Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………
перечисление предметов с последующим обобщением;
двухступенчатое обобщение;
анализ словообразования сложных слов;
приемы работы над значением слова (подстановка антонима, синонима;
логическое определение,
т.е. подведение его под ближайший
род и выделение видовых
дополнение начатого предложения
словами с противоположным
выбор и группировка слов, близких по значению (слова одной части речи);
подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям;
составление словосочетаний и предложений со словами синонимического ряда; дидактические игры и упражнения.
Это способствовало активизации названий различных предметов, качественных (параметрических и оценочных) прилагательных, обобщающих слов. В занятия широко включались задания на перечисление иерархически равноправных слов из одной лексико-семантической группы с последующим обобщением (дуб, береза, липа, клен...- это лиственные деревья), (ель, сосна, можжевельник… – хвойные)
Эффективным на данном этапе
работы был прием сравнение признаков
предметов, входящих в родовидовую
группу. Другой разновидностью работы
в этом направлении было раскрытие
обобщающего слова путем
На третьем этапе ознакомления детей с природой устанавливались межсистемные связи, объектов, включались в разные системы и формировались соответствующие умения и отношение к ним.
На данном этапе нами было
предусмотрено решение
совершенствовать умение
самостоятельно объяснять значение
некоторых мотивированных слов, употреблять
их в словосочетаниях и
закреплять умение детей понимать и подбирать антонимы и синонимы к существительным и глаголам;
составлять рассказы о явлениях живой и неживой природы, используя образную лексику (определения, антонимы, синонимы, многозначные слова и др.).
Решение поставленных задачи решалось с помощью следующих методов:
наблюдение природных явлений,
беседы о природных сезонных явлениях,
чтение художественных произведений о природе,
использование дидактических игр и лексических упражнений природоведческой тематики.
В процессе обучения предусматривалось
осознание наличия различных
значений полисемантичных слов; формирование
лексических значений многозначных
слов детьми; понимание и подбор
антонимов и синонимов к
На речевых занятиях и во внеучебной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, морж, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Антонимические и синонимические сопоставления,составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.
Опираясь на саморазвитие языковой способности, мы предполагали вместе с тем активную роль взрослого, особенно в работе с трудными формами. Нами проявлялся интерес к речевой активности ребенка, внимание к любому высказыванию, поощрялся познавательный интерес к слову, вовлекался в совместную речевую деятельность, создавались необходимые условия. Мы постоянно задавали детям такие вопросы: «Можно ли так сказать?» , «Как сказать лучше?» «Почему ты думаешь, что так можно сказать?» «Скажи всем, как ты это понимаешь» и т.п. Процесс освоения слова, как лексической единицы языка строился во взаимосвязи с грамматической и фонетической работой, с формированием связной речи (диалогической и монологической). Широко использовались наглядность (рисунки, иллюстрации) и словесные объяснения, различные контексты, содержащие данное слово в том или ином своем значении. Все это способствовало развитию у детей активной ориентировочной деятельности в окружающей природе и позволяло становлению способностей выделять характерные признаки предметов и явлений живой и неживой природы, выстраивать логические цепочки, обобщать, а также предоставляло возможность практического выражения гуманистического отношения к природе.
Составление рассказов, сказок
с использованием многозначных слов
показало достаточно высокий уровень
понимания дошкольниками разных
значений полисемантичных слов. В
качестве основных нами использовались
упражнения, которые направлены были
на развитие следующих умений: сравнивать,
обобщать, группировать по значащим признакам,
воспринимаемым сенсорной системой
и адекватно употреблять
Вывод. Таким образом, обучение на данном этапе происходило как на занятии, так и в повседневной деятельности. Основным средством обучения как на занятиях, так и вне их была языковая игра и широкое применение наглядности, где большая роль отводилась наблюдениям в природе.
Контрольный эксперимент
Как указано выше, для проверки эффективности разработанной методики и подтверждения гипотезы исследования проводился контрольный эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной групп по методике констатирующего эксперимента.
В задания была включена дополнительно лексика из букварей.
Обследование выявило значительные различия в развитии словаря и связной речи детей экспериментальной и контрольной группах. Влияние обучения на формирование словаря детей отражено в таблице №2.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня
развития словаря детей
Группа испытуемых |
Этап исследования |
Уровни развития словаря (в процентах) | |||
высокий |
средний |
ниже среднего |
низкий | ||
Экспериментальная |
констатирующий контрольный |
5 50 |
35 40 |
45 10 |
20 - |
Контрольная |
констатирующий контрольный |
5 15 |
45 55 |
30 20 |
20 10 |
Анализ данных позволяет сделать выводы о качественных изменениях в лексическом развитии детей экспериментальной группы: при объяснении значений слов чаще стали давать определения близкие к словарным, количество определений по несущественным признакам уменьшилось в 4,5 раза; дети использовали различные значения многозначных слов при составлении словосочетаний и предложений; стали адекватнее подбирать синонимы и антонимы к словам природоведческого содержания. Отрицательных и неадекватных ответов не зафиксировано.
В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития связной речи. Значимым для нашего исследования является повышение процента лексического разнообразия. Прирост отмечен и в таких показателях, как, объем текста (в 2-4 раза), соответствие содержания теме высказывания.
Позитивные изменения выявлены и у испытуемых контрольной группы, однако динамика роста показателей лексического развития была значительно ниже, чем в экспериментальной группе. Появились дети с высоким уровнем развития связной речи. Уменьшилось количество испытуемых с уровнем «ниже среднего». Вместе с тем, больше половины детей показали лишь средний уровень развития словаря.
Полученные результаты позволяют
сделать вывод об эффективности
разработанной методики и подтверждают
выдвинутую гипотезу о том, что природа,
обладающая огромной педагогической ценностью,
оптимизирует развитие словаря старших
дошкольников, если его формирование
проводится на основе их сенсорного опыта
с учетом особенностей развития представлений
и понятий, и если дети овладеют способностью
выделять характерные признаки предметов
и явлений, обобщать, выстраивать
логические цепочки, освоив особенности
функционирования слова в речи как
единицы лексической системы
и активизации словаря в
Развитие словаря
Заключение
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Наша работа была ориентирована на развитие словаря детей 5-6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития и формирования словаря дошкольников.
Во второй главе рассмотрены методики работы по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром, приемы и формы работы.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной группе был выше, чем в экспериментальной. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 30%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
Ознакомление с окружающим миром в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
-во-первых, на тщательном,
обусловленном возрастными
- во-вторых, интеграции
работы с различными
- в-третьих, активного включения детей.
Исходя из анализа опытно-
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми по развитию словаря в процессе ознакомления с окружающим миром.
Библиография
1. Алексеева М.М., Яшина
В.И. Методика развития речи
и обучения родному языку
2. Алексеева М.М., Ушакова
О.С. Взаимосвязь задач
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.
5.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в общении детей. – М., 2001
6.Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38.
7.Бельтюков В.И. Пути
исследования механизма
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2‑еизд., дораб. –М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром