Развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «социализация».
3.Изучить проблемы социальной зрелости личности.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Развитие социальной зрелости личности в процессе социализации 5
1.1. Сущность понятия «социализация» 5
1.2. Общая характеристика подросткового возраста(от 11 до 15 лет) 13
1.3. Социализация личности подростка: педагогический аспект 16
1.4. Теоретические аспекты возникновения социальной зрелости 24
Выводы по главе I 41
Глава II. Опытно-поисковая работы по изучению особенностей социальной зрелости учащихся МОУ СОШ №5 43
2.1. Характеристика МОУ СОШ №5 43
2.2. Эмпирическое исследование уровня социальной социальной зрелости учащихся 46
2.3. Социально-педагогические рекомендации по формированию социальной зрелости 48
Выводы по главе II 49
Заключение 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

дипломная_социальная_зрелость личности.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

      Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

      Все по очереди называют животных, и  надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

      «Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».

      Тренер  демонстрирует ритм: два хлопка в  ладоши и два удара ладонями по коленям.

      «На протяжении всего  упражнения мы будем  выдерживать этот ритм. Задавать его  буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, "волк-волк", а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание».

      В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его выполнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

      Упражнение  способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения  работы.

      Упражнение 9

      Участники встают. Тренер предлагает одному из них  какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.

      Инструкция: «Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепь. Эта цепь изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — "запутывается". Давайте имы "запутаемся"». (Тренер помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.)

      Когда «змея» запуталась, тренер приглашает участника, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост». Процесс распутывания «змеи» иногда занимает немало времени, участник, который пытается это сделать, может ссылаться на то, что задача эта невыполнима. В этом случае тренер побуждает его к продолжению работы, утверждая, что решить эту задачу можно, предлагая попробовать еще. Данное упражнение предполагает тесный физический контакт, способствует сближению группы. Кроме того, при обсуждении результатов упражнения могут появляться идеи о необходимости ориентации в ситуации, постоянной включенности в процесс ее разрешения, что способствует продвижению группы в содержательном плане.

      Упражнение 10

      Участники садятся в круг.

      Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам этот холст Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она возьмет ее и нарисует на ней то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше».

      После того как тренер убедится, что все  участники группы поняли, как они  будут «рисовать» картину, он «берет»  воображаемый холст в раме и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Тренер внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал (а) я...» И дальше тренер проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент. Например, «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал ты, Андрей, и...»

      В результате проведения этого упражнения в группе возникает позитивный эмоциональный  настрой, создается эмоциональное единство. Иногда чувства, эмоции, образы настолько сильны, что затрудняют переход к более реалистическим, рациональным моментам работы. В этом случае надо дать возможность участникам группы отреагировать их чувства и эмоции, задав им вопрос: «Как вы себя чувствуете?» или: «Может быть, у вас возникли чувства, переживания, идеи, которыми вы хотели бы поделиться с другими?»

      Это упражнение дает лучшие результаты, если проводится на 3-4 день работы группы, когда  участники уже достаточно хорошо чувствуют друг друга и проявившиеся в ходе работы групповые ценности.

      Упражнение 11

      Участники группы садятся в круг.

      Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано"красный", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».

      В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались  одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у них цвет.

      Упражнение 12

      “Дрессировка”. Одного из участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают “дрессировщика”  и поведение, которое должно быть продемонстрировано человеком, вышедшим из комнаты, например, попрыгать, передвинуть вещи, взобраться на стул. Испытуемый приглашается обратно в комнату, и его просят двигаться по ней и производить любые движения. “Дрессировщик” свистком, хлопком или словами типа “хорошо” подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Может быть правилом, что подопытный должен возвращаться к началу, если отклоняется и перестает получать подкрепления. В упражнении исключаются разговоры, смех, вздохи и другие проявления эмоций.

      Упражнение 13

      Участники разбиваются по парам и садятся  лицом друг к другу, как можно  ближе. Упражнение выполняется в  три этапа:

      Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом  и даже лицом. Ведущий: “Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле”.

      После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: “Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми  глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие”.

      После этих подготовительных упражнений в  каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера –  рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему  это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия.

      Упражнение 14

      Каждый  из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

      В конце выполнения задания каждому  участнику возвращается его лист.

      Во  время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее  настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень  устали или напряжены, задание выполняется  с большим энтузиазмом. 

      Упражнение 15 (ролевая игра)

      Участники садятся в большой круг, и тренер объясняет правила предстоящей  ролевой игры. В результате кораблекрушения  вы оказались на необитаемом острове  с богатым животным и растительным миром. Но жизнь там полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, кратковременный, но жестокий холод и т.д. в ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Тут не место для развлечений и болтовни - вам надо есть и пить, обустроить жильё.

      Нужно освоить остров, организовать на нем  хозяйство, наладить социальную жизнь, распределить основные функции и  обязанности. Следует продумать и то, каким образом они будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно или простое большинство, группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? Каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

      Разработайте  нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны конкретные, а не абстрактные, они должны помогать решению возникающих проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть санкции за нарушения установленных правил.

      На  все обсуждение и принятие решений дается 1 час и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все решения и то, каким образом проходило обсуждение и принятие их.

      По  истечении реализации данного комплекса  нами была проведена повторная диагностика учащихся обеих групп (контрольный этап), показавшая следующие результаты (табл.2 и рис.2).

      Таблица 2

      Процентные  соотношения общих уровней социальной адаптации в группах (контрольный этап)

Показатели  социальной

адаптации 

Группы

Средний показатель (%) по группе
 
Адаптация
 
Самопринятие
Принятие других Эмоциональная комфортность  
Интернальность
Стремление  к доминированию
Экспериментальная 78%% 76%% 80%% 74%% 82%% 79%%
Контрольная 66% 67% 72% 67% 70% 65%

 

      Таким образом, мы видим следующие результаты: если в контрольной группе уровень социальной адаптации практически не изменился (точнее, изменился крайне незначительно – на 1-2%), то в экспериментальной группе мы наблюдаем реально наличествующий прогресс по всем показателям Что примечательно, если в начале эксперимента группа «отставала» по процентным показателям, то на последнем этапе она не только «догнала» контрольную группу, но и превысила ее результаты (контрольная группа – процентный диапазон 65%-72%, экспериментальная – 74% - 82%).

Информация о работе Развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации