Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………
11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
12.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.
13. Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
15.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.
16.Гербова В.В. Использование
детьми третьего года жизни
словарного запаса в
17. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
18. Громова О.Е. Методика
формирования начального
19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур., 2006. – 320 с.
21. Занятия по развитию
речи в детском саду / Под ред.
О.С. Ушаковой – М:
22. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.
23. Захарова А.В. Опыт
лингвистического анализа
24. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975.
25.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.
26. Левина Р.Е., Никашина
Н.А. Общее недоразвитие речи //
Основы теории и практики
27. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
28. Методика развития
речи детей дошкольного
29. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1984.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
31.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
Приложение
Конспект образовательной деятельности на развитие словаря.
Тема «Магазины»
Цель: уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи; закрепление навыков правильного произношения; закрепление навыков словообразования и словоизменение.
Задачи:
• Продолжать учить различать на слух слова с определенным звуком, выделять первый звук в слове;
• Побуждать употреблять
в речи простейшие виды сложносочиненных
и сложноподчиненных
• Продолжать учить детей описывать предмет;
• Упражнять в составлении рассказа по картине;
• Учить употреблять слова - антонимы;
• Развивать память.
Оборудование:
Мягкие игрушки: ежик и лисёнок.
Резиновые· игрушки: овощи и фрукты.
Дидактический материал: электроприборы.
Сюжетная картина: «электроприборы».
Картинки: лиса, лисёнок, ёжик.
Ход занятия:
Организационный момент
Знакомство с темой
Воспитатель загадывает детям загадки:
1. Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)
Сюрпризный момент: (стук в дверь)
Воспитатель вносит игрушки: лисенка и ёжика. Они здороваются с ребятами.
Игрушки говорят: «Мы услышали, что вы говорили о нас».
Воспитатель: «Да, я загадывала детям загадки о вас, вы же наши друзья. Вы весь год приходили к нам на занятия. Вот и сегодня вы пришли снова, чтобы узнать чему же вы нас научили». Сегодня вместе с нашими друзьями мы отправимся по магазинам.
Давайте вспомним названия каких магазинов вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,
«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи - фрукты» и т.д.)
• Кто работает в магазине? (Продавцы)
• Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)
• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)
• Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не баловаться и т.д.)
Сначала мы с вами отправимся в магазин «Овощи - фрукты»
• Что в этом магазине продается? (Овощи и фрукты)
• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т.д.)
• Назовите овощи (Огурец, помидор, лук, свекла, морковь и т.д.)
Затем воспитатель просит 3-4 детей рассказать о фрукте (овоще).
Например: Апельсин - это фрукт, он оранжевого цвета, круглой формы, растет на дереве. Также можно рассказать о лимоне, яблоке, огурце, капусте (о любом фрукте, овоще по желанию детей).
• Чем отличаются фрукты от овощей? (Овощи растут в огороде - на грядках, а фрукты в саду - на деревьях и кустарниках)
Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах: яблоко, гpуша, банан, помидор, капуста, лук и т.д.
Игра «Назови ласково»:
Яблоко - яблочко;
Oгурец - огурчик;
Морковь - морковка;
Апельсин - апельсинчик;
Баклажан - баклажанчик и т.д.
Физминутка: « Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка ... кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
Воспитатель спрашивает у детей: «Для чего нужно есть овощи и фрукты?» (Для того, чтобы расти крепкими и здоровыми, в них много витаминов).
Ёжик и лисёнок хвалят детей, говорят какие они молодцы.
Воспитатель предлагает детям отправиться в другой магазин «Электроприборы».
• Назовите, какие электроприборы вы знаете? (Дети называют электроприборы: утюг, телевизор, пылесос, электроплита, холодильник и т.д.)
• Для чего нужен каждый из этих электроприборов? (Ответы детей: каждый ребенок рассказывает о каком-либо электроприборе)
- Холодильник нужен для того, чтобы хранить в нем продукты;
- Фен нужен для того, чтобы сушить волосы;
- Электроплита - чтобы готовить еду;
- Магнитофон - слушать музыку;
- Телевизор ... ;
- Чайник ... и т.д.
Игра: «Один - много»
Утюг - утюги;
Телевизор - телевизоры;
Холодильник - холодильники;
Фен-фены;
Пылесос - пылесосы;
Торшер - торшеры;
Вентилятор - вентиляторы и т.д.
Рассматривание сюжетной картины «Электроприборы» (Дети дают описание картины)
Физминутка:
Раз, два, три, четыре -
С мамой мы утюг купили.
Будем гладить, а потом
Всё на полки уберем.
Ну, а с папой мы вдвоем
Пылесосом пол протрем.
С делами управимся -
К телевизору усядемся.
(Дети сопровождают
Ёжик и лисёнок хвалят детей. Предлагают рассмотреть картинки с их друзьями, и рассказать каких они видят их друзей на картинках.
Например:
Лисенок - веселый, радостный, красивый, счастливый.
Лиса - хитрая, злая, красивая, нарядная.
Ёжик - добрый, веселый, счастливый.
Игра: «Скажи наоборот»
Чистый - грязный;
Жарко - холодно;
Хорошо - плохо;
Маленький - большой;
Новый - старый;
Злой - добрый;
Больной - здоровый.
Итог занятия: Ёжик и Лисёнок благодарят за знания детей, не зря они приходили весь учебный год в гости.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
Тема: «Моя Семья»
Цель занятия: Помочь детям понять родственные отношения в семье.
Задачи:
1.формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.
2.развитие мелкой моторики,
3.словарная работа: мизинец,
безымянный, средний, указательный, большой,
папочка, папуля, угличане.
4.воспитывать интерес и уважительное
отношение к членам семьи и городу.
Предварительная работа:
Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Дети сделали заготовки (на картон нанесли слой пластилина). Чтение художественной литературы о семье.
Материалы и оборудование:
Фланелеграф, изображения домов, «ладошки-деревья», картонные заготовки со слоем пластилина, горох, фотографии (лица) мамы, папы, дедушки, бабушки и ребенка.
Ход работы:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете, ракете, лодке, корабле)
Воспитатель: А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.
Воспитатель: Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.
Воспитатель: (на фланелеграфе расположены дома одноэтажные и многоэтажные, деревья в виде ладошки)- Что есть в нашем городе? (дома, деревья)- Какие дома? (многоэтажные, одноэтажные)- Что еще есть в городе? (деревья)- На что похожи деревья? (на ладошки)- Возьмите себе по дереву, какоё вам понравилось, и садитесь за столы.
Воспитатель: Давайте поиграем пальчиками. Сжали кулачок. Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.-О чем мы говорили, когда играли? (о семье)- А у вас есть семья?- Кто самый младший в вашей семье? (я)- Как ласково вас называют в семье?- Найдите свою фотографию и положите на мизинец
Воспитатель:
Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел
Мы с мамой думали при этом
Как вместе быть нам хорошо.
- О ком это стихотворение? (о маме)- А вам хорошо с мамой?- Как зовут твою маму?- А по взрослому? (отчество)- Найдите фотографию мамы и положите на безымянный палец. Мама рядом с вами.
Воспитатель: Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь.
- О ком это стихотворение? (о папе)- А, папа какой? (сильный, смелый, добрый)- А как ласково можно назвать папу? (папуля, папочка)- Найдите фотографию папы и положите на средний палец. Папа рядом с мамой.
Физкультминутка «Ладушки, ладушки»
Воспитатель: Встаньте, мы немного отдохнем, поиграем ладошками. Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопки) А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)А у бабушки ладони добрые, предобрые (гладим ладони)Всё работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)И с любой печалью сладят, добрые ладони (подносим к лицу и дуем)Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопаем)Отдохнули? Садитесь на свои места.
Воспитатель:- Что умеет делать ваша бабушка? (вязать, пироги печь)- Найдите фотографию бабушки и положите на указательный палец.- У нас остался один пальчик - большой. Кто это? (дедушка)
Послушайте, какое стихотворение я знаю про дедушку:
У меня есть дедушка
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
на все мой дедушка
Может дать ответ
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.
-А дедушка дома помогает бабушке?-Как он о вас заботится?-Найдите фотографию дедушки и положите на большой палец.
Воспитатель: Посмотрите, у вас получилась большая дружная семья на вашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Давайте с вами сделаем подарок. Задумайтесь на минутку, кому вы хотите сделать подарок и какой (на столе заготовки – картон и пластилин, в тарелочках горох). Дети делают подарки.
Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром