Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………..
Глава I Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………………………..
Понятие словарной работы и ее значение…………………………………………………..
Эволюция исследования в области развития речи и формирования словаря детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………..
Задачи и содержание словарной работы в детском саду……………………………
Глава II Методика развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром……………………………………………………………………………………..
2.1 Особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром(по данным констатирующего эксперимента)……………………
2.2 Содержание и методика опытной работы с детьми………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая мрр.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

Усвоение  словаря решает задачу накопления и  уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны  мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность  словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному  обучению. Дети, не владеющие достаточным  лексическим запасом, испытывают большие  трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Проводя словарную  работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического  воспитания. Через слово формируются  нравственность, навыки поведения. В  отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается  не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В  ее традиции уроки родного языка  – это уроки воспитания нравственности, гражданственности (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие). Большое  значение имеет воспитательный потенциал  лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.[23]

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей  также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных  состояний и их внешнего выражения. Психологи считают, что перевод  конкретно-чувственного понимания  эмоциональных состояний на уровень  осмысления возможен лишь при условии  точной и полной их вербализации. Для  диагностики и коррекции эмоционального развития детей наряду с другими  параметрами эмоциональной характеристики важными являются уровень передачи эмоционального состояния (своего и  чужого) в речевом плане, терминологическая  оснащенность речи.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана  со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.[30]

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы  языка и речи, его значение в  психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей  системе работы по развитию речи детей  в детском саду.

1.2. Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста.

 Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

 Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.[12]

 Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря.

 Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. Рекомендации по формированию речи Я.А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых 6 лет. До 3 лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на 4,5 и 6 годах – обогащению речи, названию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Я.А. Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных.[8]

 Иоганн Генрих Песталоцци в обучении языку выдвинул 3 основные задачи:

1)         обучение звуку, или средству  развития органов речи;

2)         обучение слову, или средству  ознакомления с предметами;

3)         обучение речи, или средству научится  ясно выражаться о предметах.

 В первой половине ХХ века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель. Он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша.

 Задачу воспитания Ф. Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

 Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К.Д. Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К.Д. Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели:

1)         развитие дара слова;

2)         усвоение форм языка, выработанных  как народом, так и художественной  литературой;

3)         усвоение грамматики, или логики  языка.[1]

 Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно – в 20–30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Развитие умения ориентироваться в окружающем тесно связывалась с обогащением содержания речи. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы отбора содержания и эффективные пути развития речи.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала  деятельность Е.И. Тихеевой. Теоретическую  основу разработанной ею системы  составляют следующие положения:

1)         развитие речи осуществляется  в единстве с умственным развитием;

2)         речь детей развивается в социальной  среде, в процессе общения с  взрослыми и сверстниками;

3)              речь развивается в деятельности  и в первую очередь в игре  и труде;

4)         руководство развитием речи должно  охватывать все периоды жизни  ребенка.[27]

 Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях.[31]

 Е.А. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

 Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, которые проводились под руководством Ф.А. Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

 Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М.М. Кониной и А.М. Бородич, В.И. Логиновой.[10]

 В.И. Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.[24]

 Теоретические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:

1)Структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;

2) Функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком и коммуникативной функции;

3) Когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

 Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной и др.[11]

 Итак, результаты исследований изменили подходы к содержанию и методам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания детей об элементах языковой действительности, языкового общения, обеспечивающие лингвистическое развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены  в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей  дошкольного возраста выделяют две  стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится  в зависимости от условий жизни  и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень  разнятся между собой. Первые осмысленные  слова появляются у детей к  концу первого года жизни. В современной  отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания  речи в значительной мере опережает  активный словарь. После полутора лет  обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго  года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения  способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные  их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также  быстро возрастает, однако темпы этого  прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего  увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит  до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются  и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».[1]

Особенно быстро увеличивается  число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей  с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного  как наиболее абстрактной части  речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры  детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены  особенности содержания наиболее употребительных  частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных  названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы  – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных  наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.[31]

Данные, которые приведены  выше, свидетельствуют, что дети уже  на третьем году жизни располагают  довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие –  развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

По мнению Н. X. Швачкина, наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал А. А. Потебня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Словом «пухоня» ребенок, бывший под наблюдением Потебни, называл кухарку и пироги, которые она ему подавала. Эти первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.[4]

Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом  развития. Уже с 10 – 11 мес., по данным Ф. И. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать  не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом (ребенку, который всегда играл только с белым мячом, дали два мяча – знакомый ему белый и незнакомый большой цветной мяч. В ответ на вопрос «Где мяч?» ребенок всегда показывал только на белый мяч). Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.

Информация о работе Развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром