А. Варламова

                                                                                                  ______ _______ 2009 
 
 

                                              Содержание

Введение………………………………………………………………..5

1. Теоретическое  исследование по проблеме влияния  дидактических 

игр на формирование грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи………………………………9

1.1Особенности  формирования грамматического строя  речи у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи……………….9

1.2 Способы  формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….17

1.3 Влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….26

2. Практическое  исследование по проблеме влияния  дидактических 

игр на формирование грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………

2.1Начальное  исследование уровня развития  грамматического строя речи с  детей с общим недоразвитием  речи…………………………………….

2.2 Система работы  по формированию грамматического  строя речи у детей с общим  недоразвитием речи с использованием дидактических игр……

2.3 Обобщение результатов исследования………………………………

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………    
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

        В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, в том числе и системы дошкольного образования. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

        Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. А как показывает практика, многие дети поступают в школу с недостатками звукопроизношения, имеют бедный словарь, недоразвитую связную речь, аграмматизмы, т. е. имеют общее недоразвитие речи. Процесс обучения в школе у таких детей будет особенно проблематичным.

     Развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений-задача и родителей, и воспитателей, и логопедов.

      Данная работа посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка - развитию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П.Серебренникова, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического    строя    речи    у    детей.

        Своевременное      формирование      грамматического      строя    языка ребенка   -  важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и    речь    как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого   общения,   планировании и организации его поведения,    формировании    социальных связей.  Все это - важнейшее средство   опосредствованных   психических     процессов:   памяти, восприятия, эмоций.

        Овладение   грамматическим     строем   оказывает огромное    влияние на    общее развитие   ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

         М. И. Попова отмечает,   что   для   освоения   грамматики   важна самостоятельная деятельность   ребенка    со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации.

     А.  Г. Арушанова  указывает на  снижение  интенсивности словотворчества к шести годам, она   утверждает,   что   необходимы эффективные средства развития   словообразовательных   умений детей. Одним из них является дидактическая     игра [1].

     В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке -игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игровую деятельность, игровые приемы - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

        В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П, Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми, однако роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыта авторами недостаточно, это и определило тему нашего исследования.

      Тема нашей работы остается актуальной, несмотря на то, что о формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно.

      Проблемой развития речи, причинами и формами ее нарушения, а также способами коррекции занимались и занимаются многие известные ученые такие как, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина и другие. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Ведь к общему недоразвитию речи относят детей с тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие которых легко устранимо. Предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Объектом нашего исследования выступает процесс формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  Предметом исследования -  дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель  исследования - выявить влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исходя из этого  наша гипотеза: дидактическая игра – один из способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 В соответствии  с намеченной целью были выделены  следующие задачи исследования:

1. Изучить и  проанализировать теоретические  основы по теме и проблеме исследования и раскрыть проблему.

2. Выявить особенности развития грамматического строя речи и способы формирования грамматического строя речи у дошкольников.

3. Провести практическое исследование влияния дидактической игры на процесс развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4.Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.

5.Разработать методические рекомендации для практических работников, по применению дидактических игр в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основными методами исследования данной проблемы явились:

  • Подбор литературы по теме.
  • Метод анализа первоисточников по теме и проблеме исследования.
  • Метод сравнения и обобщения теоретических источников.
  • Изучение опыта работы педагогов, составление библиографии.
  • Тестирование.
  • Беседа.
  • Статистика.

 Структура  данной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы. 
 
 

1Теоретическое исследование проблемы  влияния дидактической игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

         1.1 Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

            Рассмотрим понятие грамматического строя речи. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития, в тесной взаимосвязи  индивидуальных форм обучения возможно обеспечить гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка. Это      является одним из главных направлений развития речи[1].

       М.М Алексеева., В.И Яшина., Н.И Лепская., А.Г Арушанова.,    М.Ф. Фомичева рассматривали проблемы развития грамматического строя языка детей  с нормой речевого развития.

     Основным  источником развития грамматической стороны  речи детей является повседневное общение  ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с  ними. В младшем  дошкольном возрасте, это  ситуативно-деловое  общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно [2].   

Информация о работе Роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи