Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
I Теоретические основы формирования словаря
детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Глава II Методика развития словаря
детей в процессе ознакомления с окружающим
миром…………………………………………………………………
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и другие.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей. Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом работа по ознакомлению с окружающим миром будет влиять на развитие словаря детей.
Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром.
Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель.
Цель: выявление особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет развивать словарь ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.
2. Дать определение словарной работе и раскрыть ее значение.
3. Выделить особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
4. Провести обследование словарной работы с детьми дошкольного возраста.
5.Разработать конспекты
образовательной деятельности
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1.Понятие словарной работы и ее значение.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. [11]
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом.
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Лингвисты выделяют
такие обязательные свойства слова,
как фонетическая выраженность, грамматическое
оформление, семантическая валентность,
т.е. наличие значения и способность
слова сочетаться с другими словами.
Отсюда вытекает важный методический
вывод о необходимости
Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается. Например, слово стол указывает на определенный предмет – стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня стил, постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.
Соотношение наглядных образных компонентов слова с абстрактными, обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив. [30]
С физиологической
точки зрения слово является универсальным
средством сигнализации, которое
может заменить все возможные
для человека раздражители. Усвоение
слова есть образование временной
нервной связи между ним и
образом объекта реального
С психологической
точки зрения значение есть обобщение,
выражающее понятие. Значение слова
есть «единство обобщения и общения,
коммуникации и мышления». «Обобщение
и значение слова суть синонимы».
Именно в значении слова «завязан
узел того единства, которое мы называем
речевым мышлением» (Л. С. Выготский).
Взгляд на слово как на «феномен
мышления» определяет своеобразие
и роль словарной работы с детьми.
Она тесно связана с развитием
познавательной деятельности, с накоплением
представлений об окружающей жизни,
с формированием элементов
Следует различать значение и смысл слова. Смысл – это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими (сравните, например, значение слова тяжелый в предложениях: Тяжелый груз; Особенно тяжелые испытания выпали на нашу долю в начале войны – С. Смирнов; За ним повсюду Всадник Медный тяжелой поступью скакал – А. Пушкин; Склонила тяжелую голову рожь – Я. Дягутите). Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.
Слова в языке
существуют не изолированно друг от друга.
Они входят в единую лексическую
систему. Каждая лексическая единица
этой системы связана различными
отношениями с другими
Ребенок только
тогда может освоить значение
слова, когда оно будет употребляться
в словосочетаниях, предложениях, связном
высказывании. Поэтому формирование
словаря должно проходить в тесной
взаимосвязи с развитием
Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.[22]
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной.[1]
Второй аспект
заключается в усвоении слова
как единицы лексической
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).[4]
Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром