Развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «социализация».
3.Изучить проблемы социальной зрелости личности.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Развитие социальной зрелости личности в процессе социализации 5
1.1. Сущность понятия «социализация» 5
1.2. Общая характеристика подросткового возраста(от 11 до 15 лет) 13
1.3. Социализация личности подростка: педагогический аспект 16
1.4. Теоретические аспекты возникновения социальной зрелости 24
Выводы по главе I 41
Глава II. Опытно-поисковая работы по изучению особенностей социальной зрелости учащихся МОУ СОШ №5 43
2.1. Характеристика МОУ СОШ №5 43
2.2. Эмпирическое исследование уровня социальной социальной зрелости учащихся 46
2.3. Социально-педагогические рекомендации по формированию социальной зрелости 48
Выводы по главе II 49
Заключение 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

дипломная_социальная_зрелость личности.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

   Рис.2. Процентные соотношения общих уровней социальной адаптации в группах (контрольный этап)

      Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что гипотеза нашла  свое подтверждение.

2.3. Социально-педагогические рекомендации по формированию социальной зрелости

    На  основе анализа литературы по  вопросам формирования социальной зрелости, а  также наших собственных исследований необходимо формировать следующие  способности:

  • самостоятельное прогнозирование своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную информацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности (заметим сразу, что в условиях обучения проявление этой способности может тормозиться не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной методики обучения);
  • мобилизации ceбя нa выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему социально не мотивированному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
  • самостоятельное отслеживание хода выполнения собственных действий и их результатов (предполагающему готовность личности к «нормальному мысленному раздвоению» на «Я-исполнителя» и «Я-контролера»;
  • проявления оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и объективной непредвзятой оценки своих мыслей, действий, поступков»;
  • «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, наращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объективность оценки;
  • эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

 

Выводы  по главе II

 

     Эксперимент проводился на базе МОУ «СОШ №5»  г. Тобольска

    Для осуществления эксперимента были поставлены следующие задачи.

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
    2. Исследовать уровни социальной зрелости учащихся.
    3. Провести комплекс упражнений по развитию социальной зрелости учащихся.
    4. Выявить эффективность применения данного комплекса в плане совершенствования уровня социальной зрелости учащихся.

    Для проведения исследования  были определены 2 группы по 24 человека в каждой,  состоявшие из учащихся 10-х классов  МОУ СОШ №5. Диагностика в группах  проводилась с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда.

    Таким образом, по результатам данной методики мы можем сказать, что у большинства  членов коллектива преобладает адаптивное поведение, что говорит о социальной зрелости данной группы людей.

    Для формирования социальной зрелости личности необходимо формировать следующие способности:

  • самостоятельное прогнозирование своего поведения ;
  • мобилизации ceбя нa выполнение собственного решения;
  • самостоятельное отслеживание хода выполнения собственных действий и их результатов;
  • проявления оценочной рефлексии;
  • «извлекать уроки» из собственного поведения;
  • эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

 

Заключение

 

     Социализация  — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.

     Что же имеется в виду под «зрелостью человека»? Единое определение не найдено  до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как определить человеческую зрелость. Б. Г. Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость». Однако эта замена, казалось бы, призванная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу.

     У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество  других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

     Эксперимент проводился на базе МОУ «СОШ №5»  г. Тобольска

    Для осуществления эксперимента были поставлены следующие задачи.

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
    2. Исследовать уровни социальной зрелости учащихся.
    3. Провести комплекс упражнений по развитию социальной зрелости учащихся.
    4. Выявить эффективность применения данного комплекса в плане совершенствования уровня социальной зрелости учащихся.

    Для проведения исследования  были определены 2 группы по 24 человека в каждой,  состоявшие из учащихся 10-х классов  МОУ СОШ №5. Диагностика в группах  проводилась с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда.

      Результат эксперимента показал, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Список  литературы

 
    
    1. Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика.-СПб.:Питер, 2008.
    2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. 176 с.
    3. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 184-187.
    4. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. С. 160.
    5. В кн.: Аверин В.А.  Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998.
    6. Рабочая книга школьного психолога.
    7. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.  4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 141-143.
    8. Рабочая книга школьного психолога.
    9. Морозов Е.А., Вильцан М.А. Социально-педагогическая практика.-Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева. 2008.
    10. Мудрик А.В. Социальная педагогика.-М.: Академия,1999.
    11. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. –М.,2001.
    12. Подласый И.П. Педагогика: в 2т. М.,1999. т 2.  256 с.
    13. Психологический словарь./Под ред. А.В. Петровского. Ростов н/Д., 1999.  512 с.
    14. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.  180 с.
    15. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.  416 с.
    16. .Социальная педагогика  / Под ред. В.А.Никитина. М.,2000. 272 с.
    17. Социальная педагогика / Под ред. М.А Галагузовой. М., 1999. 416 с.
    18. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982,
    19. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—38.
    20. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
 
    
    1.  Социально-психологический  практикум.-Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2001.
    2. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. -М., 1997.
    3. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность. -М., 1997
    4. http://maxmath.narod.ru/extra/tolerance.htm
 
 
 
 
 
 

     

 

Понятийный аппарат  по теме дипломной

«Развитие социальной зрелости личности в процессе социализации»

Понятие Характеристика
Социализация   (от лат. Socialis – общественный) совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом, необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и филоонтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта социокультурных практик данного общества.
Зрелость       - самый длительный для большинства  людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
Социальная  зрелость - социально  и психологически обусловленный  этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.
Ответственность это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости)
  1. это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера интернальный. локус контроля.) «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи.
  2. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние щем — на коллег, нобстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будуачальство, знакомых.
Интерналы (люди с первым  типом ответственности личности) более уверены в себе, более  спокойны и благожелательны, более  социально популярны.
Терпимость важнейшая составляющая социальной зрелости личности.

1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью  к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию.
Диспозиционная  терпимость в основе лежит  принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду.
Толерантность повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды  за счет снижения чувствительности.
Самоактуализация
  1. предоставление своему «Я» реальной возможности проявиться
  2. честность и принятие ответственности за свои действия.
  3. Развитие способности «лучшего жизненного выбора»
Самотрансценденция
    связана с выходом человека за пределы своего «Я», с его направленностью на других людей, на какое-то дело, в целом, на что-то вне самого человека.
Подростковый  возраст
    стадия онтогенетического  развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

 

Приложение 1

      Методика  диагностики социально-психологической  адаптации 

      К. Роджерса и Р. Даймонда

 

      Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни  – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно  соотнести с нашим собственным  образом жизни.

      Прочитав  или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:

      «0»  – это ко мне совершенно не относится;

      «1»  – мне это не свойственно в  большинстве случаев;

      «2»  – сомневаюсь, что это можно  отнести ко мне;

      «3»  – не решаюсь отнести это к  себе;

      «4»  – это похоже на меня, но нет уверенности;

      «5»  – это на меня похоже;

      «6»  – это точно про меня.

      Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей  порядковому номеру высказывания.

      Опросник  ДПА

  1. Испытывает  неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу,
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
  29. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом – не от мира сего.
  53. Человек, терпимый к людям, и принимает каждого таким, каков он есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный, легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  60. Боится того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  71. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
  72. Доволен собой.
  73. Невезучий.
  74. Человек приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх; а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  82. Всегда говорит только правду.
  83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствует неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Человек толковый, любит размышлять.
  89. Иной раз любит прихвастнуть.
  90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  92. Никогда не опаздывает.
  93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  94. Выделяется среди других.
  95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
  101. Все свои привычки считает хорошими.

Информация о работе Развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации