Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая мрр.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………………………..

Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..

    1. Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
    2. Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
    3. Особенности развития словаря детей  дошкольного возраста…………………..
    4. Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………

  Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..

2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………

2.2   Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Библиография………………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

 В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.

 Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и другие.

 В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

 Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

 Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

 Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей. Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом работа по ознакомлению с окружающим миром будет влиять на развитие словаря детей.

 Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования: особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром.

 Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель.

 Цель: выявление особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

 В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет развивать словарь ребенка.

 Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

2. Дать определение словарной работе и раскрыть ее значение.

3. Выделить особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

4. Провести обследование словарной работы с детьми дошкольного возраста.

5.Разработать конспекты  образовательной деятельности по  ознакомлению с окружающим миром  и развитию словаря.

 Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста

1.1.Понятие словарной работы  и ее значение.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. [11]

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом.

Для того чтобы  раскрыть сущность и значение словарной  работы с детьми, ее место в общей  системе работы по развитию речи, обратимся  к характеристике слова, его роли в языке и речи.

В современной  научной литературе слово рассматривается  как знак, обозначающий результат  познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, т.е. наличие значения и способность  слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения  словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.[22]

Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические  значения – сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение  речью как средством общения  и орудием мышления. Значение слова  имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова  различают и вторую сторону –  систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается. Например, слово стол указывает на определенный предмет – стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня стил, постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.

Соотношение наглядных образных компонентов  слова с абстрактными, обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив. [30]

С физиологической  точки зрения слово является универсальным  средством сигнализации, которое  может заменить все возможные  для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной  нервной связи между ним и  образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного  мозга по законам, открытым И. П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем  реального предмета, когда в его  основе есть конкретные представления. Бывает, что, запомнив слово, ребенок  не всегда соотносит его с действительностью. В этом случае нарушается связь между  первой и второй сигнальными системами и искажаются его представления об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обусловливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.[16]

С психологической  точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова  есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». «Обобщение и значение слова суть синонимы». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л. С. Выготский). Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие  и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием  познавательной деятельности, с накоплением  представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного  мышления.

Следует различать  значение и смысл слова. Смысл  – это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими (сравните, например, значение слова тяжелый в предложениях: Тяжелый груз; Особенно тяжелые испытания выпали на нашу долю в начале войны – С. Смирнов; За ним повсюду Всадник Медный тяжелой поступью скакал – А. Пушкин; Склонила тяжелую голову рожь – Я. Дягутите). Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке  существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую  систему. Каждая лексическая единица  этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля, или так называемые вербальные сети. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.[8]

Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться  в словосочетаниях, предложениях, связном  высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной  речи детей. С одной стороны, в  речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для  действительного освоения лексики  языка, а с другой – точность и  разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой  связной речи.

Таким образом, для выяснения сущности словарной  работы в детском саду очень важно  подчеркнуть, что значение слова  можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова  с предметом, 2) связи слова с  определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы  языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова – значит овладеть всеми  его сторонами.[22]

Анализ природы  слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в  словарной работе с дошкольниками  два аспекта. Первый аспект заключается  в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной.[1]

Второй аспект заключается в усвоении слова  как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают  ознакомление детей с многозначными  словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление  в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина и его  учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической  основы речи и занимает важное место  в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она  имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного  развития, поскольку содержание исторического  опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой  форме и прежде всего в значениях  слов (А. Н. Леонтьев).[4]

Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром