Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая мрр.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

Воспитатель: Сделали, положите подарок на тот палец, кому хотите подарить свой подарок. (Смотрим кому ребенок сделал подарок)-Возьмите свои «ладошки-деревья» и поместите в нашем городе, куда вам хочется. Отойдите, посмотрите, все наши семьи в городе. Он большой, красивый, в нем все дружат.

Итог:

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Что  вам больше всего запомнилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры

"Закончи предложение"(употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)  
Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)  
Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)  
Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)  
Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)  
Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)  
Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)  
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)  
Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)  
 
"Режим дня"  
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.  
 
"Кому угощение?" 
(употребление трудных форм существительных)  
Учитель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?  
 
"Назови три слова"  
(активизация словаря)  
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.  
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)  
Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.  
 

"Кто кем  хочет стать?"  
(употребление трудных форм глагола)  
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.  
 
"Зоопарк"  
(развитие связной речи).  
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:  
1. Внешний вид;  
2. Чем питается.  
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.  
 
"Сравни предметы"  
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий  
деталей и частей предметов, их качеств).  
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.  
Воспитатель сообщает, что в школу прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".  
Например: Воспитатель: "У меня нарядный фартук".  
Ребёнок: "У меня рабочий фартук".  
Воспитатель: "Он белого цвета в красный горошек".  
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".  
Воспитатель: "Мой украшен кружевными оборками".  
Ребёнок: "А мой - красной лентой".  
Воспитатель: "У этого фартука по бокам два кармана".  
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".  
Воспитатель: "На этих карманах - узор из цветов".  
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".  
 
Воспитатель: "В этом фартуке накрывают на стол".  
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".  
 
"Кто кем был или что чем было"  
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).  
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?  
 
"Назови как можно больше предметов"  
(активизация словаря, развитие внимания).  
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.  
 
"Подбери рифму"  
(развивает фонематический слух).  
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.  
По дороге шёл жучок,  
Песню пел в траве ... (сверчок).  
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.  

"Назови части  предмета"  
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).  
Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.  
I вариант: дети по очереди называют части предметов.  
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

 

 


Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром