Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………
1) Расширение
словаря ребенка на основе
ознакомления с постепенно
2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3) Введение слов, обозначающих
элементарные понятия, на
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
«Программа» предъявляет
к активному словарю детей
определенные требования. Неоднократно
подчеркивается, что дети должны
не только знать что-то об
окружающем мире, но и уметь
выразить свои знания в словах,
назвать воспринимаемый
Непосредственное восприятие
окружающего мира в процессе экскурсий;
наблюдения, обследование предметов, рассматривание
картин и другие наглядные методы
продолжают занимать ведущее место.
Усложнение состоит в расширении
круга объектов, с которыми знакомят
детей, в увеличении набора предметов
и материалов, их признаков. Одно из
основных правил введения новых слов
в словарь ребенка –
По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада («Какие комнаты есть в детском саду? Как называется комната, в которой мы находимся сейчас? Сколько дверей выходит в коридор? Куда ведет эта дверь?» и т. п.).Дети вспоминают, что наблюдали прежде («Куда мы попадем, если выйдем из групповой комнаты?А если повернем налево?»).
Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада, в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов.[17]
Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая, мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: теплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляются глаголы: прыгает, скачет, присел, жует, принюхивается, хрустит (морковкой). Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, дается их описание.
Одновременно с углублением
знаний происходит освоение слов, более
точно характеризующих
В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.
Вывод. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром
2.1. Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром (по данным констатирующего эксперимента).
Формирующий эксперимент охватывал учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой.
Основная цель данного
этапа экспериментальной
Задачи опытно-
1.Выбор наиболее эффективных
методов и приёмов,
2. Побуждение детей к
расширению сферы
При проведении опытно-экспериментальной работы в обеих группах были созданы примерно одинаковые педагогические условия. Образование педагогов - среднее специальное. Воспитатели постоянно интересовались вопросами методики развития речи детей дошкольного возраста, проводили беседы с родителями о речевом развитии. С нашей стороны в экспериментальной группе проводились консультации для родителей по результатам диагностики речевого развития детей, давались соответствующие рекомендации.
Содержание работы строилось на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента об уровне усвоения дошкольниками лексики природоведческого содержания. Особое внимание уделялось принципам отбора лексического материала, выделенным в работах А.М. Бородич, Ю.С. Ляховской, В.И. Яшиной и др.:
тематический принцип;
коммуникативная целесообразность
частота употребления слов в букварях и речи детей;
принцип опережающего речевого развития;
доступность слова детям 6-7 лет по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям.
В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию. Нами был разработан перспективный план лексической работы , состоящий из трех этапов.
I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:
активизировать имеющийся
у ребенка природоведческий словарь.
Обогащать словарь путем
учить анализировать предметы и явления, вникать в их свойства, абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов.
учить опираться на разные признаки предметов для классификации.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:
наблюдения и сравнения;
экскурсии;
восприятие и анализ произведений искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы) природоведческой тематики;
индивидуальные задания познавательного характера;
дидактические игры и упражнения.
Работа по обогащению природоведческого словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Мы старались не оставлять без внимания и руководства все виды деятельности, имеющие место в дошкольном образовательном учреждении (игровая, учебная, трудовая, бытовая).
Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми природоведческих знаний и зрительных образов:
с занятиями по познавательному развитию,
изобразительной деятельности,
ознакомлению с художественной литературой,
разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).
Широко использовалось чтение художественной литературы: эффективным, на наш взгляд, является сочетание на одном занятии нескольких произведений по принципу сходства или противоположности описания природного явления, животного, растения. Например: сравнение первого снега, описанного А. Пушкиным и Г. Скребицким; описание сосулек Э. Шимом и Г. Поташниковой; описание щенков в произведениях К. Паустовского и Е. Чарушина; и т.п.
В качестве основных - нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:
лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
объяснение значений слов педагогом; подбор однокоренных слов; лексические упражнения на подбор антонимов, синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.
Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства. Особенности описания природного явления, внешнего вида животных, птиц, растений посредством музыки и картин сравнивается с их описанием в художественной литературе. Так на занятии «Зима» при рассматривании репродукций картин И. Шишкина «Лес», К.Ф. Юона «Русская зима» использовалась музыка П.И. Чайковского «Времена года»; сравнение описаний зимы в стихотворениях С. Есенина, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева сопровождалось просмотром слайдов. В ходе беседы детям задавались вопросы, уточняющие их знания, активизирующие словарь: проводились лексические упражнения.
Какое время года изобразили художники? Почему вы так считаете? Какими словами можно сказать о зиме? (волшебная, сказочная, снежная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница)
Какая погода изображена? Как можно назвать погоду, когда идет снег? (снегопад, вьюга, метель, пурга).
Какого цвета больше всего на картинах? Почему?
Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый...)
Какое название вы бы дали картине? О чем хотел рассказать нам художник?
Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?
Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? Для кого это плохо?
Как называется эта птица? (синица) А как ты думаешь, почему она так называется? Какого цвета у нее перышки? Почему синичка не улетела зимой в жаркие страны? Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Каких зимующих птиц ты знаешь? Каких перелетных птиц ты знаешь?
Как называется эта птица? (снегирь) Почему она так называется? Чем снегирь отличается от голубя?
Вы узнали дерево, на котором сидит снегирь? Как вы узнали? Рябина хвойное дерево или лиственное? И т.д.
Эффективен, по нашему мнению,
прием иллюстративного
С целью формирования обобщенных
представлений о природных
Понятие об отношении вещей между собой, об их сходстве и различии служит основой классификации, поэтому мы важны научить детей классифицировать предметы и объекты максимально возможным количеством способов. В процессе занятий дети учились классифицировать предметы по размеру, качеству, форме и т.п., усваивали слова, выражающие эти понятия. Это развивало исследовательские навыки, творческий подход и позволяло переносить имеющиеся уже знания и навыки в новые ситуации.
На данном этапе осуществлялось познание живых объектов, их свойств и качеств, внутренних связей и формирование на этом опыта отношения к ним, а также обогащение содержания природоведческой лексики и познавательных умений.
После проведения первого этапа работы нами был осуществлён промежуточный диагностический срез, который показал, что большинство дошкольников стали более внимательно относиться к своей речи и речи сверстников. Они научились (а некоторые закрепили ранее сформированный навык) классифицировать предметы и объекты разными способами. Но часть детей (30%) по-прежнему испытывают затруднения при выполнении задания, что объясняется отсутствием в их словаре соответствующих названий предметов и объектов. За многими словами у детей не сформированы соответствующие представления. К таким словам нами отнесены: брусника, град, ива, клюква, ливень, лилия, линь, незабудка, осина, палтус, пурга, буран, хек и другие. В связи с этим нами была продолжена работа по обогащению и активизации словаря детей словами природоведческого содержания.
На втором этапе, в процессе
ознакомления с живой природой большое
внимание уделялось формированию представлений
о внешних связях живого организма
со средой и совершенствованию
активизировать знакомые слова путем использования их в новых речевых ситуациях;
учить подбирать слова, входящие в родовидовую группу, по соответствующему обобщающему признаку;
закреплять обобщающие наименования на основе сравнения признаков предметов;
учить объяснять значение
некоторых мотивированных слов, употреблять
их в словосочетаниях и
учить детей понимать и подбирать антонимы и синонимы к существительным и глаголам.
Поставленные задачи мы решали с помощью следующих методов и приемов:
раскрытие объема родового понятия;
Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром