Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование особенностей развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
рассмотреть взаимосвязь роли обучения и развития;
выделить основные положения теории развивающего обучения;
изучить развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

Оглавление

Введение...............................................................................................................................3
1 Проблема соотношения обучения и развития...............................................................5
1.1 К вопросу о взаимосвязи роли обучения и развития.................................................5
1.2 Идеи развивающего обучения Эльконина-Давыдова..............................................10
1.3 Основополагающие направления развивающего обучения Занкова......................15
2 Дидактическая характеристика системы Л.В. Занкова...............................................17
2.1 Принципы дидактической системы...........................................................................22
2.2 Содержание и методика обучения.............................................................................30
2.3 Критерии результатов обучения................................................................................34
Заключение.........................................................................................................................38
Глоссарий...........................................................................................................................40
Список использованных источников...............................................................................42
Приложения........................................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Федорова Т.А. курсовая работа.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Строение процесса познания напоминает сетку. При этом нет повторения в целях запоминания, а происходит всё большее усложнение соотношений элементов углубление познания. Процессуальный характер- это, когда каждый новый материал поднимает и активизирует все связи, поднимаются все слои, которые были раньше.

Следующее свойство - направленность методики на разрешение коллизий, т.е. встречающихся в ходе изучения материала столкновений знаний, их противоречивости. Самостоятельное, конечно, при направляющей роли учителя, разрешение детьми коллизий служит возбуждению интенсивной учебной деятельности, а, следовательно, и развитию мышления.

Методике присуще свойство вариантности. Оно предполагает возможность изменения стиля работы учителя в зависимости от конкретных условий (возможностей) класса. Это может касаться логики изложения материала (развертывание материала и от общего к частному, и от частного к общему), темпа продвижения в освоении программы. Границы изменений определяются вышеназванными дидактическими принципами.

Свойство вариантности проявляется и в отношении к учащимся. Задания и вопросы учителя, как на уроке, так и в домашнем задании формулируются так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствуют формулированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу. Такое свойство системы как вариативность даёт огромный простор для творчества каждому педагогу, даёт возможность сделать урок интересным и захватывающим.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2.3 Критерии результатов обучения

 

Дети, обучаемые по системе Л.В. Занкова, характеризуются большим диапазоном индивидуальных различий. Однако для них характерно и нечто общее: они эффективно продвигаются в психическом развитии. Их развитие оказывается намного глубже, чем развитие учащихся, обучающихся по традиционной системе. Это можно видеть на следующем примере.

В классе читают и разбирают басню «Лебедь, рак и щука». Как принято, учитель подводит учеников к осознанию морали басни - плохо быть недружными в деле, действовать несогласованно. Но один из учеников хочет дополнить сказанное. Он согласен с выводом, но хочет добавить: «Я думаю, все-таки они могли бы подружиться, ведь они же все водяные» (из наблюдений М.И. Красновой). Какой тонкий нюанс подмечает маленький школьник! Он на своем детском языке конкретным примером выражает общую идею о том, что всегда есть основа для согласия, ее надо искать и найти.

Особенно сильные отличия отмечаются в развитии эмоционально-волевых качеств учащихся.

Наблюдает ли ученик что-то или решает мыслительную задачу, общается ли с другими или выполняет поделку, во всем можно видеть убежденность в правильности предпринимаемых шагов или суждений (это проявляется, например, в рассуждениях вслух при решении той или иной задачи): умение выдвигать предположения, отказываться от них, выбирать новое предположение, неподверженность внешним «провокационным» воздействиям (например, сомнениям со стороны учителя или экспериментатора при решении ребенком какой-либо задачи); способность к длительному внутреннему побуждению к деятельности (например, к длительному рассмотрению объекта наблюдения), что свидетельствует об участии волевых процессов; умение дать словесный отчет о сделанном.

Вместе с тем дети очень чувствительны и могут проявить негативное отношение к формальным требованиям, к формальным запретам, призывам, не вытекающим из реальной ситуации, когда им неясен мотив требуемого от них поведения. Иными словами, дети критичны. С этим связаны нередко возникающие трудности при переходе в средние классы. Нередко возникают ситуации, когда сталкиваются два разных понимания стиля взаимоотношений между учителем и учениками: ученики исходят из привычного для них представления о доверительных, неформально-человеческих отношениях на уроке, учителя, наоборот, - из требований формально-дисциплинарных (вот высказывания учеников, отражающие подобные ситуации: «Я поднимаю руку, хочу дополнить, а учительница говорит: “Ты что руку тянешь, я объясняю, а не спрашиваю”», «Я придумал свой вариант решения, а учительница не обратила внимания» и т.д.).

У школьников, пусть в самых зачаточных формах, возникает такое ценное качество, как способность к рефлексии, причем выражающейся не только в анализе и осознании своей учебной деятельности, своих способов овладения понятиями, что, конечно, важно, но и в способности заглянуть в глубь самого себя, в способности к самопознанию. Это отчетливо проявляется, например, в сочинениях о себе - насколько тоньше, многостороннее эти младшие школьники могут охарактеризовать себя.

С зачатками рефлексии связана способность к самоконтролю, к саморегуляции своих действий, поступков, поведения, причем не только в учебных, но и в житейских ситуациях. Например, рассказывает учительница: «Недавно на уроке решали трудную задачу. После совместного анализа все начали решать в тетрадях. Вдруг один ученик встает и говорит, что он все-таки что-то не понял. И класс неожиданно как будто сорвался – перебивая друг друга, дети начали объяснять задачу. Тогда встает одна из учениц и громко заявляет: “Ребята, вы что? Неужели вы думаете, что Саша что-нибудь поймет при таком крике?” Все замолкли, а один из мальчиков говорит оторопело: “правда, что это мы?!” рассмеялись, расселись по местам, кто-то один стал объяснять. Инцидент был разрешен без моего участия».

Сами дети, сам коллектив класса регулирует свое поведение.

Следующая особенность школьников - тяготение к умственной, интеллектуальной деятельности, и, прежде всего к деятельности, связанной с самостоятельным добыванием знаний. Она вызывает у детей яркие интеллектуальные чувства. С этим связана увлеченность детей учением (так трудно достигаемая в обычных условиях обучения).

Особо надо выделить такую важную ориентацию школьников, как отношение к себе как к ценности. Не в эгоистическом смысле, а в высоком человеческом смысле, когда любовь к себе, отношение к себе как к ценности выступает и как основа чувства собственного достоинства, и как основа понимания другого как ценности, основа дружелюбия, жизнелюбия. Не может человек воспринимать другого как ценность, если он себя таковым не осознает. Через себя человек познает боль и радость другого человека, через понимание себя понимает другого. Недаром библейская истина гласит: возлюби ближнего своего как самого себя. Как жаль, что об этом почти не говорится в современной нашей педагогике.

Основа воспитания такого отношения к себе - в недрах системы обучения. Даже первоначальные наблюдения за детьми в занковских классах убеждают, что в классе каждый - персона, личность, уважающая себя, но и уважаемая другими, уважающая других. Это видно из общения детей на уроке: как внимательно и уважительно слушают каждого! В то же время каждый сам сознает себя личностью, утверждает себя перед коллективом класса. «Как интересно Сережа рассказал, - можно услышать на уроке. - Но я его хочу дополнить». Нередко ученики обращаются к товарищу и напрямую: «Ты, Петя, высказал интересную мысль, но я хочу сказать, что я думаю по-другому». Тут и уважение, и интерес к другому, к его мнению, тут и самоутверждение. Таким образом, создаются условия, когда каждый удовлетворяет свою потребность быть представленным в сознании других. Как показывают психологи (А.В. Петровский и другие), - это важнейшая потребность человека, ее удовлетворение и создает почву для осознания себя как ценности, что является основой понимания и другого как ценности, основой возникновения дружелюбия, жизнелюбия. Важно подчеркнуть и следующую черту. У детей появляется не только чувство уважения к отдельному человеку, но и чувство содружества с одноклассниками. Это проявляется в их огромном стремлении к общению, в желании быть вместе, вместе проводить праздники, участвовать в совместных делах. И не только в желании, но и в умении совместно проводить досуг.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При проведении эксперимента Л.В. Занков широко использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений.

На основе проведенных под руководством Л.В. Занкова исследований были получены следующие результаты:

- доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;

- выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а, преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;

- введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения;

- раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников;

- показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.

Важнейшим результатом этой работы явилось описание дидактических особенностей системы обучения, эффективной для общего развития школьников, и создание практических руководств для школы: программ, учебников, методических пособий.

Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения.

Однако, несмотря на ее продуктивность, до настоящего времени она остается недостаточно востребованной в школьной практике. В 60-70-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х — начале 90-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л.В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.

Заменить Л.В. Занкова нельзя, в опоре на его теоретико-практические исследования можно совершенствовать обучение в школе.

Как утверждают Л.А. Бондаренко и Н.А. Миронова, система Л.В. Занкова интересна учителю и ученикам. Однако работать по ней учителю надо начинать лишь после основательного ее изучения, когда ему становится видны все ее преимущества. Затем необходимо поставить цель: обучая, не навреди. И это - главное.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Задача обучения

овладение знаниями, навыками, и воспитание и общее развитие школьников.

2

Звук

базовое фонетическое понятие.

3

Личностное развитие

 

движение продолжающееся до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству

4

Объект исследования

рассмотрение проблемы соотношения обучения и развития

5

Овладение научным термином

важное условие правильного обобщения и, следовательно, формирования понятий

6

Окружающая действительность

 

природа, материальная культура, социальное окружение.

7

Развитие – в сотрудничестве

это важнейшая идея, пронизывающая методы и формы учебной деятельности школьников

8

Саморазвитие

сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке

9

Соотношение внешних условий и внутренних факторов развития

один из четырех аспектов характеристики системы Л.В. Занкова, которому придается значение принципа, состоящего в отказе сообщать детям в готовом виде то, к чему они могут прийти путем собственных внутренних усилий.

10

Структура урока

опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом.

11

Цель работы

исследование особенностей развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.



Список использованных источников

1

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. [Текст] / Учебник для студентов средних учебных заведений. Гриф МО РФ / Н. Ф. Талызина, издательство: Академия (Academia) , ISBN: 978-5-7695-7747-5, год: 2011

2

Давыдова, И.С. Педагогическая психология [Текст] / Учебное пособие / И.С. Давыдова, издательство: Риор, ISBN: 5-9557-0407-8, год: 2011

3

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Тескт] / Л.С. Выготский, издательство: АСТ, ISBN: 978-5-049975-5, год: 2010

4

Регуш, Л.А. Педагогическая психология [Текст] / Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / Л.А. Регуш, издательство: Питер, ISBN: 978-5-49807-5, год: 2010

5

Пак, Т.С. Педагогическая психология [Текст] / Т.С. Пак, издательство: Человек, ISBN: 978-5903508-86-0, год: 2010

6

Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Учебное пособие(изд:6) / Л.Д. Столяренко, издательство: Феникс, ISBN: 978-5-222-15576-9, год: 2009

7

Мананикова, Е.Н. Педагогическая психология [Текст] / Е.Н. Мананикова, издательство: Дашков и К, ISBN: 978-5-394-00262-5, год: 2009

8

Кузнецова, Т.В. Психология развития и педагогическая психология [Текст] / Т.В. Кузнецова, С.Г. Ивашко, издательство: БГУФК, ISBN: 978-985-6902-88-1, год: 2010

9

Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст] / Учебное пособие для студентов ВУЗов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / Т.В. Габай, издательство: Academia, ISBN: 978-5-7695-6174-0, год: 2010

10

Фоминова, А.Н. Педагогическая психология [Текст] / Учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова, издательство: Юрайт, ISBN: 978-5-9765-1011-1, год: 2011

Информация о работе Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова