Разработка тестовых материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Модель работы над тестами: «Вызов - осмысление содержания - рефлексия».
Задачами курсовой работы являются:
1. Обосновать роль тестов в учебной деятельности.
2. Представить классификацию тестов, рассмотреть основные формы тестовых заданий.
3. Разобрать этапы разработки теста.
4. Разработать тест входного, текущего, итогового контроля по дисциплине «Электрические сети и системы».

Оглавление

Введение
1.Тест как форма контроля знаний
2. Определение понятия тест
3.Принципы разработки содержания тестовых заданий
4. Алгоритм составления тестов
5. Классификация тестов
6. Формы тестовых заданий
6.1 Тестовое задание закрытой формы
6.2 Тестовое задание открытой формы
6.3 Тестовые задание на установление соответствия
6.4 Тестовые задание на установления правильной последовательности
Приложение. Разработка входного, текущего и итогового тестов по дисциплине «Электрические сети и системы» на тему «Классификация и основные параметры электрических линий»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсач МПО.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Российский  государственный профессионально-педагогический университет»

Институт электротехники и информатики

Кафедра АС

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине «Методика  профессионального обучения» на тему:

«Входной, текущий и итоговый тестовый контроль» по дисциплине

«Электрические сети и системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

студент группы ЭМ-408        Лавров И. П.

 

Руководитель:        Колесникова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2010

 

Содержание

Введение

1.Тест как  форма контроля знаний

2. Определение понятия тест

3.Принципы разработки содержания  тестовых заданий

4. Алгоритм составления тестов

5. Классификация тестов

6. Формы тестовых заданий

6.1 Тестовое задание закрытой  формы

6.2 Тестовое задание открытой  формы

6.3 Тестовые задание на установление соответствия

6.4 Тестовые задание на установления  правильной последовательности

Приложение. Разработка входного, текущего и итогового тестов по дисциплине «Электрические сети и системы» на тему «Классификация и основные параметры электрических линий»

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Индивидуальная траектория учения - это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

           Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль.

          Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учится самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

          Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

          Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Модель работы над тестами: «Вызов - осмысление содержания - рефлексия».

Задачами курсовой работы являются:

1. Обосновать роль тестов в  учебной деятельности.

2. Представить классификацию тестов, рассмотреть основные формы тестовых  заданий.

3. Разобрать этапы  разработки теста.

4. Разработать тест  входного, текущего, итогового контроля по дисциплине «Электрические сети и системы».

 

1.Тест как форма  контроля знаний

 

Управлять, и  корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании  данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс  учебной деятельности. Эффективность  применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.

Различают два  метода контроля - субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов.

Под объективным  контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.

Инструментом, который  позволяет объективно оценивать  качество усвоения, является  тест, сочетающий в себе контрольное задание  и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.

 Однако, как свидетельствует  реальная практика, не всегда удается достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. В следствии этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся.

Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ студента.

На Западе, особенно в США, тесты используются достаточно давно, и что любопытно: мы движемся к тестовой проверке знаний, а там - в противоположном направлении.

Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Достоинство:

Главное достоинство  тестовой проверки в скорости, а  традиционной проверки посредством  дидактических материалов-  в  ее основательности.

Недостатки:

Если результаты своей  работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет;

К недостаткам тестов также относят  возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.

 

2. Определение понятия  тест

 

В отечественной и зарубежной литературе существует несколько определений  тестов для педагогической области. Приведем некоторые из них:

Тест – это объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

Тест – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности.

Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.

     При кажущемся разнообразии, эти определения близки между собой, причем как правило, «стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста».

Наиболее существенным для нас представляется то, что тест не тождествен экзаменационным вопросам, в его основе лежит специально подготовленный и прошедший экспериментальную проверку набор заданий, позволяющий объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования экспертных оценок и статистических методов.

Мы будем придерживаться определения, автором которого является достаточно большая группа специалистов из разных регионов России, которые в 1997-1998гг. принимали участие в работах  по согласованию понятийного аппарата тестологии.

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Это определение достаточно кратко и вместе с тем полно отражает состав теста и его целевое  назначение.

Рассмотрим классификацию тестов, которая связана с разными подходами к анализу результатов тестирования и определяет разницу в деятельности преподавателя на большинстве этапов создания теста.

В сфере педагогического тестирования существуют два основных подхода: нормативно-ориентированный  и критериально-ориентированный. Их главное отличие друг от друга заключается в способе интерпретации результатов измерения – тестовых баллов. (Любая интерпретация представляет собой сопоставление индивидуального результата измерения с некоторым «эталоном».)

Понимание критериальной и нормативной ориентированности как разных подходов к интерпретации  результатов мы находим у В.С. Аванесова .

С точки зрения интерпретации  результатов:


“Для критериально-ориентированной  интерпретации вывод выстраивается  вдоль логической цепочки: задания – ответы – выводы о соответствии испытуемого заданному критерию” (без сравнения индивидуальных результатов с результатами других испытуемых).

“Для нормативно-ориентированной  интерпретации вывод достраивается  рейтингом: задания – ответы – выводы о знаниях испытуемого – рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого”. Заметим, что норма устанавливается заранее и эмпирически.

Описание этих двух подходов в этой схематичной форме вполне отражает смысл разницы в интерпретации.

Для нормативно-ориентированного подхода характерно сопоставление индивидуального результата с результатами других учащихся. Нормативно-ориентированные тесты лучше всего подходят для решения задач, связанных со сравнением уровня учебных достижений, ранжированием и отбором:

– сравнение индивидуальных результатов учащихся со среднегрупповыми;

– сравнение учебных достижений отдельных испытуемых, проведение на этой основе ранжирования учащихся;

– сравнение между собой достижений учебных групп и учебных заведений;

– отбор фиксированного количества испытуемых, например, при приеме в учебные заведения или переходе на следующую ступень (уровень) образования.

В основе критериально-ориентированного подхода лежит сопоставление индивидуальных результатов тестирования с общим объемом знаний, который должен быть усвоен учащимся на данном этапе обучения. Критериально-ориентированные тесты используются для решения задач, связанных с оценкой доли учебного материала, усвоенного испытуемым.

     

3. Принципы разработки  содержания тестовых заданий

 

Рассмотри основные принципы, которых следует придерживаться преподавателя при разработке тестовых заданий. ( по В.С. Аванесову)

При  разработке  теста  каждый  автор  старается  подобрать  свою  систему  заданий, вследствие  чего  по  одной  и  той  же  учебной  дисциплине  может  оказаться  несколько различных  тестов,  с  неодинаковым  охватом  учебных  тем,  с  несовпадающим  числом заданий,  и  с  разными  баллами  испытуемых. Возникает  естественный  вопрос, -  какой  из тестов  лучше  измеряет  интересующие  знания?  Ответ на  этот  вопрос  дают  эксперты. Лучшим  часто считается тест,  у которого  содержание  шире  и оно охватывает  более глубокие уровни знаний.

 Такое содержание  определяется с опорой на ряд  педагогических принципов.  Первый принцип разработки содержания теста - соответствие содержания теста целям тестирования. Содержание теста в первую очередь определяется целями тестирования. Это, пожалуй,самый  главный  принцип,  который  положен  в  основу  разработки  теста.  Например,  для проведения  периодического  мониторинга образовательного  процесса  в школе больше подходят  тесты с детальным дифференцированием  содержания  учебной дисциплины  в достаточно  большой системе заданий.  Такие тесты требуют содержательно ориентированной интерпретацией результатов, где главной задачей становится выяснение -  что  из  изученного  содержания  учебных  программ  усвоено  каждым  учащимся,  а  что потребует  дополнительного  изучения.  Для  проведения  рейтинга  учащихся  требуются тесты  с  менее  дифференцированным  содержанием  учебной  дисциплины,  и соответственно,  с  меньшим  числом  заданий.  Для  этой  цели  больше  подходят традиционные тесты.  

Ддля оценки  знаний  выпускников  образовательных  учреждений на  соответствие  требованиям минимума содержания учебных программ, в средства оценки придется включать немало сравнительно легких заданий. Но тогда ни о каком тесте, в нормативном понимании этого слова, говорить не придется. Возникнет и ряд таких спорных вопросов, как определение минимально "проходного" балла (или процента правильного выполнения числа заданий, как было  задумано в проекте закона об аттестации учащихся). По мнению автора, слова "минимальное содержание" (если  они утвердятся  в официальном  лексиконе,  вопреки тому,  что  такие  слова  вообще  противоречат  сути  гуманитарно-ориентированной образовательной практики, декларируемой Министерством образования РФ) можно будет соотнести  с минимальной  положительной  оценкой. Это  будет  оценка "три". В  то  время как  хорошие  и  отличные  оценки  должны  выставляться  за  знания  более  широкие  и глубокие, нежели минимально требуемые в образовательном стандарте.

Информация о работе Разработка тестовых материалов