Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа
Цель исследования: изучить развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «социализация».
3.Изучить проблемы социальной зрелости личности.
Введение 3
Глава I. Развитие социальной зрелости личности в процессе социализации 5
1.1. Сущность понятия «социализация» 5
1.2. Общая характеристика подросткового возраста(от 11 до 15 лет) 13
1.3. Социализация личности подростка: педагогический аспект 16
1.4. Теоретические аспекты возникновения социальной зрелости 24
Выводы по главе I 41
Глава II. Опытно-поисковая работы по изучению особенностей социальной зрелости учащихся МОУ СОШ №5 43
2.1. Характеристика МОУ СОШ №5 43
2.2. Эмпирическое исследование уровня социальной социальной зрелости учащихся 46
2.3. Социально-педагогические рекомендации по формированию социальной зрелости 48
Выводы по главе II 49
Заключение 50
Список литературы 52
Выводы по главе I
Социализация
— это процесс и результат
усвоения и последующего активного
воспроизводства индивидом
Разные
личности могут выносить из объективно
одинаковых ситуаций различный социальный
опыт. На этом положении основывается
единство двух противоположных процессов
— социализации и индивидуализации.
Процесс социализации может осуществляться
как в специальных социальных институтах,
так и в различных неформальных объединениях.
К специальным социальным институтам,
одной из важнейших функций которых является
социализация личности
В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Социализация не сводится лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности — это обязательно: 1) развитие интеллекта, 2) развитие эмоциональной сферы, 3) развитие устойчивости к стрессорам, 4) развитие уверенности в себе и самопринятия, 5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других, 6) развитие самостоятельности, автономности, 7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Человек — не просто объект социальных воздействий, но он прежде всего субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.
В
ходе социального становления
Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Обусловленный профессионально-техническими и социальными требованиями уровня образования и профессиональной подготовки, обеспечивает реализацию человеком его гражданских прав и обязанностей, интериоризацию нравственных норм и ценностей.
В данном контексте, это понятие фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом.
Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности характеризующееся устойчивостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Таким образом, зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя.
Средняя
общеобразовательная школа №5 является
муниципальным
Имея высокий профессиональный уровень педагогический коллектив школы серьезно и результативно работает над разработкой и внедрением программы вариативного образования, вводятся новые курсы, разрабатывается учебный план учреждения для классов разноуровневого обучения. Учебно-воспитательный процесс строится на принципах дифференциации и регионализации. Таким образом, школа решает задачу создания возможностей адекватного обучения для всех.
МОУ
средняя общеобразовательная
Реализация
концепции школы, которая включает
в себя медико–психолого-
Большое
внимание в школе уделяется укреплению
здоровья учащихся. Разработана и
реализуется программа «
Благодаря
имеющейся системе учебно-
На первом этапе исследования нами изучен социальный паспорт учреждения.
Таблица 1.
Социальный
паспорт МОУ СОШ
№5
№ пп | Категория, типология | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-
2007 |
2007-
2008 |
2008-2009 |
1 | На начало учебного года детей | 952 | 844 | 748 | 647 | 622 |
2. | Малообеспеченные семьи (дети) | 232 (278) | 180
(200) |
180
(200) |
168
(180) |
230
(250) |
3. | Опека | 18 семей 20 детей | 14
семей 15 детей |
11 семей
12детей |
10детей
9 семей |
8детей
8 семей |
4. | Неблагополучные семьи (детей) | 115 (126), 18 гор.уч. | 23 (30) |
17(22) | 17(22) | 14(23) |
5 | «Группа особого внимания» | 7 | 7 | 5 | ||
6 | Дети-инвалиды | 7 | 5 | 6 | 8 | 7 |
7 | На учете психиатра | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 |
8 | На учете в ОДН | 8 | 5 | 2 | 4 | 8 |
9 | На учете в школе | 39 | 21 | 19 | 22 | 22 |
10 | Занятость в школе | 740 | 83% | |||
11 | Индекс здоровья (девочки) | 93% | ||||
12 | Индекс здоровья (мальчики) | 93% |
В МОУ СОШ №5 работает 38 учителей предметников, а также директор, 3 заместителя директора, социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, библиотекарь., средний возраст сотрудников 44 года.
Эксперимент проводился на базе МОУ «СОШ №5» г. Тобольска
Для осуществления эксперимента были поставлены следующие задачи.
Для проведения исследования методом случайного отбора были определены 2 группы по 24 человека в каждой, экспериментальная и контрольная, состоявшие из учащихся 10-х классов МОУ СОШ №5.
Эксперимент проводился в 3 этапа:
В
ходе констатирующего этапа
В ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе проводились занятия с применением разработанного нами комплекса упражнений на повышения уровня социализации. В контрольной группе специальных занятий не проводилось.
В ходе контрольного этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика по уже упомянутой методике, с учащимися обеих групп. Результаты диагностики были сопоставлены с уже имеющимися результатами тестирования на констатирующем эатпе эксперимента. Были сформулированы соответствующие выводы.
Констатирующий
этап эксперимента
Результаты
диагностики, полученные нами в ходе
констатирующего этапа
Таблица 1
Процентные
соотношения общих уровней
Показатели
социальной
адаптации Группы |
Средний показатель (%) по группе | |||||
Адаптация |
Самопринятие |
Принятие других | Эмоциональная комфортность | Интернальность |
Стремление к доминированию | |
Экспериментальная | 60% | 59% | 66% | 61% | 63% | 60% |
Контрольная | 67% | 64% | 71% | 68% | 72% | 62% |
Таким
образом, представленные данные наглядно
показывают, что уровень социальной
адаптации в группах примерно
равен, но тем не менее, в контрольной
группе наблюдается некоторое
Рис.1. Процентные соотношения общих уровней социальной адаптации в группах (констатирующий этап)
Комплекс
упражнений для повышения
уровня социализации
Упражнение 1
Все участники группы садятся по кругу.
Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем».
Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти. В любом случае упражнение дает богатый материал для обсуждения, который может использоваться в ходе тренинга, а также в различных социально-психологических практикумах.
В практикуме по психологии управления и социальной психологии можно обратить внимание на функционирование таких феноменов как общественное мнение, групповое давление, авторитет, групповое настроение.
Упражнение 2
Все участники садятся в круг.
Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)».
Информация о работе Развитие социальной зрелости личности подростка в процессе социализации