Развитие мотивации учения старшеклассников во внеклассной учебной работе по информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

В настоящее время внеклассная учебная работа не только не потеряла своей значимости, но и приобретает еще большее значение в связи с появле-нием новых учебных предметов, форм и методов организации учебных заня-тий, в связи с развитием дидактических средств, в том числе - с привлечени-ем персональных компьютеров в учебно-воспитательный процесс.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. ПОНИМАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 40
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 40
2.2. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 3

 

ГЛАВА 1. ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ  РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7

 

1.1. ПОНИМАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО  ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ  7

 

1.2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 24

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ  УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В  СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 40

 

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ  И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ  УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ  40

 

2.2. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ 64

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Введение

 

Государственная политика в области  образования определяется рядом  основополагающих документов - законом российской федерации "Об обра-зовании", федеральным законом "О высшем и послевузовском профессио-нальном образовании", Национальной доктриной образования в российской федерации до 2025 года и Федеральной программой развития образования на 2000-2025 годы. Основные принципы, изложенные в этих документах, разви-ваются в Концепции модернизации российского образования.

 

Процесс обучения и воспитания очень  сложен и многогранен, что тре-бует организации не только урочной, но и  внеурочной деятельности. Приви-тие учащимся устойчивого интереса к предмету, дополнение и углубление знаний, получаемых учащимися на уроках, развитие индивидуальных инте-ресов и способностей учащихся, наконец, организация эффективной помощи отстающим учащимся - эти и другие задачи могут быть решены при работе с учащимися во внеурочное время.

 

Внеурочная работа формирует и  развивает личность учащегося. Управ-лять этим процессом - значит не только развивать  и совершенствовать зало-женное в  человеке природой, но и формировать  у него потребность в посто-янном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Сами принципы организации внеклассной и внеурочной учебной работы по пред-метам позволяют говорить о значимом влиянии данной формы учебно-воспитательной деятельности на мотивацию учащихся. Добровольность, опора на интерес, учет индивидуальных способностей учащихся - именно эти требования положены в основу развития мотивации учебной деятельно-сти. Развитие познавательной мотивации рассматривается такими учеными, как Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова, В.И. Андреев, Л.А. Казанцева и др.

 

Внеурочная учебная деятельность в отечественном образовании  имеет богатую историю. Значимое место вопросы организации внеурочной работы занимают в трудах педагогов, методистов, учителей дореволюционной Рос-сии: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др. Большой вклад в оп-ределение сущности единства и взаимообусловленности процессов обучения в развитии и воспитании школьников, на разработку путей и средств взаимо-связанного построения этих процессов внесли советские педагоги: Ю.К. Ба-банский, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин, Н.И. Болдырев, Б.Б. Есипов и др. Вне-урочная деятельность регламентирована на государственном уровне, в част-ности, факультативные занятия предусмотрены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г.

 

В настоящее время внеклассная  учебная работа не только не потеряла своей значимости, но и приобретает  еще большее значение в связи  с появле-нием новых учебных предметов, форм и методов организации учебных заня-тий, в связи с развитием дидактических средств, в том числе - с привлечени-ем персональных компьютеров в учебно-воспитательный процесс.

 

К общетеоретическим и практическим вопросам организации внеуроч-ной  учебно-воспитательной деятельности учащихся общеобразовательных школ в своих трудах обращались многие исследователи. Среди них: О.Ф. Ка-бардин, С.Е. Каменецкий, С.В. Гременникова, А.Г. Кушниренко, Т.Н. Кале-чиц, И.Я. Ланина и др.

 

В настоящее время учителями  информатики накоплен достаточно большой опыт факультативной и кружковой работы по предмету. Факульта-тивный курс по информатике на уровне общего среднего образования на-правлен на подготовку учащихся к деятельности с использованием совре-менных компьютерных технологий. Внеклассная учебная работа в настоящее время рассматривается как мощное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство активизации творческих способностей и самостоятельности мысли каждого ученика и как средство расширения и уг-лубления знаний, приобретаемых учащимися на уроках.

 

Однако, несмотря на достаточно глубокую проработку вопроса органи-зации  внеклассной учебной работы, в  настоящее время по дисциплине "Ин-форматика" проблема остается нерешенной. Данное положение обусловлено рядом  объективных и субъективных причин, среди которых можно выделить: быстрые темпы развития как аппаратной, так и программной базы компью-терной техники, быстрое проникновения информационно-коммуникационных технологий во все отрасли хозяйства и общественной жизни, в том числе - в образование, сравнительно короткий срок введения персональных компьютеров в школу как предмета изучения, недостаточная разработанность методики организации внеклассной учебной работы по ин-форматике и др.

 

Данное противоречие между потребностями  современного общества и педагогической практики и уровнем развития методической базы организа-ции внеклассной и внеурочной учебной деятельности определяют актуаль-ность настоящего исследования "Развитие мотивации учения старшеклассни-ков во внеклассной учебной работе по информатике".

 

Объектом исследования является мотивация  учения старшеклассников.

 

Предмет исследования - методические аспекты развития мотивации учения старшеклассников средствами внеклассной  работы по информатике.

 

Цель работы - на основе обобщения теоретических положений и пере-дового педагогического опыта разработать учебную программу факультатив-ных занятий по информатике, способствующих развитию мотивации учения старшеклассников.

 

Объект, предмет и поставленная цель обусловливают следующие зада-чи исследования:

 

1. на основе анализа педагогической  литературы выявить понимание  и значимость внеклассной учебно-воспитательной  работы в общеобразова-тельной  средней школе;

 

2. выявить общие особенности  учебной мотивации старшеклассников;

 

3. обобщить опыт внеклассной учебной работы в старших классах об-щеобразовательной средней школы на примере организации факультативных занятий по информатике;

 

4. разработать учебную программу  факультативных занятий по ин-форматике,  способствующих развитию мотивации  учения старшеклассников.

 

Для решения поставленных задач  в данной работе использованы раз-личные методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирова-ние, анкетирование, обобщение передового педагогического  опыта, стати-стические методы обработки  информации.

 

Практическая значимость исследования: материал данной работы мо-жет использоваться при подготовке и проведении факультативных курсов по информатике в средней  школе.

Список литературы

 

1. Божович, Л.И. Потребность в  новых впечатлениях / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.-Воронеж: 1995. - С.157-162.

 

2. Босова, Л.Л.  Уроки информатики в 5-6 классах:  Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2006.-320 с. 

 

3. Ваганова, Е.И. Природа и сущность мотивации учебной деятель-ности / Е.И. Ваганова [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://pravo.vuz-chursin.ru/?d=424 свободный. - Дата обращения 23.02.2010.

 

4. Гейн, А.Г.  Информатика, 10-11: Книга для учителя  / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2001. - 207 с.

 

5. Гребенникова, С.В. Мы - информатики : Учебное  пособие для 5-8-х классы средней  школы / С.В. Гребенникова, В.Г.  Хлебостроев. - М.: Про-свещение, 2005. - 190 с.

 

6. Информатика для средней школы.  Учебная программа для школ. Разработана рабочей группой Международной федерации по обработке ин-формации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО / "Информика" (МО РФ). [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informika.ru/text/goscom/ unesco/inf.html свободный. - Дата обращения 03.03.2010.

 

7. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и  внешкольная работа с учащимися  / Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина. - М.: "Просвещение", 1980. - 87 с.

 

8. Каптеров, П.Ф. Дидактика: Лекции / П.Ф. Каптерев. - СПб., 2005. - 624 с.

 

9. Концепция содержания обучения  информатике в 12-летней шко-ле // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 17-22.

 

10. Кушниренко, А.Г. и др. Информационная культура. 9-10 кл. / А.Г. Кушниренко [и др.] - М.: Издательство Дрофа, 1999. - 280 c.

 

11. Кушниренко, А.Г. Информационная  культура. 11 кл. / А.Г. Куш-ниренко  [и др.]. - М.: Издательство Дрофа, 1999. - 265 c.

 

12. Ланина, И.Я. Внеклассная работа по физике / И.Я. Ланина. - М.: Просвещение, 1977. - 223с.

 

13. Леднев, В.С. О теоретических  основах содержания обучения  ин-форматике в общеобразовательной  школе / В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков // Информатика и  образование. - 2000. - № 2. - С. 13-16.

 

14. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность  и индивидуальные различия / Н.С.  Лейтес. - М.: Изд-во "Институт практической  психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 448 с.

 

15. Лопатникова, Т. И. Внеклассная  работа по информатике в  педаго-гических колледжах / Т.И. Лопатникова // Информатика в школе. - 2001 - № 1. - С. 52-55.- ISSN/ISBN 0130-5522

 

16. Макарова, Н.В. Программа по  информатике (системно-информационная  концепция) / Н.В. Макарова. - СПб.: Питер. 2004. - 64с.

 

17. Малев, В.В. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета / В.В. Малев, А.А. Малева. - Воронеж: ВГПУ, 2003. - 152 с. - (Серия "Теория и методика обучения информатике")

 

18. Маркова, А.К. Формирование  мотивации учения в школьном воз-расте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

 

19. Методические и справочные  материалы по внедрению разви-вающих  педтехнологий в профессиональное  образование / Под научной ре-дакцией  Н.Н. Михайловой. - М.: ИРПО, 2000.

 

20. Методическое письмо о преподавании  учебного предмета "Ин-форматика  и ИКТ" и информационных  технологий в рамках других  предме-тов в условиях введения  федерального компонента государственного  стан-дарта общего образования  // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 3-12.

 

21. Обязательный минимум содержания  среднего (полного) общего образования  по информатике // Программно-методические  материалы: Ин-форматика. 7-11 кл. / Сост. Л.Е. Самовольнова. - М: Дрофа, 2001. - 96 с.

 

22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.

 

23. Правила оказания платных  образовательных услуг : Постановле-ние  Правительства Российской Федерации  от 5 июля 2001 г. № 505.

 

24. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образова-ние. - 2004. - № 4. - С. 20-26.

 

25. Сборник нормативных документов "Информатика и ИКТ". - М.: Дрофа, 2004. - 144 с.

 

26. Симонович, С.В. Компьютер в  вашей школе / С.В. Симонович. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 336с.

 

27. Синичкин, В. П. Внеклассная  работа по информатике / В. П.  Си-ничкин, О. П. Синичкина. - М.: Издательство "Лицей", 2002. - 208 с. - ISBN: 5-8053-0240-3

 

28. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. - 224с

 

29. Теория и методика обучения  информатике. [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: kgpu.real.kamchatka.ru/ свободный. - Дата обращения 15.03.2010.

 

Приложение

 

30. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений  в 11 т. / К.Д. Ушинский. -М.-Л.: АПН  РСФСР, 1948 - 1952.

 

31. Федеральный стандарт общего  среднего образования по инфор-матике  и информационным технологиям  (проект). [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: http://www.vspu.ac.ru/sci/fedstd/ свободный. - Дата обращения 12.03.2010.

 

32. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики  процесса развития личности / Д.И.  Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный  институт: Флин-та, 1999. - 672с.

 

33. Хлебостроев, В.Г. Информатика  и информационно-коммуникационные  технологии: методическое пособие  / В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова  Л.А. - М.: "Просвещение", 2005. - 160 с.

 

34. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы  формирования познава-тельных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика. 1988. -208с.

Примечания:

 

Примечаний нет.

 

 

Дисциплина: Педагогика «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» ( Дипломная работа, 61 стр. )

" Развитие мотивации учения  старшеклассников во внеклассной учебной работе по информатике " ( Дипломная работа, 83 стр. )

"Активизация познавательной  деятельности учащихся при изучении  темы "Делимость целых чисел"  в рамках профильной школы" ( Дипломная работа, 79 стр. )

"Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств старшеклассников" ( Дипломная работа, 83 стр. )

"Игра как фактор развития  познавательных процессов младших  школьников"* ( Дипломная работа, 59 стр. )

"Методика изучения темы "Квадратный  трёхчлен" на основе принципов развивающего обучения" ( Дипломная работа, 86 стр. )

"Методические аспекты применения  системы поэтапного обучения  физике Н. Н. Палтышева при  развитии познавательной самостоятельности  старшеклассников на уроках математики" ( Дипломная работа, 88 стр. )

"Нарушение письма у учащихся  с задержкой психического развития". е342 ( Дипломная работа, 80 стр. )

"Особенности выбора будущей  профессии старшеклассниками в  зависимости от личностных особенностей" ( Дипломная работа, 80 стр. )

"Педагогическое стимулирование процессов самоактуализации у старшеклассников на уроках информатики (на примере изучения темы: "Электронные таблицы") ( Дипломная работа, 97 стр. )

Информация о работе Развитие мотивации учения старшеклассников во внеклассной учебной работе по информатике