Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 19:42, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект проблемы обучения детей пятого года жизни связным высказываниям типа описания.
2. Выявить особенности описательной речи у детей 5 года жизни.
3. Определить в опытной работе и обосновать педагогические условия.
Объект исследования: связные высказывания типа описания у детей 5 года жизни.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ……………….……………………………………..6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы методики обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям……………….. .6
1.2. Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи ……………………………………………………............................................... 10
1.3. Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания ....................................................................................16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………25
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследований……. …..25
2.2 Методика проведения исследований………………………………..........29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ……….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
С целью проверки этих предположений мною был проведён формирующий этап исследования.
Наиболее важным мне представляется умение детей на каждом этапе выделять характерные признаки предмета, умение описывать их, назвать. Поэтому я уделила особое внимание этому моменту при рассмотрении результатов исследования.
Для решения указанной мной проблемы в рамках этапов формирующего эксперимента была разработана программа занятий по теме "Описательная речь ребенка", в которой я указала содержание занятий, приемы работы и этап, на котором он проводиться (Приложение В). Совместить все этапы в рамках одного занятия мне не представлялось возможным, так как каждый этап экспериментальной работы требовал подготовки, разработки методических мероприятий, а также занимал много времени в ходе проведения. Поэтому каждый этап формирующего эксперимента реализовывался на отдельном занятии.
В начале занятия происходит рассматривание предмета. В этом эксперименте это была игрушка - котенок. Детям предоставлялся образец, оформленный воспитателем в виде рисунка-схемы. В центре рисунка изображение котенка, от него стрелками показаны направления, по которым будет производиться описание. Например, стрелка указывает на глаза (какого цвета), на шерсть (какая? цвет и структура шерсти) и т.д.
Уровень развития навыка описательной речи оценивался по следующим критериям:
-"высокий уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык сформирован на отличном или хорошем уровне);
-"средний уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык сформирован частично);
-"низкий уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык не сформирован).
Общее количество описательных рассказов детей было принято за 100% на каждом этапе формирующего эксперимента.
Результаты анализа уровня сформированности описательного навыка речи постепенно повышались на всех этапах формирующего эксперимента, конечный результат на последнем этапе получился высоким.
Таким образом, у большинства детей навык сформирован на высоком уровне. Низкого уровня после обучения нет ни у кого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ специальной литературы и практическая работа по формированию навыка описательной речи детей дошкольного возраста, проведенные мной в данной работе, позволили придти к следующим выводам:
1. Рассматривая,
возрастные аспекты овладения
детьми дошкольного возраста
навыками описательной речи
2. Проблема
описательной речи
3. Как
показали результаты
4. В результате
изучения методической
- непосредственное
восприятие игрушки, ее последовательное
рассматривание, развитие наблюдательности,
оказывающее влияние на
- использование
различных форм организации
- систематическая
работа по развитию всех
Эти условия учитывались при разработке программы опытно-экспериментальной работы.
5.Результат формирующего эксперимента говорит о высоком уровне сформированности описательного навыка у всех детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Ушакова
О.С. Взаимосвязь задач речевого
развития детей на занятиях //Хрестоматия
по теории и методике развития
речи детей дошкольного
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 2000,345.
3. Бородич А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М., 1999,337.
4.Баранова ЕЛ. Лингвистические основы методики развития монологической речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ. А.И. Герцена. / Е.Л. БарановаМ., 2005,609.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1999.254.
6.Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи. М.,1999,656.
11. Выготский Л. С. Мышление
и речь // Собр. соч. в 6 томах. Т. 2.
М.,1982,334.
12. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание . 2008.- №№1, 2, 3, 4. – 23c-32c-27c-31c.
13.Общая психология /Под.ред.: А.А. Бодалев,В.В. Столин. М., 1994.,446.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Данные о детях.
№ п/п |
Ф.И. Ребенка |
Возраст ребенка |
Педагогические замечания |
1 |
Зыков Иван |
4,2 |
Усидчивый, малообщительный, предпочитает самостоятельно играть с игрушками, малоактивный, в коллективе со всеми хорошо ладит |
2 |
Ермошкина Софья |
4,10 |
Активная, дружит сов семи, иногда задирается, всегда в центре внимания, неусидчивая |
3 |
Кудрявцев Артем |
4,2 |
Гиперактивный, не может долго на чем-то сосредоточиться, постоянно вертится, отвлекается |
4 |
Салахетдинов Рустам |
4,10 |
Малоактивный, усидчивый, малоподвижный, необщительный |
5 |
Прудникова Ульяна |
4,6 |
Активная, общительная, дружит со всеми, конфликтов ни детьми, ни с педагогами не было, старательная, самостоятельная |
6 |
Кульган Стас |
3,11 |
Внимательный, с интересом относиться ко всем обучающим занятиям, активный в познавательной деятельности, активный в игре, коммуникабельный |
7 |
Блажной Олег |
4 |
Малоактивный, усидчивый, малоподвижный, необщительный |
8 |
Евдокимова Мария |
3,11 |
Малоактивная, усидчивая малоподвижная, необщительная |
9 |
Завгородний Даниил |
4,7 |
Активный, дружит со всеми, иногда задирается, всегда в центре внимания, лидер группы |
10 |
Иванов Максим |
4,7 |
Неусидчивый, невнимательный, хорошая память, активен в учебных занятиях и игре |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2. Характеристика описательной речи на констатирующем этапе эксперимента (описание грузовика)
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Возраст |
Количество выделенных признаков |
Структура и последовательность описания |
1 |
Зыков Иван |
4.2 |
4 |
Называет объект, описывает непоследовательно |
2 |
Ермошкина Софья |
4.10 |
5 |
Называет объект, описывает непоследовательно |
3 |
Кудрявцев Артём |
4.2 |
2 |
Называет объект, описывает последовательно |
4 |
Салахетдинов Рустам |
4.10 |
3 |
Называет объект, описывает не последовательно |
5 |
Прудникова Ульяна |
4.6 |
7 |
Называет объект, описывает последовательно |
6 |
Кульган Стас |
3.11 |
2 |
Называет объект, описывает последовательно |
7 |
Блажнов Олег |
4 |
1 |
Называет объект, непоследовательное перечисление |
8 |
Евдокимова Мария |
3.11 |
2 |
Называет объект, описывает последовательно |
9 |
Завгородний Даниил |
4.7 |
1 |
Называет объект, описывает непоследовательно |
10 |
Иванов Максим |
4.7 |
1 |
Называет объект, описывает последовательно |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 3. Программа «Описательная речь ребенка».
№ п/п |
Этап формирующего эксперимента |
Содержание занятия |
Методы и приемы |
Ожидаемый результат |
1 |
Составление описания по образецу и лексико-грамматической схеме (приём словесных речевых действий) |
описание игрушки по образцу с помощью предоставленной воспитателем схемы |
Показ образца, составление схемы, дидактические игры |
Дети должны овладеть навыком составления схемы к рассказу, научиться выделять характерные признаки предмета, уметь составить описание предмета по образцу |
2 |
Описание при помощи приёма совместных речевых действий (дробный образец) |
Описание предмета строиться в ходе взаимодействия воспитателя и ребенка |
Дидактические игры |
Дети должны овладеть приемом совместных речевых действий, уметь его применять, продолжать совершенствовать умение выделять характерные признаки предмета |
3 |
Описание предмета по образцу и его повтор. |
Образец дается без схемы, готовым блоком, который ребенок должен воспроизвести |
Мнемотехнические приемы, дидактические игры |
Дети должны уметь воспроизвести образец описания |
4 |
Рассказ-описание по аналогии. |
Дан образец рассказа, ребенок должен на его основе составить свое описание про другую игрушку |
Показ образца, дидактические игры |
Дети должны уметь составлять рассказ про свою игрушку, основанный на структуре данного им образца |
5 |
Составление самостоятельного рассказа. |
Составление связного описательного рассказа с учетом всех предыдущих занятий |
Дидактические игры |
Дети должны уметь самостоятельно составить рассказ-описание |
Информация о работе Развития описательной речи у детей 5-летнего возраста