Развития описательной речи у детей 5-летнего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект проблемы обучения детей пятого года жизни связным высказываниям типа описания.
2. Выявить особенности описательной речи у детей 5 года жизни.
3. Определить в опытной работе и обосновать педагогические условия.
Объект исследования: связные высказывания типа описания у детей 5 года жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ……………….……………………………………..6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы методики обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям……………….. .6
1.2. Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи ……………………………………………………............................................... 10
1.3. Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания ....................................................................................16

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………25
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследований……. …..25
2.2 Методика проведения исследований………………………………..........29

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ……….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

настя мрр.docx

— 283.29 Кб (Скачать)

С целью проверки этих предположений мною был проведён формирующий этап исследования.

Наиболее важным мне представляется умение детей на каждом этапе выделять характерные признаки предмета, умение описывать их, назвать. Поэтому я уделила особое внимание этому моменту при рассмотрении результатов исследования.

Для решения указанной мной проблемы в рамках этапов формирующего эксперимента была разработана программа занятий по теме "Описательная речь ребенка", в которой я указала содержание занятий, приемы работы и этап, на котором он проводиться (Приложение В). Совместить все этапы в рамках одного занятия мне не представлялось возможным, так как каждый этап экспериментальной работы требовал подготовки, разработки методических мероприятий, а также занимал много времени в ходе проведения. Поэтому каждый этап формирующего эксперимента реализовывался на отдельном занятии.

В начале занятия происходит рассматривание предмета. В этом эксперименте это была игрушка - котенок. Детям предоставлялся образец, оформленный воспитателем в виде рисунка-схемы. В центре рисунка изображение котенка, от него стрелками показаны направления, по которым будет производиться описание. Например, стрелка указывает на глаза (какого цвета), на шерсть (какая? цвет и структура шерсти) и т.д.

Уровень развития навыка описательной речи оценивался по следующим критериям:

-"высокий уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык сформирован на отличном или хорошем уровне);

-"средний уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык сформирован частично);

-"низкий уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык не сформирован).

Общее количество описательных рассказов детей было принято за 100% на каждом этапе формирующего эксперимента.

Результаты анализа уровня сформированности описательного навыка речи постепенно повышались на всех этапах формирующего эксперимента, конечный результат на последнем этапе получился высоким.

Таким образом, у большинства детей навык сформирован на высоком уровне. Низкого уровня после обучения нет ни у кого.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ специальной литературы и практическая работа по формированию навыка описательной речи детей дошкольного возраста, проведенные мной в данной работе, позволили придти к следующим выводам:

1. Рассматривая, возрастные аспекты овладения  детьми дошкольного возраста  навыками описательной речи ученые  и педагоги подчеркивают, особую  значимость среднего дошкольного  возраста для становления монологической, в т.ч. описательной речи. В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально-смысловой тип речи. Задачей высказывания-описания является создание словесного образа объекта; при этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности. Овладение навыками связной монологической речи это сложный поэтапный процесс. Монолог - описание более сложный процесс, так как описание статично, повествование динамично.

2. Проблема  описательной речи дошкольников  является частью общей проблемы  развития монологической речи. Вместе  с тем, вопросы обучения детей  связной описательной речи требуют  дальнейшего изучения. С этих  позиций строилась наша исследовательская  работа по этой проблеме.

3. Как  показали результаты констатирующего  эксперимента, для детей 5-го года  жизни особую трудность в описании  игрушек представляет начало  и завершение описания, раскрытие  микротем и последовательность их изложения, применение разнообразных видов внутритекстовой связи. Часть детей умеет начать и завершить высказывание, раскрыть некоторые микротемы одним - двумя предложениями, последовательно их расположить, применить цепную связь, с помощью которой устанавливают отношения зависимости между предложениями в микротемах. Трудность у детей вызывает и выделение характерных признаков предметов, их связное описание. Над решением этих проблем я и работала на последующих этапах формирующего эксперимента.

4. В результате  изучения методической литературы, пришла к выводу, что основными путями формирования монологической речи описательного типа детей 5-го года жизни являются:

- непосредственное  восприятие игрушки, ее последовательное  рассматривание, развитие наблюдательности, оказывающее влияние на обогащение  содержания детской речи, вызывающее  положительные эмоции, желание высказаться. Игровые действия помогают детям  выразить свое отношение к  ней, а так же определить ее характер и настроение;

- использование  различных форм организации речевой  деятельности детей, накоплении  знаний об окружающем мире, методов  и приемов, активизирующих развитие  описательной речи детей, направленных  на обогащение предметно- логического содержания описаний, освоение структуры и последовательности описания, обогащение лексики, характеризующей признаки и свойства предметов, способов внутритекстовой связи;

- систематическая  работа по развитию всех сторон  речи: расширению словарного запаса, овладению грамматическим строем языка (разнообразными синтаксическими конструкциями).

Эти условия учитывались при разработке программы опытно-экспериментальной работы.

5.Результат формирующего эксперимента говорит о высоком уровне сформированности описательного навыка у всех детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М., Ушакова  О.С. Взаимосвязь задач речевого  развития детей на занятиях //Хрестоматия  по теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста: Уч. пос. М., 2001,506.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 2000,345.

3. Бородич А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М., 1999,337.

4.Баранова ЕЛ. Лингвистические основы методики развития монологической речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ. А.И. Герцена. / Е.Л. БарановаМ., 2005,609.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1999.254.

6.Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи. М.,1999,656.

11. Выготский Л. С. Мышление  и речь // Собр. соч. в 6 томах. Т. 2.  
М.,1982,334.

12. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание . 2008.- №№1, 2, 3, 4. – 23c-32c-27c-31c.

13.Общая психология /Под.ред.: А.А. Бодалев,В.В. Столин. М., 1994.,446.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1. Данные о детях.

п/п

Ф.И. Ребенка

Возраст

ребенка

Педагогические замечания

1

Зыков Иван

4,2

Усидчивый, малообщительный, предпочитает самостоятельно играть с игрушками, малоактивный, в коллективе со всеми хорошо ладит

2

Ермошкина Софья

4,10

Активная, дружит сов семи, иногда задирается, всегда в центре внимания, неусидчивая

3

Кудрявцев Артем

4,2

Гиперактивный, не может долго на чем-то сосредоточиться, постоянно вертится, отвлекается

4

Салахетдинов Рустам

4,10

Малоактивный, усидчивый, малоподвижный, необщительный

5

Прудникова Ульяна

4,6

Активная, общительная, дружит со всеми, конфликтов ни детьми, ни с педагогами не было, старательная, самостоятельная

6

Кульган Стас

3,11

Внимательный, с интересом относиться ко всем обучающим занятиям, активный в познавательной деятельности, активный в игре, коммуникабельный

7

Блажной Олег

4

Малоактивный, усидчивый, малоподвижный, необщительный

8

Евдокимова Мария

3,11

Малоактивная, усидчивая малоподвижная, необщительная

9

Завгородний Даниил

4,7

Активный, дружит со всеми, иногда задирается, всегда в центре внимания, лидер группы

10

Иванов Максим

4,7

Неусидчивый, невнимательный, хорошая память, активен в учебных занятиях и игре


 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2. Характеристика описательной речи на констатирующем этапе эксперимента (описание грузовика)

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Количество выделенных признаков

Структура и последовательность описания

1

Зыков Иван

4.2

4

Называет объект, описывает непоследовательно

2

Ермошкина Софья

4.10

5

Называет объект, описывает непоследовательно

3

Кудрявцев Артём

4.2

2

Называет объект, описывает последовательно

4

Салахетдинов Рустам

4.10

3

Называет объект, описывает не последовательно

5

Прудникова Ульяна

4.6

7

Называет объект, описывает последовательно

6

Кульган Стас

3.11

2

Называет объект, описывает последовательно

7

Блажнов Олег

4

1

Называет объект, непоследовательное перечисление

8

Евдокимова Мария

3.11

2

Называет объект, описывает последовательно

9

Завгородний Даниил

4.7

1

Называет объект, описывает непоследовательно

10

Иванов Максим

4.7

1

Называет объект, описывает последовательно


 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 3. Программа «Описательная речь ребенка».

п/п

Этап формирующего эксперимента

Содержание занятия

Методы и приемы

Ожидаемый результат

1

Составление описания по образецу и лексико-грамматической схеме (приём словесных речевых действий)

описание игрушки по образцу с помощью предоставленной воспитателем схемы

Показ образца, составление схемы, дидактические игры

Дети должны овладеть навыком составления схемы к рассказу, научиться выделять характерные признаки предмета, уметь составить описание предмета по образцу

2

Описание при помощи приёма совместных речевых действий (дробный образец)

Описание предмета строиться в ходе взаимодействия воспитателя и ребенка

Дидактические игры

Дети должны овладеть приемом совместных речевых действий, уметь его применять, продолжать совершенствовать умение выделять характерные признаки предмета

3

Описание предмета по образцу и его повтор.

Образец дается без схемы, готовым блоком, который ребенок должен воспроизвести

Мнемотехнические приемы,

дидактические игры

Дети должны уметь воспроизвести образец описания

4

Рассказ-описание по аналогии.

Дан образец рассказа, ребенок должен на его основе составить свое описание про другую игрушку

Показ образца, дидактические игры

Дети должны уметь составлять рассказ про свою игрушку, основанный на структуре данного им образца

5

Составление самостоятельного рассказа.

Составление связного описательного рассказа с учетом всех предыдущих занятий

Дидактические игры

Дети должны уметь самостоятельно составить рассказ-описание


 

         
 
 
 
 
 

 

 

 


Информация о работе Развития описательной речи у детей 5-летнего возраста