Рис.2.
Процентные соотношения общих уровней
социальной адаптации в группах (контрольный
этап)
Таким
образом, можно с полной уверенностью
говорить о том, что гипотеза нашла
свое подтверждение.
2.3.
Социально-педагогические
рекомендации по формированию
социальной зрелости
На
основе анализа литературы по вопросам
формирования социальной зрелости, а
также наших собственных исследований
необходимо формировать следующие
способности:
- самостоятельное
прогнозирование своего поведения в любых
жизненных ситуациях на основе развитой
способности добывать нужную информацию
и анализировать ее применительно к целям,
связанным с решением конкретных и нестандартных
ситуаций во всех сферах жизнедеятельности
(заметим сразу, что в условиях обучения
проявление этой способности может тормозиться
не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной
методики обучения);
- мобилизации
ceбя нa выполнение собственного решения
о действии вопреки различным обстоятельствам
и внутреннему социально не мотивированному
желанию его прекратить («устал», «не хочу»,
«трудно» и т.п.);
- самостоятельное
отслеживание хода выполнения собственных
действий и их результатов (предполагающему
готовность личности к «нормальному мысленному
раздвоению» на «Я-исполнителя» и «Я-контролера»;
- проявления
оценочной рефлексии на основе сформированного
самосознания и объективной непредвзятой
оценки своих мыслей, действий, поступков»;
- «извлекать
уроки» из собственного поведения в различных
ситуациях, наращивая качество прогнозирования,
выполнения запланированного и объективность
оценки;
- эмоционально-адекватной
реакции на различные ситуации собственного
поведения.
Выводы
по главе II
Эксперимент
проводился на базе МОУ «СОШ №5»
г. Тобольска
Для
осуществления эксперимента были поставлены
следующие задачи.
- Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую
и методическую литературу по проблеме.
- Исследовать
уровни социальной зрелости учащихся.
- Провести
комплекс упражнений по развитию социальной
зрелости учащихся.
- Выявить эффективность
применения данного комплекса в плане
совершенствования уровня социальной
зрелости учащихся.
Для
проведения исследования были определены
2 группы по 24 человека в каждой,
состоявшие из учащихся 10-х классов
МОУ СОШ №5. Диагностика в группах
проводилась с помощью методики К. Роджерса
и Р. Даймонда.
Таким
образом, по результатам данной методики
мы можем сказать, что у большинства
членов коллектива преобладает адаптивное
поведение, что говорит о социальной
зрелости данной группы людей.
Для
формирования социальной зрелости личности
необходимо формировать следующие способности:
- самостоятельное
прогнозирование своего поведения ;
- мобилизации
ceбя нa выполнение собственного решения;
- самостоятельное
отслеживание хода выполнения собственных
действий и их результатов;
- проявления
оценочной рефлексии;
- «извлекать
уроки» из собственного поведения;
- эмоционально-адекватной
реакции на различные ситуации собственного
поведения.
Заключение
Социализация
— это процесс и результат усвоения и
последующего активного воспроизводства
индивидом социального опыта. Таким образом,
процесс социализации неразрывно связан
с общением и совместной деятельностью
людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии,
социализация не может рассматриваться
как механическое отражение непосредственно
испытанного или полученного в результате
наблюдения социального опыта. Усвоение
этого опыта субъективно: восприятие одних
и тех же социальных ситуаций может быть
различно. Разные личности могут выносить
из объективно одинаковых ситуаций различный
социальный опыт. На этом положении основывается
единство двух противоположных процессов
— социализации и индивидуализации.
Что
же имеется в виду под «зрелостью
человека»? Единое определение не найдено
до сих пор, ученые спорят над объективными
критериями — как определить человеческую
зрелость. Б. Г. Ананьев считал, что именно
эти разногласия и привели к тому, что
в психологической литературе понятие
«зрелость» постепенно заменяется понятием
«взрослость». Однако эта замена, казалось
бы, призванная прояснить ситуацию, в действительности
создает еще большую терминологическую
путаницу.
У
личностной зрелости четыре «кита», четыре
основных, базовых составляющих, вокруг
которых группируются множество
других: 1) ответственность; 2) терпимость;
3) саморазвитие; 4) положительное мышление,
положительное отношение к миру (этот
компонент присутствует во всех предыдущих).
Эксперимент
проводился на базе МОУ «СОШ №5»
г. Тобольска
Для
осуществления эксперимента были поставлены
следующие задачи.
- Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую
и методическую литературу по проблеме.
- Исследовать
уровни социальной зрелости учащихся.
- Провести
комплекс упражнений по развитию социальной
зрелости учащихся.
- Выявить эффективность
применения данного комплекса в плане
совершенствования уровня социальной
зрелости учащихся.
Для
проведения исследования были определены
2 группы по 24 человека в каждой,
состоявшие из учащихся 10-х классов
МОУ СОШ №5. Диагностика в группах
проводилась с помощью методики
К. Роджерса и Р. Даймонда.
Результат
эксперимента показал, что выдвинутая
нами в начале исследования гипотеза нашла
свое подтверждение.
Список
литературы
- Бордовская
Н.В., Реан А.А. Педагогика.-СПб.:Питер, 2008.
- Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.
М., 2000. 176 с.
- Зеньковский
В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в
свете христианской антропологии. – Клин:
Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 184-187.
- Рабочая книга
школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова,
Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной.
– М.: Просвещение, 1991. С. 160.
- В кн.: Аверин
В.А. Психология детей и подростков:
Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.
: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
- Рабочая книга
школьного психолога.
- Кулагина
И.Ю.Возрастная психология (Развитие
ребенка от рождения до 17 лет): Учебное
пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской
академии образования, 1998. С. 141-143.
- Рабочая книга
школьного психолога.
- Морозов Е.А.,
Вильцан М.А. Социально-педагогическая
практика.-Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева.
2008.
- Мудрик А.В.
Социальная педагогика.-М.: Академия,1999.
- Мудрик А.В.
Общение в процессе воспитания. –М.,2001.
- Подласый
И.П. Педагогика: в 2т. М.,1999. т 2. 256 с.
- Психологический
словарь./Под ред. А.В. Петровского. Ростов
н/Д., 1999. 512 с.
- Раттер М.
Помощь трудным детям.- М., 1987. 180 с.
- Реан А.А.,
Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая
психология. СПб., 2000. 416 с.
- .Социальная
педагогика / Под ред. В.А.Никитина.
М.,2000. 272 с.
- Социальная
педагогика / Под ред. М.А Галагузовой.
М., 1999. 416 с.
- Фельдштейн
Д. И. Психологические основы общественно
полезной деятельности подростков. М.,
1982,
- Фельдштейн
Д. И. Психологические закономерности
социального развития личности в онтогенезе
// Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—38.
- Формирование
личности в переходный период от подросткового
к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.
М., 1987.
- Социально-психологический
практикум.-Екатеринбург, Уральский государственный
педагогический университет, 2001.
- Энциклопедия
психологических тестов. Общение, лидерство,
межличностные отношения. -М., 1997.
- Энциклопедия
психологических тестов. Личность. Мотивация.
Потребность. -М., 1997
- http://maxmath.narod.ru/extra/tolerance.htm
Понятийный аппарат
по теме дипломной
«Развитие
социальной зрелости личности в процессе
социализации»
Понятие |
Характеристика |
Социализация
|
(от лат. Socialis
– общественный) совокупность взаимосвязанных
процессов усвоения и воспроизводства
индивидом, необходимого и достаточного
для полноценного включения в общественную
жизнь социокультурного опыта и филоонтогенетического
формирования и развития соответствующих
свойств и качеств индивида, его становления
как конкретно-исторического типа личности
и субъекта социокультурных практик данного
общества. |
Зрелость |
-
самый длительный для большинства
людей период жизни. Его верхнюю
границу разные авторы определяют по-разному:
от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону,
зрелость охватывает время от 25 до 65 лет,
т.е. 40 лет жизни.
|
Социальная
зрелость |
- социально
и психологически обусловленный
этап развития личности, который
традиционно характеризуется обретением
человеком свойств самостоятельности
и самодостаточности. |
Ответственность |
это то, что отличает
социально незрелую личность от обычного
человека (не говоря уже об образцах
зрелости)
- это тот случай,
когда личность считает ответственной
за все происходящее с ней в жизни саму
себя. (В терминологии Дж. Роттера интернальный.
локус контроля.) «Я сам отвечаю за свои
успехи и неудачи. От меня самого зависит
моя жизнь и жизнь моей семьи.
- Ответственность
второго типа связана с ситуацией, когда
человек склонен считать ответственным
за все происходящее с ним в жизни либо
других людей, либо внешние щем — на коллег,
нобстоятельства, ситуацию (экстернальный
локус контроля). Ответственность и
за неудачи, и за успехи
возлагается на родителей, учителей, в
будуачальство, знакомых.
|
Интерналы |
(люди с первым
типом ответственности личности)
более уверены в себе, более
спокойны и благожелательны, более
социально популярны. |
Терпимость |
важнейшая составляющая
социальной зрелости личности.
1) сенсуальная
терпимость личности и 2) диспозиционная
терпимость личности. |
Сенсуальная
терпимость |
связана с устойчивостью
к воздействию социальной среды,
с ослаблением реагирования на какой-либо
неблагоприятный фактор за счет снижения
чувствительности к его воздействию. |
Диспозиционная
терпимость |
в основе лежит
принципиально иной механизм, обеспечивающий
терпимость личности при социальных
взаимодействиях. В данном случае речь
идет о предрасположенности, готовности
к определенной «терпимой» реакции личности
на среду. |
Толерантность |
повышение терпимости
к каким-либо воздействиям среды
за счет снижения чувствительности. |
Самоактуализация |
- предоставление
своему «Я» реальной возможности проявиться
- честность
и принятие ответственности за свои действия.
- Развитие
способности «лучшего жизненного выбора»
|
Самотрансценденция |
связана
с выходом человека
за пределы своего
«Я», с его направленностью на
других людей, на какое-то дело, в целом,
на что-то вне самого человека. |
Подростковый
возраст |
стадия онтогенетического
развития между детством и взрослостью
(от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется
качественными изменениями, связанными
с половым созреванием и вхождением во
взрослую жизнь. |
Приложение
1
Методика
диагностики социально-психологической
адаптации
К.
Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция.
В опроснике содержатся высказывания
о человеке, о его образе жизни
– переживаниях, мыслях, привычках,
стиле поведения. Их всегда можно
соотнести с нашим собственным
образом жизни.
Прочитав
или прослушав очередное высказывание
опросника, примерьте его к своим привычкам,
своему образу жизни и оцените, в какой
мере это высказывание может быть отнесено
к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ
в бланке, выберите, подходящий, по вашему
мнению, один из семи вариантов оценок,
пронумерованных цифрами от «О» до «6»:
«0»
– это ко мне совершенно не относится;
«1»
– мне это не свойственно в
большинстве случаев;
«2»
– сомневаюсь, что это можно
отнести ко мне;
«3»
– не решаюсь отнести это к
себе;
«4»
– это похоже на меня, но нет уверенности;
«5»
– это на меня похоже;
«6»
– это точно про меня.
Выбранный
вами вариант ответа отметьте в бланке
для ответов в ячейке, соответствующей
порядковому номеру высказывания.
Опросник
ДПА
- Испытывает
неловкость, когда вступает с кем-нибудь
в разговор.
- Нет желания
раскрываться перед другими.
- Во всем любит
состязание, соревнование, борьбу,
- Предъявляет
к себе высокие требования.
- Часто ругает
себя за сделанное.
- Часто чувствует
себя униженным.
- Сомневается,
что может нравиться кому-нибудь из лиц
противоположного пола.
- Свои обещания
выполняет всегда.
- Теплые, добрые
отношения с окружающими.
- Человек
сдержанный, замкнутый; держится от всех
чуть в стороне.
- В своих неудачах
винит себя.
- Человек
ответственный; на него можно положиться.
- Чувствует,
что не в силах хоть что-нибудь изменить,
все усилия напрасны.
- На многое
смотрит глазами сверстников.
- Принимает
в целом те правила и требования, которым
надлежит следовать.
- Собственных
убеждений и правил не хватает.
- Любит мечтать
– иногда прямо среди бела дня. С трудом
возвращается от мечты к действительности.
- Всегда готов
к защите и даже нападению: «застревает»
на переживаниях обид, мысленно перебирая
способы мщения.
- Умеет управлять
собой и собственными поступками, заставлять
себя, разрешать себе; самоконтроль для
него не проблема.
- Часто портится
настроение: накатывает уныние, хандра.
- Все, что
касается других, не волнует: сосредоточен
на себе; занят собой.
- Люди, как
правило, ему нравятся.
- Не стесняется
своих чувств, открыто их выражает.
- Среди большого
стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень
не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь
спрятаться.
- С окружающими
обычно ладит.
- Всего труднее
бороться с самим собой.
- Настораживает
незаслуженное доброжелательное отношения
окружающих.
- В душе –
оптимист, верит в лучшее.
- Человек
неподатливый, упрямый; таких называют
трудными.
- К людям критичен
и судит их, если считает, что они этого
заслуживают.
- Обычно чувствует
себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда
удается мыслить и действовать самостоятельно.
- Большинство
из тех, кто его знает, хорошо к нему относится,
любит его.
- Иногда бывают
такие мысли, которыми не хотелось бы ни
с кем делиться.
- Человек
с привлекательной внешностью.
- Чувствует
себя беспомощным, нуждается в ком-то,
кто был бы рядом.
- Приняв решение,
следует ему.
- Принимает,
казалось бы, самостоятельные решения,
не может освободиться от влияния других
людей.
- Испытывает
чувство вины, даже когда винить себя как
будто не в чем.
- Чувствует
неприязнь к тому, что его окружает.
- Всем доволен.
- Выбит из
колеи: не может собраться, взять себя
в руки, организовать себя.
- Чувствует
вялость; все, что раньше волновало, стало
вдруг безразличным.
- Уравновешен,
спокоен.
- Разозлившись,
нередко выходит из себя.
- Часто чувствует
себя обиженным.
- Человек
порывистый, нетерпеливый, горячий: не
хватает сдержанности.
- Бывает, что
сплетничает.
- Не очень
доверяет своим чувствам: они иногда подводят
его.
- Довольно
трудно быть самим собой.
- На первом
месте рассудок, а не чувство: прежде чем
что-либо сделать, подумает.
- Происходящее
с ним толкует на свой лад, способен напридумывать
лишнего. Словом – не от мира сего.
- Человек,
терпимый к людям, и принимает каждого
таким, каков он есть.
- Старается
не думать о своих проблемах.
- Считает
себя интересным человеком – привлекательным
как личность, заметным.
- Человек
стеснительный, легко тушуется.
- Обязательно
нужно напоминать, подталкивать, чтобы
довел дело до конца.
- В душе чувствует
превосходство над другими.
- Нет ничего,
в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность,
свое Я.
- Боится того,
что подумают о нем другие.
- Честолюбив,
неравнодушен к успеху, похвале: в том,
что для него существенно, старается быть
среди лучших.
- Человек,
у которого в настоящий момент многое
достойно презрения.
- Человек
деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед
трудностями и ситуациями, которые грозят
осложнениями.
- Себя просто
недостаточно ценит.
- По натуре
вожак и умеет влиять на других.
- Относится
к себе в целом хорошо.
- Человек
настойчивый, напористый; ему всегда важно
настоять на своем.
- Не любит,
когда с кем-нибудь портятся отношения,
особенно – если разногласия грозят стать
явными.
- Подолгу
не может принять решение, а потом сомневается
в его правильности.
- Пребывает
в растерянности; все спуталось, все смешалось
у него.
- Доволен
собой.
- Невезучий.
- Человек
приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может,
и не очень пригож, но может нравиться
как человек, как личность.
- Презирает
лиц противоположного пола и не связывается
с ними.
- Когда нужно
что-то сделать, охватывает страх; а вдруг
– не справлюсь, а вдруг – не получится.
- Легко, спокойно
на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
- Умеет упорно
работать.
- Чувствует,
что растет, взрослеет: меняется сам и
отношение к окружающему миру.
- Случается,
что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
- Всегда говорит
только правду.
- Встревожен,
обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить
хоть что-то сделать, нужно как следует
настоять, и тогда он уступит.
- Чувствует
неуверенность в себе.
- Обстоятельства
часто вынуждают защищать себя, оправдываться
и обосновывать свои поступки.
- Человек
уступчивый, податливый, мягкий в отношениях
с другими.
- Человек
толковый, любит размышлять.
- Иной раз
любит прихвастнуть.
- Принимает
решения и тут же их меняет; презирает
себя за безволие, а сделать с собой ничего
не может.
- Старается
полагаться на свои силы, не рассчитывает
на чью-то помощь.
- Никогда
не опаздывает.
- Испытывает
ощущение скованности, внутренней несвободы.
- Выделяется
среди других.
- Не очень
надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все
ясно, себя хорошо понимает.
- Общительный,
открытый человек; легко сходится с людьми.
- Силы и способности
вполне соответствуют тем задачам, которые
приходится решать; со всем может справиться.
- Себя не ценит:
никто его всерьез не воспринимает; в лучшем
случае к нему снисходительны, просто
терпят.
- Беспокоится,
что лица противоположного пола слишком
занимают мысли.
- Все свои
привычки считает хорошими.