Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 19:42, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект проблемы обучения детей пятого года жизни связным высказываниям типа описания.
2. Выявить особенности описательной речи у детей 5 года жизни.
3. Определить в опытной работе и обосновать педагогические условия.
Объект исследования: связные высказывания типа описания у детей 5 года жизни.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ……………….……………………………………..6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы методики обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям……………….. .6
1.2. Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи ……………………………………………………............................................... 10
1.3. Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания ....................................................................................16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………25
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследований……. …..25
2.2 Методика проведения исследований………………………………..........29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ……….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
В дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются все стороны речи, совершенствуется не только монологическая речь, но и элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса, интонационная выразительность и др.
А.В. Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, связывает усложнение речи ребенка пятого года жизни с появлением рассуждающего, логического мышления и расширением сферы общения.
Жулина Е.В. исследовала возрастные особенности понимания и употребления слов 5-летними детьми. На основании полученного материала она выделила следующие параметры развития их речи:
-дети объединяют группы предметов по общим признакам, свободно владеют словами, обозначающими предметы, используемые в деятельности;
не обнаруживают значительных расхождений между пониманием слов и их употреблением;
-наблюдаются существенные сдвиги в развитии понимания и употребления слов в процессе обучения; под влиянием обучения усвоение слов ребенком происходит на основе словесно-отвлеченного способа мышления, определение содержания слов дается по представлению; анализ предметов становится более тонким и глубоким;
-если раньше ребенок на первое место ставил функциональный признак, то теперь предмет рассматривается всесторонне; выделяются ,прежде всего характерные признаки предмета, а затем его назначение; выделение и название признаков предмета происходят в процессе сравнения;
на более высокую ступень поднимается и процесс обобщения: дети могут составлять группы предметов по общим существенным признакам, даже если эти признаки носят отвлеченный характер и не проявляются в каждом конкретном предмете;
-наблюдаются первые попытки приоритета понятий;
-усваивается не только способ, но и принцип обозначения групп предметов и даются наименования групп предметов на основе выделения общего существенного признака;
-при отсутствии соответствующего слова дается свое наименование группам предметов с учетом того общего признака, на основе которого предметы могли бы быть объединены одним словом.
Главное направление развития речи детей дошкольного возраста - это освоение связной монологической речи. Так, Д.Б. Эльконин пишет, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется форма речи-сообщения в виде монолога.
Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, действия, которые с ними производятся. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки. Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).
Г.М. Лямина, анализируя использование языковых средств в высказываниях детей детского сада, подчеркивает роль всех сторон речи в становлении связной монологической речи. Она отмечает, что морфологический строй речи детей значительно усложняется. В их высказываниях появляются разнообразные части речи и слова, которые выражают состояние и переживание.
В дошкольном возрасте увеличивается речевая активность ребенка, начинается возраст "почемучек".
Заметные изменения в освоении способов словообразования выражаются в том, что ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта). Осваивается особый вид словообразования - называние (номинация) предметов, при котором в структуре слова отражаются связи данного предмета с его функцией или с другими предметами. Например: выключатель - наименование приспособления для выключения электричества (обозначена связь предмета и его функции); сахарница - посуда для сахара (также связь предмета и его функции); учительница - наименование профессии человека по его функции и т.д. Это проявляется в активном экспериментировании со словом.
Дошкольный возраст знаменуется становлением произвольности речи, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, "грамматические переборы").
Ребенок смело выходит за границы известного, хорошо освоенного, и это проявляется в большом количестве разнообразных ненормативных образований, инноваций. Процесс носит взрывной характер. На глазах меняется поведение ребенка. Он начинает играть словами, получая от этого удовольствие. Подмечая разнообразные формы, радуется, хитро улыбается, скандирует слова, растягивает их произношение. От обращенности к игрушке, предмету он переключается на слово, его звучание и значение.
Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используют в своей речи вводные конструкции.
В.И. Ядэшко отмечает возрастание количества сложных предложений в речи детей дошкольного возраста, и этот факт она связывает с увеличением случаев неправильного согласования слов в предложениях, в то время как грамматическое оформление союзной связи между отдельными предложениями значительно улучшается.
Усложнение структуры предложений связано, по мнению В.И. Ядэшко, с расширением словарного запаса, пониманием значения слова, а следовательно, с развитием мышления. Вместе с тем, отмечает автор, в высказываниях детей встречаются грамматические ошибки, которые затрудняют изложение, не всегда соблюдается в высказываниях необходимая временная последовательность.
На недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа) указывают ряд исследователей. Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфологические средства языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и существительных), словообразование существительных, обозначающих детенышей животных, с помощью суффиксов, которые придают слову эмоциональные оттенки (лисенок, лисеночек); некоторые способы образования глаголов. Однако часто в предложении отсутствуют слова, содержащие основной смысл, имена существительные заменяются местоимениями. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и спряжений).
Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова вызывает у многих детей затруднение.
Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связывать предложения и отдельные части высказывания.
В ходе обучения навыкам описательной речи дошкольники осваивают умение строить описательные высказывания, учатся описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных, формируют элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Таким образом, в ходе обучения речь детей становится связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
1.3. Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания
Анализ педагогической литературы по вопросам обучения детей описательной речи показывает, что данная проблема давно интересует исследователей. Несмотря на различия в подходах обучению и методическом решении, все исследователи единодушно подчеркивают роль организации специальных занятий в становлении и развитии описательной речи детей дошкольного возраста.
Большинство работ посвящено вопросам использования различных методов, приемов, организационных форм обучения описательной речи.
Составление рассказа по восприятию как метод обучения описательной речи относятся к категории описательных, и используется в большинстве трудов исследователей.
Предложенный вниманию детей предмет (игрушка и картина.), его наглядно воспринимаемые (зрением, осязанием, слухом) качества обусловливают содержание будущего рассказа.
Системы работы по обучению описательному рассказу созданы В.Гербовой, Е.И. Тихеевой, A.M. Леушиной, A.M. Дементьевой (Бородич), Н.А.Орлановой, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой, Т.И.Гризик, А.А. Зрожевской.
А.М. Дементьева раскрывает задачи, программу, виды занятий по рассказыванию, методику их проведения и перечисляет виды рассказов, которыми должны овладеть дети: рассказ по наблюдению (описание наблюдаемого явления), по памяти (описание ранее видимого), пересказ, рассказ о нарисованном и на тему, предложенную воспитателем. По форме автор делит рассказы на описательные и сюжетные, по содержанию - на "фактические" и "творческие", придуманные детьми.
В.В.Гербовой разработана система использования описательных рассказов по картине.
Для рассматривания и рассказывания ею рекомендованы картины из серий "Наша Таня" О.И. Соловьевой, "Мы играем" Е.Г. Батуриной, а также некоторые картины из серии "Домашние животные" С. Веретенниковой.
Она говорит и о ведущих приёмах с детьми. Образец рассказа воспитателя - ведущий, по мнению автора, прием обучения рассказыванию по картине. Рассказ воспитателя может состоять из 7-10 предложений (в конце года - из 10-13). Он должен отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным.
Описательный рассказ воспитателя, которым заканчивается рассматривание объекта - это не бессистемное перечисление качеств, замеченных ранее детьми или подсказанных педагогом. Это рассказ об индивидуальности объекта: утенок смешной, так как у него голова больше туловища; цыпленок очень маленький, наверное, только что вылупился из яйца; потому и падает, что стоять, еще не научился. Подобная характеристика, включающая понятные ребенку причинно-следственные отношения, охотно принимается детьми, радует их, но затруднительна при самостоятельном описании предмета. Если же подобные компоненты характеристики игрушки опускать, педагогическая ценность рассматривания предмета снижается.
Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко. В начале обучения их рассказы состоят из 5-8 фраз и отличаются последовательностью изложения. Далее это умение становится еще более совершенным. На занятии удается заслушать уже 4-6 рассказов. Теперь, анализируя ответы, педагог должен отмечать то свое, что привнес ребенок в рассказ. Дети начинают задумываться над тем, как лучше начать рассказ, предлагают до 3-5 вариантов и сами выбирают тот, который им больше нравится.
По мнению авторов раскрываемых систему развития связной речи: О.С.Ушаковой, А.И.Максакова, Е.М.Струниной, Т.М.Юртайкиной, формирование описательной речи, т. е. умения детей сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их, осуществляется по следующей общей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) оценка предмета или отношение говорящего к нему. Такой подход воспитывает у ребенка умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечная оценка, отношение к предмету).
В ходе рассказывания об игрушках дети с помощью вопросов воспитателя сначала учатся описывать игрушку, называя наиболее характерные ее признаки; затем дают им задания на описание предметов (в форме дидактической игры "Петрушка, угадай мою игрушку"); в дальнейшем у дошкольников формируют умение описывать и сравнивать кукол, называя их характерные признаки. На этой основе дети начинают составлять описания внешности друг друга, одежды.
Во всех видах занятий, где от ребенка требуется составить собственный рассказ, можно использовать наглядный план, который готовится воспитателем.
На плане изображают последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода) рассказа, к каждому из которых могут быть нарисованы или нанесены условно (схематически) главные персонажи, объекты (человек, животное, дерево и т. п.). Такой материал помогает ребенку соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно, рассказывать в дальнейшем.
Авторы подчеркивают значимость сочетания заданий, направленных на развитие связной речи с запоминанием лексико-грамматических схем. Тематически эти виды работы могут перекликаться и служить естественным продолжением друг друга.
Обучение детей рассказыванию об игрушке опирается на словарную работу. На последующих занятиях задания усложняют. Дети подбирают определения к существительным с предметным значением, выполняют упражнения, направленные на активизацию глаголов.
Специальное обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок, по данным исследования О.С.Ушаковой, позволяет детям средней группы устанавливать логические связи в развитии сюжетной линии между частями высказывания, составляемого, как минимум, по трем картинкам.
Обучение предполагает, что специально отобранные картинки по содержанию соотносятся с играми и упражнениями (например, первая картинка - девочка идет в лес, на второй - она встречает ежа, ежиху и ежат, на третьей картинке изображена помощь зверят девочке - они собирают ей грибы, а на последней - она прощается с ними).
Информация о работе Развития описательной речи у детей 5-летнего возраста