Разработка тестовых материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Модель работы над тестами: «Вызов - осмысление содержания - рефлексия».
Задачами курсовой работы являются:
1. Обосновать роль тестов в учебной деятельности.
2. Представить классификацию тестов, рассмотреть основные формы тестовых заданий.
3. Разобрать этапы разработки теста.
4. Разработать тест входного, текущего, итогового контроля по дисциплине «Электрические сети и системы».

Оглавление

Введение
1.Тест как форма контроля знаний
2. Определение понятия тест
3.Принципы разработки содержания тестовых заданий
4. Алгоритм составления тестов
5. Классификация тестов
6. Формы тестовых заданий
6.1 Тестовое задание закрытой формы
6.2 Тестовое задание открытой формы
6.3 Тестовые задание на установление соответствия
6.4 Тестовые задание на установления правильной последовательности
Приложение. Разработка входного, текущего и итогового тестов по дисциплине «Электрические сети и системы» на тему «Классификация и основные параметры электрических линий»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсач МПО.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

Второй принцип - определение  значимости проверяемых знаний. Принцип значимости указывает на необходимость включения в тест только тех элементов учебной программы, которые  можно  отнести  к  наиболее  важным,  без  которых  знания  становятся несущественными,  фрагментарными,  состоящими  из  второстепенных  элементов.

Поскольку  именно  ключевые  элементы  формируют  основу  подлинных  знаний,  в  тест  в первую очередь включают, конечно, их. Отбор значимых элементов проводится с опорой на мнения педагогов-экспертов, имеющих личный опыт преподавания и проверки знаний по интересующей учебной дисциплине. 

Третий  принцип -  взаимосвязь  содержания  и  формы.  При разработке  тестов  может оказаться уместной  некоторая ассоциация  с созданием произведений  искусства. Настоящее искусство представляет  собой,  по  словам  Гегеля,  законченное внутри  себя соединение  содержания  с вполне  соответствующей ему формой . Настоящий тест  так же  можно охарактеризовать  как результат соединения  содержания  заданий с наиболее подходящей для них формой. Одновременно форма является  способом  существования и сохранения  содержания  задания.  Вне  тестовых  форм  ни  тест,  ни  его  содержание  не существуют.

Доказательства,  обширные  вычисления,  многословные  описания  не  поддаются  представлению  в  тестовой  форме.  Из  этого  вытекает  важный  вывод -  тестовую  форму нельзя рассматривать как универсальную, пригодную на все случаи проверки знаний. Да и вряд ли в педагогике есть вообще какая-либо одна форма, которая могла бы выразить все богатство  изучаемых  знаний.  Вместе  с тем,  тестирование  является  одной из  наиболее объективных и технологичных форм  проведения  массового контроля  знаний.  В этом смысле  сравниться  с тестированием ни  один  из  известных методов проверки  знаний  не может. 

Четвертый  принцип -  содержательная  правильность  тестовых  заданий.  В тест включается  только  то  содержание  учебной дисциплины,  которое является  объективно истинным  и поддаётся аргументации. Хотя  в педагогической  литературе  последних лет справедливо  обосновывается  правомерность выделения двух  сложившихся методов познания  мира -  рационального,  естественно научного  и интуитивно-образного ,  в содержание  тестового контроля  знаний  наметилась  традиция  включать  те  элементы знаний,  которые  поддаются  преимущественно  рациональной,  нежели  интуитивно-образной аргументации. Каждое задание теста опирается, как правило, на факт, правило, теорему, норму, закон или на апробированный в практике метод. Спорные точки зрения, вполне приемлемые в науке, не рекомендуется включать в содержание тестовых заданий.

В  отличие  от  вопросно-ответной  формы  заданий,  где  даются  ответы,  правильные  в различной  степени,  тестовые  задания  обычно  требуют  определенных  ответов, признаваемых в качестве точных и бесспорных. 

Пятый принцип - репрезентативность содержания учебной дисциплины в  содержании теста. При разработке  теста обращается  внимание  на  полноту и достаточность числа заданий для аргументированного  вывода  о знаниях.  В самом  деле,  проверить  знания учащихся  можно  по  пяти-шести  заданиям.  Но  где  уверенность,  что  учащиеся  знают остальные  элементы  содержания  учебной  дисциплины?  Путь  к  появлению  такой уверенности  лежит  в  наиболее  полном  отображении  необходимого  знания  в  заданиях теста. 

Репрезентативность  не  означает  обязательного  включения  в  тест  всех  значимых элементов  содержания  или  строго  пропорционального  включения  в  тест  заданий  по различным  темам.  Ведь  многие  из  них  явно связаны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой, полностью или частично. Кроме того, много элементов в структуре знаний иерархически соподчинены, а потому из соображений экономии, нет смысла  включать  в тест  задания из  всех  изучавшихся тем. 

  Нет  таких тестов, содержание  которых вбирало бы в себя  все содержание учебной дисциплины. При создании теста обычно  ставится задача отобразить в  нем то основное, что отражает  идею измерения  уровня  и   структуры  подготовленности  учащихся,  как  результат образовательной  деятельности.  Можно  сказать  так:  содержание  учебной  дисциплины всегда  шире  содержания  тестовых  заданий.  Некоторые  из  них  заметно  связаны  между собой,  иногда  перекрывают  друг  друга  по  содержанию  и  потому могут  замещаться,  что позволяет уменьшить общее число заданий в тесте. Репрезентативность заданий связана с числом  заданий.  В  общем  случае,  чем  больше  заданий,  тем  репрезентативнее  могут оказаться  результаты.  Число  заданий  традиционного  теста  обычно  бывает  не  меньше тридцати.  Банк  заданий  адаптивного  теста  содержит  большее  число  заданий.

 Число заданий в тесте  зависит, во-первых, от содержания  проверяемого материала: чем больше  объем проверяемых знаний, тем  большее обычно требуется число заданий. Во-вторых, от вида тестов; интегративные тесты требует меньшего числа  заданий, в силу того, что для правильного  решения  каждого  задания  надо  обладать  знаниями  различных  учебных дисциплин.  Следовательно,  тест,  состоящий  из  интегративных  заданий,  охватывает большее  число  проверяемых  учебных  элементов. И,  в-третьих,  точность  педагогических измерений зависит от числа заданий; в традиционном тесте точность измерения растет по

мере увеличения числа заданий. 

 

 

 

Шестой  принцип -  соответствие  содержания  теста  уровню  современного  состояния науки. Этот  принцип вытекает  из  естественной  необходимости проверять знания школьников  не  на  устаревшем,  а на  современном учебном и контрольном материале.

Трудность реализации этого принципа заключается в опосредованности связи содержания теста  с  уровнем  развития  науки.  Здесь  полезно  напомнить,  что  учебный  предмет  представляет своеобразную проекцию научного знания в плоскость усвоения. 

Седьмой  принцип -  комплексность  и  сбалансированность  содержания  теста.  Тест, разработанный для итогового контроля  знаний, не может состоять из материалов только одной темы,  даже  если  эта тема  является  самой ключевой  в учебной дисциплине.

 Необходимо  искать  задания,  комплексно  отображающие  основные,  если  не  все,  темы  учебного курса. В то же время  существует стремление сбалансировано  отобразить в тесте основной  теоретический материал - понятия,  законы и закономерности, гипотезы, факты, вместе с методами научной и практической деятельности, с умениями эффективно решать типовые  задания. Особенно  важен  этот  принцип  для  разработки  интегративных  тестов.

Восьмой  принцип -  системность  содержания.  Это означает  формулирование  такого содержания  тестовых  заданий,  которое  отвечало  бы  требованиям  системности  при проверке  знаний.  Помимо  подбора  заданий  с  системным  содержанием  важно  иметь задания, связанные между собой общей структурой знаний. Это возможно в тех случаях, когда  каждое  задание  проверяет  преимущественно  свою  часть  в  общей  системе  знаний.

Девятый  принцип -  вариативность  содержания. После  первого  применения  теста  его содержание  становится  известным  испытуемым.  И  если  есть  условия  для  передачи информации  о  содержании  заданий  другим  учащимся,  то  это  почти  всегда  делается. Испытанным  в  практике  способом  защиты  тестовых  результатов  от  возможных искажений такого рода является создание множества вариантов заданий одного и того же теста.  Соответственно  тесты,  состоящие  из  вариантов  заданий,  называются параллельными,  если  при  этом  выполняются  еще  и  некоторые  статистические  условия Например,  они  должны  быть  примерно  равны  по  трудности,  иметь  сходные  показателивариции  тестовых  баллов  испытуемых. 

 

 

4. Алгоритм  составления тестов

 

Для того чтобы разработать  тест необходимо знать не только основные принципы, но и придерживаться определённого  алгоритма при его составлении. При составлении тестов можно придерживаться определенного алгоритма. Алгоритм предложенный ниже не является единственно возможным, тем более, что сейчас появились специальные программы, которые значительно облегчают труд преподавателя при разработке тестовых заданий.

Алгоритм составления тестового задания.

I) Определение целей тестирования:

-оценка знаний специфических  фактов, терминов, понятий.

- проверка умения давать определения,  понятия, определять их содержание  и объем.

-проверка знания формул, законов,  теорий, принципов, методов, умение применить их;

-умение находить сходства и  различия;

-умение представлять материал  на графиках, схемах, таблицах;

-знание правил методик;

-понимание концепций, теорий  и т.д.

 

II) Определение вида контроля - входной , текущий, итоговый.

 

III)Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания. Преподаватель исходя из уровня знаний, которыми должен обладать учащийся выбирает тип тестового задания.

 

IV) Преподаватель разрабатывает основные элементы тестового задания - инструкцию, текст задания и ключ(ответ, который находиться у преподавателя).

 

V) Инструкция определяет характер интеллектуальной деятельности студентов: должна быть чёткой, понятной для выполнения. Наример:

- выбрать правильный ответ из  нескольких предложенных ( если правильных ответов несколько, то отметить что ответ может быть не один);

- дополнить, вписать, заполнить,  закончить...;

- упорядочить по величине;

- установить соответствия;

- установить правильную их последовательность;

- определить истинность(ложность) утверждений.

 

VI) При формулировке теста задания необходимо придерживаться следующих методических советов:

- основной текст задания содержит  не более 8-10 слов;

- каждый тест должен выражать  одну идею, одну мысль;

- задания должны быть кратким, четкими, легко читаемыми, суждения выражены простоязычно, лучше иметь утвердительную,  а не вопросительную форму;

- формулировка заданий не должна  содержать двусмысленностей, а тем  более ловушек;

- избегать таких слов как  "иногда", "часто", "обычно" в правильных утверждениях и слов " всегда", "иногда", "невозможно" в неправильных;

- располагать тесты по возрастанию  трудности;

- каждое задание и ответ формулировать  так , чтобы верный ответ могли  дать только те кто хорошо  усвоил материал;

- задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись  результатом типичных ошибок, допускаемых студентами;

- правильные ответы должны распределяться  в случайном порядке;

- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;

  • ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

 

VII) Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме ,содержанию ,степени сложности и количеству ,и достаточно полно охватить  материал проверяемой темы.

 

VIII) Тестовые задания должны быть равноуровневыми по степени сложности.

Например:Уровень А -отображение  материала, на уровне узнаваемости и  воспроизведения.

Уровень Б - задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

 

IX) 1. Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех  уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация  требований к учащимся на основе достижения  всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой  и формируя положительное отношение к учебе.

 

 

 

5.Классификация тестов                                                                                                                 На сегодняшний  день выделено большое множество классификационных признаков рассмотрим лишь некоторые из них.

По целевому назначению теста в зависимости от времени  проведения тестирования. Первоначальным этапом разработки теста является определение диагностических целей тестирования. Тестирование может проводиться для оценки:

1) уровня знаний в начале обучения (входное тестирование);

2) усвоения знаний в течение  обучения (текущее тестирование);

3) знаний, умений и  навыков после изучения темы, раздела (тематическое тестирование);

4) умений и навыков  в конце обучения (итоговое тестирование).

Входной контроль очень важен в современных технологиях, где обучение индивидуализировано (например, модульные технологии). Здесь возникает задача выявления до начала обучения реального уровня знаний обучаемого, в соответствии с которым будут определяться содержание, объем, методы и формы обучения. Решение этой задачи может потребовать немало времени, но ее можно упростить, проведя входное тестирование.

Информация о работе Разработка тестовых материалов