Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая мрр.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.

12.Воспитание и обучение  детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.

13. Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.

14.  Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. – М., 1961

15.Гербова В.В. Занятия  по развитию речи с детьми 4–6  лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.

16.Гербова В.В. Использование  детьми третьего года жизни  словарного запаса в повседневной  жизни и деятельности. // Ученые  записки: МГЗПИ.-1970.

17.    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.

18.   Громова О.Е. Методика  формирования начального детского  лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с.

19.  Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур., 2006. – 320 с.

21. Занятия по развитию  речи в детском саду / Под ред.  О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.

22.  Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.

23.  Захарова А.В. Опыт  лингвистического анализа словаря  детской речи. – Новосибирск, 1975.С.3-5.

24.  Иваненко А.П. Словарная  работа в детском саду. – Запорожье, 1975.

25.Левина Р.Е. Воспитание  правильной речи у детей. –  М: Просвещение, 1980.-32 с.

26.   Левина Р.Е., Никашина  Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии.  – М.,2001.

27.  Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.

28.  Методика развития  речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.-240с.

29. Развитие речи детей  дошкольного возраста: Пособие для  воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1984.

30.  Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – М., 1989.

31.Тихеева Е.И. Развитие  речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Конспект образовательной деятельности на развитие словаря.

Тема «Магазины»

Цель: уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи; закрепление навыков правильного произношения; закрепление навыков словообразования и словоизменение.

 

Задачи:

• Продолжать учить различать  на слух слова с определенным звуком, выделять первый звук в слове;

• Побуждать употреблять  в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

• Продолжать учить детей  описывать предмет;

• Упражнять в составлении  рассказа по картине;

• Учить употреблять слова - антонимы;

• Развивать память.

Оборудование:

Мягкие игрушки: ежик и  лисёнок.

Резиновые· игрушки: овощи  и фрукты.

Дидактический материал: электроприборы.

Сюжетная картина: «электроприборы».

Картинки: лиса, лисёнок, ёжик.

Ход занятия:

Организационный момент

Знакомство с темой 

Воспитатель загадывает детям  загадки:

1. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Ёж)

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса

Кто это?

(Лиса)

Сюрпризный момент: (стук в дверь)

Воспитатель вносит игрушки: лисенка и ёжика. Они здороваются  с ребятами.

Игрушки говорят: «Мы услышали, что вы говорили о нас».

Воспитатель: «Да, я загадывала детям загадки о вас, вы же наши друзья. Вы весь год приходили к  нам на занятия. Вот и сегодня  вы пришли снова, чтобы узнать чему же вы нас научили». Сегодня вместе с нашими друзьями мы отправимся по магазинам.

Давайте вспомним названия каких магазинов вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,

«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи - фрукты» и т.д.)

• Кто работает в магазине? (Продавцы)

• Как называют тех, кто  покупает товары? (Покупатели)

• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)

• Как надо детям вести  себя в магазине? (ничего не трогать  руками, не баловаться и т.д.)

Сначала мы с вами отправимся в магазин «Овощи - фрукты»

• Что в этом магазине продается? (Овощи и фрукты)

• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т.д.)

• Назовите овощи (Огурец, помидор, лук, свекла, морковь и т.д.)

Затем воспитатель просит 3-4 детей рассказать о фрукте (овоще).

Например: Апельсин - это  фрукт, он оранжевого цвета, круглой  формы, растет на дереве. Также можно  рассказать о лимоне, яблоке, огурце, капусте (о любом фрукте, овоще  по желанию детей).

• Чем отличаются фрукты от овощей? (Овощи растут в огороде - на грядках, а фрукты в саду - на деревьях и кустарниках)

Воспитатель предлагает детям  назвать первый звук в словах: яблоко, гpуша, банан, помидор, капуста, лук и т.д.

Игра «Назови ласково»:

Яблоко - яблочко;

Oгурец - огурчик;

Морковь - морковка;

Апельсин - апельсинчик;

Баклажан - баклажанчик и т.д.

Физминутка: « Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка ... кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

Воспитатель спрашивает у  детей: «Для чего нужно есть овощи  и фрукты?» (Для того, чтобы расти крепкими и здоровыми, в них много витаминов).

Ёжик и лисёнок хвалят детей, говорят какие они молодцы.

Воспитатель предлагает детям  отправиться в другой магазин «Электроприборы».

• Назовите, какие электроприборы вы знаете? (Дети называют электроприборы: утюг, телевизор, пылесос, электроплита, холодильник и т.д.)

• Для чего нужен каждый из этих электроприборов? (Ответы детей: каждый ребенок рассказывает о каком-либо электроприборе)

- Холодильник нужен для  того, чтобы хранить в нем продукты;

- Фен нужен для того, чтобы сушить волосы;

- Электроплита - чтобы готовить  еду;

- Магнитофон - слушать музыку;

- Телевизор ... ;

- Чайник ... и т.д.

Игра: «Один - много»

Утюг - утюги;

Телевизор - телевизоры;

Холодильник - холодильники;

Фен-фены;

Пылесос - пылесосы;

Торшер - торшеры;

Вентилятор - вентиляторы  и т.д.

Рассматривание сюжетной картины «Электроприборы» (Дети дают описание картины)

Физминутка:

Раз, два, три, четыре -

С мамой мы утюг купили.

Будем гладить, а потом

Всё на полки уберем.

Ну, а с папой мы вдвоем

Пылесосом пол протрем.

С делами управимся -

К телевизору усядемся.

(Дети сопровождают стихотворение  соответствующими движениями).

Ёжик и лисёнок хвалят детей. Предлагают рассмотреть картинки с их друзьями, и рассказать каких  они видят их друзей на картинках.

Например:

Лисенок - веселый, радостный, красивый, счастливый.

Лиса - хитрая, злая, красивая, нарядная.

Ёжик - добрый, веселый, счастливый.

Игра: «Скажи наоборот»

Чистый - грязный;

Жарко - холодно;

Хорошо - плохо;

Маленький - большой;

Новый - старый;

Злой - добрый;

Больной - здоровый.

Итог занятия: Ёжик и Лисёнок благодарят за знания детей, не зря они приходили весь учебный год в гости.

 

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Тема: «Моя Семья»

Цель занятия: Помочь детям понять родственные отношения в семье.

Задачи:

1.формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.

2.развитие мелкой моторики,

3.словарная работа: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой, папочка, папуля, угличане. 
4.воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи и городу.

Предварительная работа:

Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству  всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Дети сделали  заготовки (на картон нанесли слой пластилина). Чтение художественной литературы о  семье.

Материалы и оборудование:

Фланелеграф, изображения домов, «ладошки-деревья», картонные заготовки со слоем пластилина, горох, фотографии (лица) мамы, папы, дедушки, бабушки и ребенка.

Ход работы:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете, ракете, лодке, корабле)

Воспитатель: А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.

Воспитатель: Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.

Воспитатель: (на фланелеграфе расположены дома одноэтажные и многоэтажные, деревья в виде ладошки)- Что есть в нашем городе? (дома, деревья)- Какие дома? (многоэтажные, одноэтажные)- Что еще есть в городе? (деревья)- На что похожи деревья? (на ладошки)- Возьмите себе по дереву, какоё вам понравилось, и садитесь за столы.

Воспитатель: Давайте поиграем пальчиками. Сжали кулачок. Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.-О чем мы говорили, когда играли? (о семье)- А у вас есть семья?- Кто самый младший в вашей семье? (я)- Как ласково вас называют в семье?- Найдите свою фотографию и положите на мизинец

Воспитатель:

 Мы с мамой делали котлеты

 А за окошком дождик  шел

 Мы с мамой думали  при этом

 Как вместе быть  нам хорошо.

- О ком это стихотворение? (о маме)- А вам хорошо с мамой?- Как зовут твою маму?- А по  взрослому? (отчество)- Найдите фотографию  мамы и положите на безымянный  палец. Мама рядом с вами.

Воспитатель: Не терпит мой папа безделья и скуки

 У папы умелые сильные  руки.

 И если кому-нибудь надо помочь

 Мой папа всегда  поработать не прочь.

- О ком это стихотворение? (о папе)- А, папа какой? (сильный,  смелый, добрый)- А как ласково  можно назвать папу? (папуля, папочка)- Найдите фотографию папы и  положите на средний палец.  Папа рядом с мамой.

Физкультминутка «Ладушки, ладушки»

Воспитатель: Встаньте, мы немного отдохнем, поиграем ладошками. Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопки) А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)А у бабушки ладони добрые, предобрые (гладим ладони)Всё работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)И с любой печалью сладят, добрые ладони (подносим к лицу и дуем)Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопаем)Отдохнули? Садитесь на свои места.

Воспитатель:- Что умеет делать ваша бабушка? (вязать, пироги печь)- Найдите фотографию бабушки и положите на указательный палец.- У нас остался один пальчик - большой. Кто это? (дедушка)

Послушайте, какое стихотворение я знаю про дедушку:

У меня есть дедушка 

Как зима седой,

У меня есть дедушка

 С белой бородой.

на все мой дедушка

 Может дать ответ

 И не стар мой  дедушка

 Хоть ему сто лет.

-А дедушка дома помогает  бабушке?-Как он о вас заботится?-Найдите фотографию дедушки и положите на большой палец.

Воспитатель: Посмотрите, у вас получилась большая дружная семья на вашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Давайте с вами сделаем подарок. Задумайтесь на минутку, кому вы хотите сделать подарок и какой (на столе заготовки – картон и пластилин, в тарелочках горох). Дети делают подарки.

Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром