Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:04, реферат
В настоящее время внеклассная учебная работа не только не потеряла своей значимости, но и приобретает еще большее значение в связи с появле-нием новых учебных предметов, форм и методов организации учебных заня-тий, в связи с развитием дидактических средств, в том числе - с привлечени-ем персональных компьютеров в учебно-воспитательный процесс.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. ПОНИМАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 40
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 40
2.2. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. ПОНИМАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ
1.2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 40
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 40
2.2. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Введение
Государственная политика в области образования определяется рядом основополагающих документов - законом российской федерации "Об обра-зовании", федеральным законом "О высшем и послевузовском профессио-нальном образовании", Национальной доктриной образования в российской федерации до 2025 года и Федеральной программой развития образования на 2000-2025 годы. Основные принципы, изложенные в этих документах, разви-ваются в Концепции модернизации российского образования.
Процесс обучения и воспитания очень сложен и многогранен, что тре-бует организации не только урочной, но и внеурочной деятельности. Приви-тие учащимся устойчивого интереса к предмету, дополнение и углубление знаний, получаемых учащимися на уроках, развитие индивидуальных инте-ресов и способностей учащихся, наконец, организация эффективной помощи отстающим учащимся - эти и другие задачи могут быть решены при работе с учащимися во внеурочное время.
Внеурочная работа формирует и развивает личность учащегося. Управ-лять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать зало-женное в человеке природой, но и формировать у него потребность в посто-янном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Сами принципы организации внеклассной и внеурочной учебной работы по пред-метам позволяют говорить о значимом влиянии данной формы учебно-воспитательной деятельности на мотивацию учащихся. Добровольность, опора на интерес, учет индивидуальных способностей учащихся - именно эти требования положены в основу развития мотивации учебной деятельно-сти. Развитие познавательной мотивации рассматривается такими учеными, как Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова, В.И. Андреев, Л.А. Казанцева и др.
Внеурочная учебная
В настоящее время внеклассная учебная работа не только не потеряла своей значимости, но и приобретает еще большее значение в связи с появле-нием новых учебных предметов, форм и методов организации учебных заня-тий, в связи с развитием дидактических средств, в том числе - с привлечени-ем персональных компьютеров в учебно-воспитательный процесс.
К общетеоретическим и
В настоящее время учителями информатики накоплен достаточно большой опыт факультативной и кружковой работы по предмету. Факульта-тивный курс по информатике на уровне общего среднего образования на-правлен на подготовку учащихся к деятельности с использованием совре-менных компьютерных технологий. Внеклассная учебная работа в настоящее время рассматривается как мощное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство активизации творческих способностей и самостоятельности мысли каждого ученика и как средство расширения и уг-лубления знаний, приобретаемых учащимися на уроках.
Однако, несмотря на достаточно глубокую проработку вопроса органи-зации внеклассной учебной работы, в настоящее время по дисциплине "Ин-форматика" проблема остается нерешенной. Данное положение обусловлено рядом объективных и субъективных причин, среди которых можно выделить: быстрые темпы развития как аппаратной, так и программной базы компью-терной техники, быстрое проникновения информационно-коммуникационных технологий во все отрасли хозяйства и общественной жизни, в том числе - в образование, сравнительно короткий срок введения персональных компьютеров в школу как предмета изучения, недостаточная разработанность методики организации внеклассной учебной работы по ин-форматике и др.
Данное противоречие между потребностями современного общества и педагогической практики и уровнем развития методической базы организа-ции внеклассной и внеурочной учебной деятельности определяют актуаль-ность настоящего исследования "Развитие мотивации учения старшеклассни-ков во внеклассной учебной работе по информатике".
Объектом исследования является мотивация учения старшеклассников.
Предмет исследования - методические аспекты развития мотивации учения старшеклассников средствами внеклассной работы по информатике.
Цель работы - на основе обобщения теоретических положений и пере-дового педагогического опыта разработать учебную программу факультатив-ных занятий по информатике, способствующих развитию мотивации учения старшеклассников.
Объект, предмет и поставленная
цель обусловливают следующие зада-ч
1. на основе анализа
2. выявить общие особенности
учебной мотивации
3. обобщить опыт внеклассной учебной работы в старших классах об-щеобразовательной средней школы на примере организации факультативных занятий по информатике;
4. разработать учебную программу
факультативных занятий по ин-
Для решения поставленных задач в данной работе использованы раз-личные методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирова-ние, анкетирование, обобщение передового педагогического опыта, стати-стические методы обработки информации.
Практическая значимость исследования: материал данной работы мо-жет использоваться при подготовке и проведении факультативных курсов по информатике в средней школе.
Список литературы
1. Божович, Л.И. Потребность в новых впечатлениях / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.-Воронеж: 1995. - С.157-162.
2. Босова, Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.
3. Ваганова,
Е.И. Природа и сущность мотивации учебной
деятель-ности / Е.И. Ваганова [Электронный
ресурс]. - Режим доступа http://pravo.vuz-chursin.ru/?
4. Гейн, А.Г. Информатика, 10-11: Книга для учителя / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2001. - 207 с.
5. Гребенникова,
С.В. Мы - информатики : Учебное
пособие для 5-8-х классы
6. Информатика для средней школы.
7. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и
внешкольная работа с
8. Каптеров, П.Ф. Дидактика: Лекции / П.Ф. Каптерев. - СПб., 2005. - 624 с.
9. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней шко-ле // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 17-22.
10. Кушниренко, А.Г. и др. Информационная культура. 9-10 кл. / А.Г. Кушниренко [и др.] - М.: Издательство Дрофа, 1999. - 280 c.
11. Кушниренко, А.Г. Информационная культура. 11 кл. / А.Г. Куш-ниренко [и др.]. - М.: Издательство Дрофа, 1999. - 265 c.
12. Ланина, И.Я. Внеклассная работа по физике / И.Я. Ланина. - М.: Просвещение, 1977. - 223с.
13. Леднев, В.С. О теоретических
основах содержания обучения
ин-форматике в
14. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 448 с.
15. Лопатникова, Т. И.
16. Макарова, Н.В. Программа по
информатике (системно-
17. Малев, В.В. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета / В.В. Малев, А.А. Малева. - Воронеж: ВГПУ, 2003. - 152 с. - (Серия "Теория и методика обучения информатике")
18. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном воз-расте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
19. Методические и справочные
материалы по внедрению разви-
20. Методическое письмо о
21. Обязательный минимум
22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
23. Правила оказания платных
образовательных услуг : Постановле-ние
Правительства Российской
24. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образова-ние. - 2004. - № 4. - С. 20-26.
25. Сборник нормативных документов "Информатика и ИКТ". - М.: Дрофа, 2004. - 144 с.
26. Симонович, С.В. Компьютер в вашей школе / С.В. Симонович. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 336с.
27. Синичкин, В. П. Внеклассная работа по информатике / В. П. Си-ничкин, О. П. Синичкина. - М.: Издательство "Лицей", 2002. - 208 с. - ISBN: 5-8053-0240-3
28. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. - 224с
29. Теория и методика обучения информатике. [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: kgpu.real.kamchatka.ru/ свободный. - Дата обращения 15.03.2010.
Приложение
30. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / К.Д. Ушинский. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1948 - 1952.
31. Федеральный стандарт общего
среднего образования по инфор-
32. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления:
структурно-содержательные
33. Хлебостроев, В.Г. Информатика
и информационно-
34. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познава-тельных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика. 1988. -208с.
Примечания:
Примечаний нет.
Дисциплина: Педагогика «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» ( Дипломная работа, 61 стр. )
" Развитие мотивации учения старшеклассников во внеклассной учебной работе по информатике " ( Дипломная работа, 83 стр. )
"Активизация познавательной
деятельности учащихся при
"Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств старшеклассников" ( Дипломная работа, 83 стр. )
"Игра как фактор развития
познавательных процессов
"Методика изучения темы "Квадратный трёхчлен" на основе принципов развивающего обучения" ( Дипломная работа, 86 стр. )
"Методические аспекты
"Нарушение письма у учащихся
с задержкой психического
"Особенности выбора будущей
профессии старшеклассниками в
зависимости от личностных
"Педагогическое стимулирование процессов самоактуализации у старшеклассников на уроках информатики (на примере изучения темы: "Электронные таблицы") ( Дипломная работа, 97 стр. )