Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование особенностей развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
рассмотреть взаимосвязь роли обучения и развития;
выделить основные положения теории развивающего обучения;
изучить развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.
Введение...............................................................................................................................3
1 Проблема соотношения обучения и развития...............................................................5
1.1 К вопросу о взаимосвязи роли обучения и развития.................................................5
1.2 Идеи развивающего обучения Эльконина-Давыдова..............................................10
1.3 Основополагающие направления развивающего обучения Занкова......................15
2 Дидактическая характеристика системы Л.В. Занкова...............................................17
2.1 Принципы дидактической системы...........................................................................22
2.2 Содержание и методика обучения.............................................................................30
2.3 Критерии результатов обучения................................................................................34
Заключение.........................................................................................................................38
Глоссарий...........................................................................................................................40
Список использованных источников...............................................................................42
Приложения........................................................................................................................43
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Курганский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | педагогическая психология |
Тема | Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова |
Фамилия студента | Федорова |
Имя студента | Тамара |
Отчество студента | Андреевна |
№ контракта | 19000070801169 |
Файл титульного листа |
|
Введение......................
1 Проблема соотношения обучения и развития......................
1.1 К вопросу о взаимосвязи роли обучения и развития......................
1.2 Идеи развивающего обучения Эльконина-Давыдова............
1.3 Основополагающие направления развивающего обучения Занкова......................
2 Дидактическая характеристика системы Л.В. Занкова.......................
2.1 Принципы дидактической системы.......................
2.2 Содержание и методика обучения......................
2.3 Критерии результатов обучения......................
Заключение....................
Глоссарий.....................
Список использованных источников....................
Приложения....................
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности, и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем образования. При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) саморазвитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке;
б) развитие особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Говоря об основной цели любой системы образования — развитии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть одно из основных положений современной психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой, и средством психического и в целом личностного развития человека.
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.X. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и других.
Вместе с тем вопрос о характере соотношения и роли обучения и развития в социокультурном становлении личности остается весьма дискуссионным в теории и практике образования. С особой остротой он обсуждался в начале XX столетия, получив в науке ироничную трактовку как проблема «лошади и телеги». В общем виде речь шла о том, что должно идти в авангарде и вести за собой — обучение или развитие. И выдвигались разные точки зрения по поводу решения этого вопроса.
Объектом нашего исследования является рассмотрение проблемы соотношения обучения и развития. Предметом – развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.
Целью нашей работы является исследование особенностей развивающего обучения по системе Л.В. Занкова. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
рассмотреть взаимосвязь роли обучения и развития;
выделить основные положения теории развивающего обучения;
изучить развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.
Гипотеза: мы предполагаем, что анализ данной проблемы будет способствовать более глубокому пониманию целей развивающего обучения, структуры и организации обучения по системе Л.В. Занкова.
Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили психологические основы целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка.[1]
1.1 К вопросу о взаимосвязи роли обучения и развития
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований многих областей психологической и педагогической наук. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С. Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения".
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я. А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.
На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.
Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.
Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.
Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности.
Четвертая причина связана:
- с признанием приоритета принципа развивающего образования;
- развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза;
- осмыслением факторов, обусловливающих личностный рост и личностные изменения;
- созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
К началу 30-х гг. ХХ в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития. Они и были описаны Л.С. Выготским.
Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь.
Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием.
Таким образом, первая теория имеет своим основным положением идею о независимости детского развития от процессов обучения. По этой теории, "развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу".
Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. Естественно, что эта точка зрения не признает самой идеи развивающего обучения. Этой точки зрения придерживались А. Гезелл, 3. Фрейд и др.
Некоторая часть современных отечественных и зарубежных детских психологов и педагогов придерживаются позиций данной теории, которые так ярко и однозначно описал Л.С. Выготский. Многие полагают, что за такими позициями стоит сама педагогическая жизнь, многолетняя устоявшаяся практика образования, ведь этой психологический теории соответствует знаменитый дидактический принцип - принцип доступности (согласно ему, как известно, ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он "может понять", для чего у него уже созрели определенные познавательные способности). Первая теория, естественно, не признает развивающего обучения, - это теоретическое обоснование практики образования в принципе исключает какие-либо возможности проявления такого обучения.
Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы.
Согласно второй точке зрения, обучение и развитие - тождественны (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.
Таким образом, вторая теория, согласно Л.С. Выготскому, придерживается той точки зрения, что обучение и есть развитие, что первое полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек). Сторонником этой теории являлся, например, такой крупный американский психолог, как В. Джемс.
Информация о работе Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова