Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:16, практическая работа

Краткое описание

Исследование уровня интеллектуальных способностей из комбинированных субметодик.
Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. и Переслени Л.И. (1993год).
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях общеобразовательной школы села Александровка с 3 по 23 сентября 2001г.
В эксперименте принимали участие пятнадцать первоклассников. Из них девять человек прошли подготовку в дошкольном учреждении и шесть человек не имели дошкольной подготовки в школе.

Файлы: 1 файл

Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

При выполнении задания “Ритмы” трое первоклассников  воспроизвели только простые ритмы, четверо не смогли воспроизвести и простые и сложные ритмы. Из пяти серий простых ритмов повторили 2-3 серии, из сложных - ни одной.

Результаты  этого задания говорят о трудностях слухо-моторных координаций и о  слабости кратковременной памяти, не удерживающей ритмически организованные серии звуковых сигналов.

Субтест “Повторение цифр” позволил выявить  такую закономерность: у всех 7 учащихся в большей мере страдает повторение цифр в обратном порядке.

Трое  учеников смогли правильно воспроизвести ряд из 4 цифр при прямом счете. При обратном счете воспроизводили только ряд из двух цифр.

При воспроизведении  ряда из 3-х цифр, путали последовательность цифр:

Витя  К. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 5 – 7

ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 9 – 2

Петя  С. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 8 (добавил несуществующую в ряду)

ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 - 9 – 2

Ира Б. ряд 5 – 7 – 4 воспроизвел 4 – 7 – 4 (повторила  цифру)

ряд 2 – 5 – 9 воспроизвел 5 – 9

Четверо учеников допустили большее количество ошибок. При прямом счете правильно воспроизвели ряд только из 3-х цифр. При обратном счете Илья К. и Алена К. воспроизвели ряд из 2-х цифр, Вова Т. и Аня М. не смогли воспроизвести обратный счет совсем.

Неумение  детей правильно справиться с  заданиями субтеста “Повторение цифр” говорит о наличии недостатков развития оперативной слуховой памяти.

Таким образом, применение методики раннего  выявления дислексии, позволило  выявить у детей с нарушениями  различения, запоминания и воспроизведения  временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), звуковых ритмов, с неспособностью к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели), т.е. из 15 первоклассников семеро имеют нарушения сукцессивных функий.

По наблюдению Корнева А.Н. (1983г.) дефицит тех  или иных сукцессивных функций встречается у 88% детей с дислексией. Значит, можно сказать о том, что эти дети имеют предрасположенность к нарушениям чтения – дислексии.

Выявленная  группа детей в количестве семи человек  оказалась неоднородной по своему составу. Трое детей показали более высокие результаты при выполнении заданий, четверо детей при выполнении заданий допустили большее количество ошибок и показали низкие результаты.

Данные  эксперимента представлены в таблице  и диаграммах.


Информация о работе Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе