Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 19:42, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект проблемы обучения детей пятого года жизни связным высказываниям типа описания.
2. Выявить особенности описательной речи у детей 5 года жизни.
3. Определить в опытной работе и обосновать педагогические условия.
Объект исследования: связные высказывания типа описания у детей 5 года жизни.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ……………….……………………………………..6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы методики обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям……………….. .6
1.2. Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи ……………………………………………………............................................... 10
1.3. Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания ....................................................................................16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………25
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследований……. …..25
2.2 Методика проведения исследований………………………………..........29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ……….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у дошкольников при формировании у них описательной стороны речи, а также определить направления, требующие наибольшего внимания педагога при работе над речью детей. Здесь было важно зафиксировать не только общий уровень группы, но и проблему каждого ребенка, так как одним из принципов обучения правильной речи - индивидуальный подход.
На данном этапе исследования проводилось диагностическое игровое занятие "Моя любимая игрушка".
Это занятие проводилось с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно описывать);
- умение выделять и называть признаки игрушки;
- умение использовать прилагательные в описательном тексте.
Формирующим этапом эксперимента являлась разработка педагогических условий формирования у детей 5 года жизни навыков описательной речи и опыта организации деятельности и общения с учетом их характеристик.
На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Разработать содержание программы "Описательная речь ребенка", отражающее важное значение этого навыка для развития речи в целом.
2. Отобрать
или творчески переработать
3. Создать
пространственно - предметную среду
как одно из условий
Формирующий этап включает в себя пять компонентов, которые направлены на решение проблемы поэтапного обучения описательной речи:
1. Составление описания по образцу и лексико-грамматической схеме (приём словесных речевых действий).
2. Описание при помощи приёма совместных речевых действий (дробный образец).
3.Описание предмета по образцу и его повтор.
4. Рассказ-описание по аналогии.
5. Составление самостоятельного рассказа.
2.2 Методика проведения исследований
Были использованы следующие эмпирические методы исследования: описание, наблюдение и др.
Методика исследования – это совокупность способов и приемов познания, как бы модель научного поиска, причем развернутого во времени.
Следует подчеркнуть, что хорошо продуманная методика целенаправленно организует исследование, обеспечивает качественное получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делают научные выводы.
Методики должны отвечать главным критериям:
1)валидность – означает пригодность методики для измерения именно того качества, на которое она направлена;
2)надежность
методики означает точность
3)научность
методики означает ее связь
с фундаментальными
Основными методами исследований при написании данной курсовой работы являются: анализ научной литературы, описательный метод.
Изучение и анализ литературы дает возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не исследованы.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:
1)составление
библиографии – составление
2)реферирование – сжатое изложение основного содержания работы;
3)конспектирование
- ведение более детальных
Основными компонентами описательного метода являются:
1)наблюдение;
2)обобщение;
3)интерпретация;
4)классификация.
Суть наблюдения сводиться к умению выделять из множества свойств исследуемого объекта наиболее существенные и важные, с помощью которых можно, с одной стороны, охарактеризовать предмет, а с другой, отличить его от остальных предметов. В умении наблюдать и отличать типичные свойства предмета проявляются способности, опыт и мастерство исследователя.
Обобщение фактов и вскрытие в повторяющихся явлениях определенных закономерностей, правил – главная особенность описательного метода. Иллюстрацией этой особенности могут служить многочисленные сформулированные и представленные в соответствующей научной и учебной литературе правила, определения, касающиеся конкретных явлений.
Интерпретация результатов составляет неотъемлемую часть научного описания любого фактического материала. Во всякой работе важно не только зарегистрировать факт, но и объяснить его, определить его место в системе других фактов. При обсуждении и изложении сложных дискуссионных вопросов вполне возможны разные интерпретации одного и того же факта, что зависит часто от различных теоретических концепций специалистов, их знаний, личного опыта.
Классификация материала может служить как исходным этапом описания материала, так и его конечным результатом. В первом случае классификация базируется или на очевидных основаниях, по которым распределяются исследуемые факты, или на устоявшихся в науке традициях. Во втором случае исследователь выдвигает. Как правило, новые принципы классификации, в результате чего общепринятый или широко распространенный способ классификации материала существенно трансформируется, дополняется или изменяется.
А также системный подход и общенаучные методы познания: сравнения, анализа и др.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
Проведя исследование в ГУО «Ясли–сад №12 «Березка» г. Жодино» были получены следующие результаты.
Первый этап: констатирующий.
Чтобы получить наиболее полные сведения по этому направлению, занятие строилось следующим образом:
1.Детям предлагалось выбрать свои любимые игрушки для описания. Затем предлагалось их как следует рассмотреть. Назвать свою игрушку.
По результатам наблюдения следует отметить, что дети с большим интересом работают на таком занятии. Они с удовольствием демонстрируют свои игрушки и называют их имена. Для нашего исследования это было важно, так как на этом уровне происходит формирование эмоционального отношения к предмету, что в конечном итоге влияет на его описание ребенком и, следовательно, на его речь.
2. Детям
предлагается немного
Вопросы были такие:
- Это что?
Ответы детей: "машина, мишка, кукла Вика, киска Васька, моя игрушка кукла" и т.д.
- Твоя игрушка тебе нравиться? Ты ее любишь?
Ответы детей: "люблю, нравиться, сильно люблю, я с ней гуляю, хожу в садик с ним".
- А что тебе больше всего в ней нравиться?
Ответы детей: "она красивая, у нее глаза, он мягкий, машина ездит, я с ним играть могу, я с ним дружу".
- А какого он(она цвета)? (какого цвета у куклы платье, волосы и т.д.)
Ответы детей: "желтый с белым, серенький, кузов красный, колеса черные, платье синее, волосы желтые".
В результате наблюдения над ответами детей становиться ясно, что дети любят свои игрушки и эмоционально к ним относятся. Умеют отмечать самые яркие, значимые, по их мнению, детали внешности, одежды. Могут определить свои действия по отношению к игрушке. Но связного рассказа пока нет, дети только отдельными фразами называют игрушку.
3.После того, как каждый ребенок "показал" свой предмет описания, я предложила им образец для рассказа, который ребенок должен повторить для своей игрушки.
Образец рассказа:
"Это игрушечная машина - самосвал. У нее кабина и кузов зеленого цвета. Впереди кабины есть фары они белые. Фары нужны для освещения дороги. Кузов с помощью рычага, который находится сбоку, поднимается и опускается. У машины четыре колеса два передних и два задних. Они крепятся на тонкой металлической трубочке оси. Колеса черные, а в середине белые. Вся машина железная. На этой машине легко возить разный груз (песок, гальку, доски, кирпичи). Для нее можно построить гараж".
Дети должны следуя этому образцу описать свои игрушки с минимальной помощью воспитателя. Для иллюстрации приведу примеры описаний детей:
Зыков Иван: "Камаз. А у меня красная кабина и печка впереди черная. Кузов зеленый. Четыре колеса. Все остальное черное. Есть фары - они желтые с белым. А у меня пластмассовая, а дома у меня железная дорога. Я могу возить железные трубы".
Кудрявцев Артем: "У меня камаз. У меня есть кабина, кузов, колеса. Кабина красная, кузов желтый, колеса черненькие. У меня есть машина которая поднимает кузов и опускает. У меня два передних черных и два задних черных колеса на металлической трубочке. У меня пластмассовая. На моей машине можно возить песок, камни, гравий. А для моей тоже гараж с окном и дверью".
Для выявления уровня имеющихся у детей базовых навыков описательной речи нами был выделен ряд критериев, по которым производилась их оценка. На стадии констатирующего этапа экспериментального исследования нами были отмечены не слишком высокие показатели по всем критериям, которые должны били улучшиться в ходе формирующей стадии.
Характеристика описательной речи детей на констатирующем этапе отражена в таблице 2 (Приложении Б).
Речь детей оценивалась мной по следующим критериям:
- количество
выделенных у предмета
- структура
и последовательность описания
предмета - может ли ребенок назвать
предмет (и как он это делает) и последователь/
- связность речи - цепная или параллельная связь в описании, то есть описывает так как видит или одно вытекает из другого (признак обуславливает действие);
- количественный состав различных частей речи: прилагательных, существительных, глаголов - насколько часто и осознанно ребенок применяет их в своем описании;
- присутствуют ли в речи образные средства;
- сколько предложений употреблено и их типы: сложные простые;
- общая информативность высказывания - сколько слов было употреблено для составления рассказа (общее количество);
- плавность речи - количество пауз, то есть была ли речь интонационно правильно построенной.
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1. Среднее
количество выделенных у
2.Все дети называют предмет, но не все последовательно описывают, у четырех человек нарушения в логике описания;
3. У 8 человек из 10 параллельная связь в описании, у двух цепная;
4. Количественный состав различных частей речи:
- прилагательных в среднем 3-4;
- существительных - 14-15;
- глаголов - 5-6;
5. Выразительные средства использует в речи 1 человек;
6. В среднем употреблено 5 предложений, из них 4 простых и 1 сложное;
7. В среднем
общая информативность
8. Среднее количество пауз в речи - 4-5.
Данные критерии позволили нам вывить также и процентную статистику по этим критериям.
Общее количество описаний, озвученных детьми (10) было принято за 100%.
1. Последовательность соблюдают в описании 60 % детей, нарушения в логике у 40 %;
2. У 80% детей параллельная связь в речевом описании, у 20 % цепная;
3. Выразительные средства использует в речи 10 % детей.
Таким образом, данные умения сформированы на среднем уровне и не у всех детей.
Результаты исследования (диагностика уровня развития описательной речи на констатирующем этапе) показали, что группа способна называть предметы, выявлять у них значимые признаки и описывать их; в речи больше половины соблюдаются логика и последовательность, но у 40% детей они нарушены, почти все дети используют параллельную связь в высказывании, кроме 20 % (2-х человек), использующих цепную связь; в речи преобладают существительные, мало прилагательных, чуть больше глаголов; выразительные средства не используются практически вообще (1 человек); предложения по большей части простые; общая информативность в среднем - 30-32 слова; количество пауз довольно большое, речь некоторых детей отрывиста.
Наиболее эффективным условием для развития речевых умений у дошкольников является совместная работа с воспитателем: поддержка, корректировка речи, предоставление образца, аналоговый рассказ и т.д.
Информация о работе Развития описательной речи у детей 5-летнего возраста